Екатеринбург — город-сад
На рубеже XIX – ХХ веков по всему миру разлетелась мечта социолога-утописта Эбенизера Говарда о создании идеального города-сада. Идея была так хороша, что проросла в умах многих архитекторов и градостроителей. За 12 лет до начала строительства гигантов первой советской пятилетки уральский инженер Александр Николаевич Кузнецов спроектировал и почти уже начал строительство Екатерибурга как города-сада. Он представлял себе Екатеринбург как город с чистым небом без заводского дыма, с цветущими деревьями, открытыми перспективами, где ни один жизненный путь не ведёт в тупик. На заседании, которое прошло в екатеринбургской Городской думе 20 сентября 1918 года, было принято решение о строительстве города-сада. В то время столица Урала находилась под контролем белогвардейцев и многие жители города поверили, что революция и война закончились. Но их ждали совсем другие события. Как писал поэт Владимир Маяковский, впереди были другие города и сады.
Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут, Сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!»
Город-сад не случился, но Екатеринбург на распланированном когда-то градостроителем Кузнецовым участке развивался дальше. Идею подхватили советские архитекторы, которые приезжали сюда целыми командами, чтобы возвести новый город Свердловск, где в каждом квартале будет свой сад-парк. Вдохновленные строительством идеального города для человека новой России, они строили не просто дома, а будущее общества нового типа — общества равных людей.
Дома для нового человека. Уральский конструктивизм
Появившийся на заре советской эпохи, конструктивизм должен был стать фундаментом для создания идеального мира. В период первых пятилеток этот архитектурный стиль был признан официальным. Это позволило российским архитекторам воплотить свои смелые идеи по всему Советскому Союзу. Но именно Екатеринбург по версии Юнеско стал столицей конструктивизма мира. В 30-х годах в столице Урала было построено около 140 зданий нового стиля.
Создание нового Свердловска решается не как конгломерат построек, случайно поставленных в плане, а как организованный город-комбинат, где расстановка зданий — промышленных, общественных, культурных и жилых — подчинена целевой установке.
Целевая установка в строительстве жилых зданий — «Дом — машина для жилья» — подчинялась принципу, сформулированному французским архитектором Ле Корбюзье, пионером функционализма в архитектуре.
Идея была простая: город как большой комбинат — с кем живешь, с тем и работаешь, с кем работаешь, с тем и живешь. На работу не едем — на работу ходим. Детские ясли, столовая, прачечная, кафе, баня, поликлиника, спортивные и танцевальные площадки — все находилось внутри квартала.
Женщина должна быть освобождена от рабского труда на кухне, она творчески развивается вместе с мужчинами, с которыми и работает. Поэтому в квартирах новых домов не было кухонь — квартира рассматривалось как пространство для сна и имела минимальную площадь.
Новый человек Советского Союза должен был трудиться на благо государства, а государство в свою очередь заботиться о своих гражданах. Первым кондоминимумом в мире стало общежитие для неженатых чекистов.
Горнозаводская цивилизация
В 1926 году этнограф, профессор Пермского университета Павел Богословский ввел термин «горнозаводская цивилизация». Учёный обосновал наличие на Урале «своеобразной цивилизации» с особой идеологической сущностью и специфическим стилем, которая имела особый художественный стиль. И уже в наше время писатель Алексей Иванов (автор романов: «Сердце пармы», «Географ глобус пропил», «Золото бунта» и др.) взял на себя смелость подтвердить феномен «горнозаводской цивилизации». Он объехал около 200 поселков и городов Урала, чтобы разобраться и объяснить, в чем суть феномена уральской земли, её культурный код.
Дело в том, что каждая идентичность имеет некую базовую ценность, через которую реализуется человек. Для Урала такой базовой ценностью является труд. Человек самореализуется через труд.
В свое время мне посчастливилось пообщаться с Алексеем на одной из книжных ярмарок, и он очень просто и доходчиво рассказал, что в основе Урала лежит промышленность. Структурная единица старого Урала — это горные заводы, работавшие на силе падающей воды. Все заводы были построены на речках. Речку перегораживала плотина, наливался пруд. Под плотиной стоял завод, машины которого работали от энергии падающей воды.
