Смотря на работы Франциско Инфанте, я вспомнила слова ливанского философа, художника и поэта Джебрана Халиля Джебрана: «Искусство — шаг из природы в Бесконечность».

«Еще вчера я мыслил себя частицей, пульсирующей без всякого ритма в сфере жизни. Теперь я знаю, что я есмь сфера, и жизнь во всех своих частицах ритмично пульсирует во мне». Джебран Халиль Джебран «Песок и пена»
Сам художник не очень любит объяснять символизм своих работ, и всё же в разговоре с ним прорисовались некоторые тонкие линии его видения мира.

О бесконечности
— Я никогда не занимался попыткой пробить какую-то брешь в своем сознании, чтобы приблизится к осмыслению, что такое бесконечность. Подумайте сами, что есть бесконечность и кто мы — песчинки в этом мире. Но тем не менее человек идёт, стремится в область бесконечного и пытается делать, что в его силах. А вот куда он идёт... Поэтому и получается: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Ну, а вообще, природа является символом бесконечного начала божественного.
О метафоре
— Метафора — это главный результат того, что может сделать художник. И если она состоялась, смотрите на произведения и считывайте смыслы. Возможно, они вам будут понятны. Это не вербальное искусство, нет слов, которые могли бы объяснить — только визуальные образы. И это очень важно, потому что я не люблю нарративное искусство и не занимаюсь им. Для меня главное — создать метафору. А уж какими способами я ее создал — это процесс сугубо персональный и личный, зачем о нём рассказывать. Метафора каким-то таинственным образом свидетельствует о жизни точнее, чем сама жизнь о себе. Я это понял в процессе творчества.
Об артефакте
— Вот, например, в медицине, если врач не может поставить диагноз, он в графе диагноз ставит — артефакт, потому что непонятно, что это. Артефакт в искусстве — это то, чего не может быть. Вообще искусство — это то, чего не может быть, но в результате работы сознания той или иной персоны, которая называется художником, свершается что-то. И художник через свое творчество открывает свое представление о том мире, в котором живет, и о себе в качестве метафоры.
О творческом процессе
— У меня много работ. Но я показываю только то, что с моей точки зрения получилось. Стоит мне задуматься, что я создам что-то потрясающее, и ничего не происходит. И наоборот, что-то делаю в рабочем порядке, и получается интересная вещь. Я не люблю пафос, высокие разговоры — они ни к чему не приводят, если ты не находишься в творческом состоянии.

О Казимире Малевиче
— Я был вдохновлен Малевичем. Когда я увидел в юношестве работы Малевича, я испытал восторг. Малевич — фигура опасная. Многие художники увлекаются Малевичем, попадают в его систему координат и начинают под влиянием его творчества рисовать квадраты и прямоугольники — а это просто воспроизведение, повторение того, что Малевич давно уже сделал. Но притягательность фигуры Малевича столь велика, такая в нём невероятная сила магнетизма, что он поглощает в себя неопытных сознанием. Не надо к нему слишком близко подходить — затянет в свое поле, а потом не оторвешься. Это можно сравнить с запуском ракеты в космос, представляете, какой силы она должна быть, чтобы оторваться от притяжения Земли. Так и с Малевичем: он как планета, и многие циркулируют вокруг него, не в состоянии оторваться, занимаясь тем же самым, но только хуже. Авторитеты — вообще вещь опасная, и надо это понимать и всегда держать дистанцию.
Мое обращение к Малевичу, потому что квадрат, по его мнению, — идеальная форма, с помощью которой можно выразить абсолют и бесконечность. А «белое ничто» — символизирует бездонную пустоту, находящуюся вне космоса и хаоса, вне света и тьмы, вне пространства и времени. Меня это так поразило, что я решил скорректировать намерение Малевича и разложить его супрематические элементы, покрашенные в яркие цвета, на снегу. А снег не имеет никакого отношения к этим ярким картонкам, у него другая природа. И из этого противоречия природного и искусственного получилась метафора.
«Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог». Казимир Малевич о «Черном квадрате»

Об инсталляции
— Думаю, у инсталляции восточное происхождение. Я это понял очень давно, когда посетил Непал и увидел, когда одна молитва написана на камнях бесконечного ряда или на крутящихся барабанах и когда человек проходит мимо, он прочитывает ее необходимое количество раз. И вот это повторение, эта тотальность и есть суть инсталляции. Я представил свою версию моего понимания инсталляции и зафиксировал в метафоре.
Можно ли объяснить работы
— Я о своих работах рассказать ничего не могу, а точнее не хочу, потому что я не сторонник вербальных изложений того, что я делаю. А что я делаю, представлено здесь, на выставке, в виде фоторабот, которые сами за себя говорят. Метафора — она сама за себя говорит и не требует объяснений и разъяснений. Говорить-то я могу, но зачем. Объясняя работу, я снижаю её уровень. Все мои работы визуальные, а не вербальные. По науке, 80% информации поступает к нам через глаза, а остальные 20% распределены между осязанием, обонянием, слухом, болевыми и температурными ощущениями, чувством равновесия и положения в пространстве. Значит, большая часть информации проходит через наше видение мира. И это значит, что восприятие моих работ зависит от способности зрителя видеть. Но зритель всегда прав, даже если он не увидит мой замысел, он всё равно что-то для себя увидит. Ведь мы не всё понимаем из того, что видим. Есть то, что понять невозможно. Например, мы видим на небе звёзды, которых, по мнению учёных, давно уже нет, но их свет доходит до нас. Вот как понять такие вещи?
Эта выставка — ретроспектива, демонстрирующая более чем шестидесятилетний творческий путь художника, автора объектов, инсталляций, произведений живописи и графики, создателя артефактов. В экспозиции Франциско Инфанте «Метафоры бесконечности» представлено более 400 произведений из коллекции Третьяковской галереи и собрания автора, а также отдельные объекты, рисунки и эскизы из собраний музеев и частных собраний. Выставка продлится до 13 апреля.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи