Может ли место изменить нас? Да, может. Можем ли мы изменить место? Всё зависит от нашей внутренней силы и её направленности — созидательной или разрушительной. Есть на карте Земли места, которые помогают соединиться со своим духом, напомнить, для чего мы здесь. Сейчас, по прошествии некоторого времени, путешествие в Белогорье (Белгородскую область) представляется мне алхимической лабораторией. Это было короткое, но насыщенное событиями путешествие по обретению качеств, необходимых мне для раскрытия всех граней моей личности.
Каждый пункт, в котором я побывала с проектом «МедиаАмбассадоры», я восприняла как алхимические этапы Великого Делания (Magnum Opus), которые открыли мне новые смыслы понимания себя и мира. Цель любого алхимического процесса — качественное изменение внутри субъекта, его «перерождение» и переход на новый уровень. Подобно тому, как свинец превращается в золото, человеческая душа способна достичь совершенства через процессы познания, очищения и преображения. Можно сказать, что это путь к духовному просветлению и гармонии с миром.
Сепарация (separatio) — стадия отделения света от тьмы, ценного от ненужного. Выбор: стать золотом или остаться черным необработанным металлом.
Губкин встретил нас ярким солнечным утром. Мы ехали к одному из крупнейших горно-обогатительных комбинатов России — Лебединскому ГОКу.
Перед посещением предприятия наш гид рассказал о технологиях добычи и обогащения руды. Мы узнали, как современные машины и оборудование позволяют эффективно извлекать полезные ископаемые из недр земли, но мы и представить не могли, какое зрелище нас ждёт впереди.
Карьер как гигантская чаша простирался на многие километры. Его стены-уступы уходили вниз на сотни метров, а дно казалось крошечным с высоты смотровой площадки. Глубина карьера достигает более 600 метров, ширина — 6 километров. Это одно из крупнейших предприятий в России по добыче и обогащению железной руды, а также производству высококачественного сырья для черной металлургии. ЛГОК дважды попадал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря уникальным запасам железной руды — 20,2 млрд тонн.
Мимо нас проезжали перевозившие руду самосвалы размером с дома, я вспомнила научно-фантастический фильм «Хроники хищных городов» (реж. Кристиан Риверс). По сюжету после глобального военного конфликта города перемещаются по планете на гигантских колёсах или «гусеницах».
Я как будто оказалась внутри фантастического фильма и услышала, как эхо, звуки музыки, доносившиеся со дна карьера. Меня вывел из оцепенения голос директора «Центра туризма и гостеприимства Белгородской области» Евгения Ершова, который словно прочитал мои мысли и рассказал о том, что на дне этого котлована действительно играла классическая музыка. Здесь, где мощь и сила земли разверзлась перед нами, я спросила его, как он видит будущее Белогорья.
«Будущее Белогорья — это динамичный рост туристического потока из разных уголков страны, появление уникальных объектов, символизирующих новую эпоху развития региона. Новые экскурсионные маршруты позволят открыть величие промышленных гигантов и разнообразие местной кухни. Путешественники смогут познакомиться с культурой, историей и современностью Белогорья, наполненного яркими впечатлениями и теплом гостеприимства» , — Евгения Ершов.
Кальцинация (calcinatio) — стадия прожигания «лишнего» огнём. Очищение через уничтожение ненужного. Сжечь страх и сомнения, чтобы остались ясность и бесстрашие.
Наш автобус въехал на территорию Оскольского электрометаллургического комбината им. А. А. Угарова (ОЭМК) — предприятие чёрной металлургии, производитель спецсталей (SBQ) для автопрома и машиностроения.
Процедура проверки на алкоголь (на территории предприятия могут находиться только абсолютно трезвые люди), униформа с необходимой защитой, проезд по огромной территории комбината. И вот мы уже в огромных цехах, как в чреве какого-то инопланетного корабля.
Грохот прокатных станов, невыносимый запах калёного железа и гул сталеплавильных печей создавали атмосферу, похожую на гигантский, невероятный по мощи перформанс, где главными арт-объектами были огромные механизмы и раскалённый металл. И я услышала неповторимую симфонию промышленного гиганта.
Зрелище кипящего металла завораживает и как будто прожигает что-то внутри — страхи, сомнения, неуверенность...
Когда я вышла на воздух, было ощущение невероятного облегчения и радости жизни.
Растворение (solve). Погружение в воду, чтобы отделить истинное от ложного. Устранение старых форм.
От посёлка Чернянка по реке Оскол на лёгких байдарках мы скользили по глади реки, наслаждаясь тишиной, спокойствием и живописными берегами.
Неожиданно раздался звук сломанной ветки, и я заметила изящную серую цаплю, которая вспорхнула из камышей, грациозно приветствуя нас. Я вспомнила легенду о египетской птице Бенну, которую изображали в виде цапли. Бенну была богиней возрождения и жизни. Эта космическая птица обитала в стране вечного света, за пределами земного мира, там, где рождались боги и откуда они сходили в наш мир. В наш мир она приносила на своих крыльях дающую жизнь эссенцию «нике».