Писатель разобрал завод и в мифологическом смысле. Он считает, что завод представлял из себя концентрацию 4 стихий. Вода, на силе которой работал завод, огонь в доменных печах, земля-руда и воздух. Доменные печи не будут работать, если в них не накачивать воздух. Завод был квинтэссенцией четырех стихий. Завод в плане представлял собой крест как символ крестьянский жертвы. Человек, который работал на заводе, приносил себя ему в жертву. Работник на заводе был вовлечен в сложные языческие взаимоотношения с природой, кстати, далеко не христианские. Например, если доменная печь начинала работать плохо, то в нее бросали икону и тогда была надежда, что она хорошо заработает. Или, когда строили плотину, существовало поверье, что в основании плотины нужно закопать человека, принести человеческую жертву, а это совсем не по-христиански. И подобных суеверий существовало огромное количество. Фигура мастера — ключевая фигура для культуры Урала.
В каждом культурном проекте есть основная ценность, через которую реализуются люди, и эта ценность всегда предъявлена образом главного культурного героя той или иной идентичности. Алексей сделал интересный вывод, что Данилу-мастера из сказки Бажова хозяйка горы пощадила, потому что он являл собой ту ценность, которая актуальна для этого региона — труд.
Дом, где рождались сказки
На углу улиц Архиерейской (нынешней Чапаева) и Болотной (нынешней Большакова) находится дом великого сказителя земли уральской Павла Петровича Бажова.
Он как отдельная застывшая, заколдованная реальность, созданная Бажовым в постоянно меняющей свой лик реальности города. Горожане несутся мимо этого дома в бешенном ритме, город наступает на мир Бажова, откусывая части когда-то посаженного им сада и все же не может заступить на территорию волшебства, где открывается портал в сказку. Дом писатель начал строить в 1911 г. после женитьбы на Валентине Александровне Иваницкой и прожил в нем счастливо со своей семьей до своего ухода.
После смерти Павла Петровича Валентина Александровна передала дом городу и в нём был создан мемориальный музей писателя. Каждая вещь в экспозиции музея связана с жизнью и творчеством Бажова. Время в доме застыло, и только отслоившаяся краска на потолке в коридоре и старый заросший сорняками сад напоминают о том, что время неумолимо.
Автор «Малахитовой шкатулки» прожил невероятную жизнь. Когда читаешь его дневники, понимаешь, что все социальные и духовные катаклизмы прошли через его судьбу. Семинарист и атеист, преподаватель епархиального училища и большевик-подпольщик, филолог и собиратель горнозаводского фольклора, лауреат Сталинской премии и дважды исключенный из партии «оппозиционер», депутат, к которому был приставлен милиционер для его охраны, и писатель, который открыл в себе дар сказителя в 60 лет и написал сказки так ювелирно, так хорошо, что сразу создал серию абсолютных шедевров. До сих остается загадкой, откуда к нему пришли все эти образы и сюжеты. Своим талантом и мастерством он оживил древние уральские мифы и проявил суть-образ всего Урала — образ Мастера.
Мариинск — село на границе миров. Мариинские избы — дома для отдыха
Хотелось увидеть старинный завод с плотиной, о котором так живописно рассказал Алексей Иванов. Перенестись во времени и оказаться в селе легендарной горнозаводской цивилизации со старинными домами. В месте, где до сих пор живы истории из сказок Бажова. И мы отправились в село Мариинск, расположенное на берегу реки Ревды, находящееся в 70 км от Екатеринбурга, первое село Европы, как говорят о нём местные.
В XVIII веке эта местность принадлежала башкирским племенам, а до них здесь были народы манси и чуди. Село Мариинск родилось вместе с рождением Мариинского передельного завода по переработке чугуна в 1840 году. Завод и село были названы в честь владелицы завода Марии Денисовны Демидовой. Завод, увы, не сохранился, но часть плотины до сих пор разделяет реку Ревда и Мариинский водохранилище (которое и образовалась благодаря плотине).
Огромные сколы двухсотлетних деревьев выступают над водой, напоминая о мощи утраченного во времени завода.
Село окружено лесом и многочисленными легендами.
По рассказам Игоря Алексеевича Черноголова, человека, который мечтает превратить село Мариинск в самую яркую достопримечательность Урала, каждый житель в селе может рассказать интересную быличку или историю, связанную с этим местом.
