С именем Варвары Степановой связана одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Главные героини экспозиции: Варвара Степанова — живописец, график, художник театра и книги, дизайнер, модельер — и ее подруги Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, Анастасия Ахтырко, Ольга и Галина Чичаговы, Людмила Санина, Елизавета Игнатович. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.
Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее были сконцентрированы процессы рождения нового искусства.
Вместе с ней и отчасти ее глазами мы смотрим, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Смотря на эскизы Александры Экстер к фильму «Аэлита», я подумала о том, что все эти девушки сами были «марсианками» в советском мире. Они строили абсолютно новый мир. И в этом «прекрасном и яростном мире» надо было, чтобы и человек выглядел по-иному, соответственно требованию времени.
Простота, функциональность, минимум декора, яркие цвета — ничто не должно было мешать свободно шагать к светлому будущему.
«Человек не может жить без чуда. По природе своей он живет полной жизнью тогда, когда изобретает, открывает, производит опыты». Эти слова Варвара Степанова написала в 1920 году в своей статье о возможностях познания искусства. Всю свою жизнь она стремилась разгадать суть искусства, некую непонятность в произведениях, которую она называла «чудом».
Выставка открыта до 20 октября.
Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина