Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков
«Если у вас есть глаза, это еще не значит, что вы можете видеть. Чтению картин надо уделять столько же внимания, сколько и чтению текстов».                                                                  Питер Гринуэй. Документальный фильм «Рембрандт: Я обвиняю!»
Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е
Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е

Зайцы со вспоротыми животами, коровьи головы, мертвые лебеди и павлины, олени и другая дичь... Развалы охотничьих трофеев — всего лишь картинки с рынка, привычные для европейца XVII столетия. То, что казалось человеку XVII века прекрасным, достойным кисти мастера, сегодня вызывает противоположные чувства.

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Мировоззрение человека изменилось за несколько веков. Декоративность, театральность, избыточность работ Снейдерса ассоциируется с картинами самого противоречивого режиссера ХХ столетия Питера Гринуэя. И тогда это уже не мясные лавки, а раскадровка его картины «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.).

Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.)
Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.)

Гринуэй восхищался Франсом Снейдерсем, именно он вдохновил его на многие сюжеты в творчестве. В фильме «Живот архитектора» (1987) режиссёр цитирует картины фламандского художника «Овощная лавка», «Фруктовая лавка» и «Рыбная лавка» с изобилием еды на столах. В фильме «Книги Просперо» (1991) Гринуэй повторяет цветовую палитру произведений нидерландского живописца.

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Во многих своих работах режиссёр-провокатор транслирует свое восторженное отношение к творчеству Франса Снейдерса и его барочным натюрмортам.

Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.)
Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.)

Франс Снейдерс был новатором фламандского барочного натюрморта. Он известен своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок.

Ф. Снейдерс Рыбная лавка. Около 1616
Ф. Снейдерс Рыбная лавка. Около 1616

Снейдерс был сыном владельца одной из крупнейших таверн города, известной пирами, которые растягивались на несколько дней. С детства он лицезрел во всех подробностях горы дичи, изображения которой позже обессмертили его имя. Франс был учеником Питера Брейгеля Младшего, дружил с братом учителя Яном Брейгелем Старшим, который открыл ему Италию и ее мастеров.

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Каждое крупномасштабное полотно Снейдерса — это сюжет из большого кино его жизни. Поэтому в каждой картине сложная композиция, где натюрморт из фигур: человека, мертвой дичи, голодных котов и собак — имеет продуманную геометрическую основу, позволяющую зрителю охватить взглядом всю глубину пространства и множество реалистично выписанных деталей. Эту же грандиозную перспективу «лавки жизни» мы видим и в кинематографических полотнах Питера Гринуэя.

Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.).
Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.).

Главное для Франса Снейдерса в его полотнах — это апофеоз живой природы, ее щедрости и неувядаемой красоты. Сто лет назад искусствовед Владимир Левинсон-Лессинг в статье «Снейдерс и фламандский натюрморт» написал о живописи мастера: «апофеозы жизни в ее действенном начале, ее животной плотской сущности, гимны радостей органического бытия».

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Питер Гринуэй на вопросы о его картинах, где много мертвой плоти, говорил: «В моих фильмах действительно часто возникают темы смерти и всеобщего распада, однако при этом они несут в себе атмосферу праздника. Это всегда воодушевляющее зрелище, насыщенное и жизнерадостное. И исполненное человеколюбия...».

Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.).
Кадр из фильма Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1987 г.).
П. Виллиге. Аллегория бренности, вторая половина XVII века
П. Виллиге. Аллегория бренности, вторая половина XVII века

Экспозицию дополняют произведения современников и последователей Франса Снейдерса.

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Любуемся такими отталкивающими и такими притягательными полотнами Франса Снейдерса на выставке «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А. С. Пушкина до 26 января 2025 года и смотрим барочные и преступно красивые картины Питера Гринуэя, которые соединяют в себе страсть, человеческое тело, еду и театральное действо.

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков

Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А. С. Пушкина. 

Фото: Антон Баклыков
Фото: Антон Баклыков