В свое время Черноголов поселился в селе, всей душой влюбился в это место, в его историю и красоты. Ну а затем стал покупать здесь старые полуразвалившиеся избы XIX века, реанимировать их, приводить в порядок, воссоздавая интерьеры и обстановку быта людей, которые жили в когда-то в Мариинске. Это настолько его затянуло, что в какой-то момент стало делом жизни.
В Мариинске метаморфозе подверглись уже десятки домов, заново отстроены несколько храмов, работает деревенский трактир, где готовит местные деликатесы шеф Андрей Казначеев, построены мастерские для ремесленников, строится бассейн со спортивной площадкой.
Можно сказать, что история снова закручивает вихрь нового рая на уральской земле, но на этот раз деревенского. Каждый дом имеет свою историю, кто в нем жил и когда. У каждого дома разбиты огороды.
Единственное, что отличает такой дом от старинного, — это наличие современных удобств. В любом из воссозданных и адаптированных к нашему времени домов можно остановиться и пожить, поработать на огороде, погулять по улицам старинного села, насладиться уральской глубинкой и послушать небылицы от его обитателей.
Игорь Алексеевич предлагает тем, кто много работает, вырываться из суеты города и расслабляться в Мариинских избах.
Мариинские шелпы
Хотите верьте, хотите нет. А рассказывают, будто в селе живут фантастические существа — щелпы. Видели их местные жители много раз. Они появляются в виде сгустков в воздухе шаровидной формы, а могут и в виде живого существа: собак, птиц, кошек и даже в виде людей.
Появляются они из ниоткуда и исчезают в никуда. И могут внушить человеку любые мысли или эмоции. Говорят, что те, кто их видел, чудными становятся — начинают плакать или смеяться без причины. А некоторые даже внешне меняются, начинают чем-то страстно увлекаться, осваивают какое-нибудь старинное мастерство или дело и сами становятся мастерами.
Феномен уральской избы
В каждом регионе нашей страны есть особенности постройки дома, свойственные только этой территории. На Урале, где зимой выпадает много снега и свирепствуют морозы, строили дома с крытыми дворами. Такие усадьбы с дворами-сараями находятся в Мариинске и в соседнем селе Краснояре.
Дома строили вплотную к избе сзади, сбоку или между постройками, в один или несколько рядов, образовывая своеобразные дома-комплексы: дом брусом, дом кошелем, двойной дом и даже тройной дом.
Дом брусом, например, называли «домом под одним конем», т. к. вся крыша усадьбы была расположена на одной оси и могла быть как одно-, так и многоуровневая. Дворы иногда строили двухэтажные со скотным двором.
В декоративном убранстве Урала изначально широко использовалась тематика «звериного стиля». С XIX в. широко используются наличники с растительным орнаментом, выполненные прорезной резьбой.
Часто мастера вырезали солярные знаки, выполненные в технике геометрической резьбы. Кровлю дома завершали охлупни-коньки, которые служили дому оберегом.
Еще один элемент декора уральского дома — это столбы-опоры, расположенные внутри или по внутреннему периметру двора. Подобные столбы поддерживали навесы, сараи с сеном, стены ограждений скотных дворов.
Особенность уральского дома — это широкие усадебные ворота, через которые можно было сначала попасть в крытый двор, а из него уже и в дом.
И, конечно, особая специфика в декоративном убранстве жилых домов Уральского края — это металл. Местные мастера: кузнецы, литейщики, слесари — изготавливали высокохудожественные решетки ограждения, завершения печных и водосточных труб, ажурные павильоны, часовни, скульптуры и печи.
Возвращаясь в Москву в самолете с группой Медиа Амбассадоров и делясь впечатлениями об Урале, я подумала о том, что Урал за эти три дня открыл для каждого из нас только какую-то крохотную часть себя. Мы увидели отблеск сияния камней из «Малахитовой шкатулки» Бажова, но хочется рассмотреть каждый камушек из россыпи драгоценных природных, культурных и исторических объектов отдельно. Все мы сошлись в одном: Урал показал, что не надо бояться мечтать, экспериментировать, реализовывать свои проекты, когда в основе начинаний — труд, созидание и мастерство.
На обложке; Лестница в Музее истории и археологии Урала. Фото: Андрея Лихоеденко