Бенну — бессмертная душа, предвестник грядущего, само солнце, символ божественного созидания и возрождения. Согласно мифам, эта птица возникла из огня, который горел на священном дереве во дворе храма бога Ра. Цапля, а может сама Бенну, которая вылетела из пламенного горнила металлургического комбината и сопровождала нас в течение всего сплава по реке, показывая всю тихую красоту этих удивительных мест, вдруг растворилась где-то за очередным плавным изгибом реки.
Мы причалили к небольшой деревянной пристани и сошли на берег. Наши проводники из компании «Драйв-тур» проводили нас до деревянной беседки, где нас ждал обед с речной рыбой.
Затвердевание (coagulatio) — превращение жидкости в камень. Идея становится реальностью. Светлое подземелье Холковской обители.
Свято-Троицкий Холковский монастырь (Холков-Царёв-Николаевский монастырь) — единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области.
Основанный в 1620 году, он хранит в своих недрах эхо веков и застывшие в мелу слова молитвы.
Отшельники углублялись в холм, откалывая мел и вынося его наружу. Мел внутри скалы мягкий, как пластилин, поэтому внутри пещерного храма вырезаны лики святых. С веками мел затвердел и стал как камень. В этом белоснежном пространстве внутри земли каждое сказанное слово молитвы усиливается и становится слышно для Бога.
Соединение (conjunctio). Слияние противоположностей или нескольких элементов в единое целое, которое приводит к рождению нового.
В 1637 году новый город-крепость Яблоновский острог вырос прямо «на ходу крымского царя» и больших крымских людей за 14 дней. Учёных по сей день удивляет размах и скоротечность строительства города. По летописям сохранилась информация, что на стройке ежедневно участвовало пять тысяч человек.
Яблонов расположился между крепостями Короча и Новый Оскол, перекрывая собой Изюмскую сакму — одну из трёх дорог, по которым на Российское государство совершали набеги крымские татары. Белгородская оборонительная черта сыграла важную роль в истории страны и будущей Белгородской области.
Но с ростом территорий и влияния России необходимость в обороне на этих рубежах отпала и многие бывшие крепости, в том числе и Яблонов, либо исчезли, либо превратились в небольшие сёла.
И вот по прошествии нескольких веков на месте бывших укреплений вырос новый город-крепость Яблонов. Работы по возведению новой крепости недалеко от бывших укреплений начались в 2017 году.
Деревянные стены, башни и другие постройки возвели из архангельского леса. Крепость строили 15 опытных плотников. Современный вариант города-крепости Яблонов — воссозданный комплекс, максимально приближенный к оригиналу XVII века.
Иммерсивную экскурсию по крепости проводит «Дух крепости». Это аудиопутешествие с актёрами, в ходе которого посетители становятся участниками событий, происходивших четыре столетия назад.
Дистилляция (distillatio). Очищение и возвышение через повторение. Пережить боль, чтобы осознать смысл. Тишина, выкованная из стали.
То, что пережила Белгородская земля во время Великой Отечественной войны, трудно описать словами. В Белгороде были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, коммунальное хозяйство, общественные здания: школы, кинотеатры, библиотеки. Из 34 тысяч жителей в Белгороде ко дню его освобождения осталось лишь 150 человек.
Было уничтожено 85% жилого фонда городов и сёл края. В Старооскольском районе также были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, школы, больницы, уничтожено 916 колхозных построек, разграблен и выведен из строя весь сельскохозяйственный инвентарь и транспорт. Страшные цифры...
В посёлке Прохоровка находится Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» — многофункциональный комплекс, объединяющий объекты, которые хранят для нас подвиг советских воинов во времена Великой Отечественной войны.
12 июля 1943 года в районе станции Прохоровка состоялось крупнейшее в мире танковое сражение. Историки по-разному оценивают количество танков и других бронемашин, которые сошлись в этом бою, но все они сходятся в одном: во встречном сражении участвовало более 1000 немецких и советских танков. Земля сотрясалась от грохота гусеничных траков и раскатов артиллерийских залпов... Сегодня по Прохоровскому полю гуляет ветер, прижимая травинки к земле в память о прошлом.
Здесь стоит величественная «Звонница». Четыре белоснежных пилона, устремлённых в небо. На высоте 50 метров — золотой купол, под ним — колокол. Колокол бьет трижды в час, оповещая ударами о великой роли трёх ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй — о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон — в память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.
А когда он молчит, то звенит тишина, напоминая нам о том, какой ценой мы получили мир.
Танковому сражению под Прохоровкой посвящен главный военный музей Белгорода — Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление».
Сердце музея и его главный экспонат — самая крупная в Европе диорама «Огненная дуга» — гигантское художественное полотно, иллюстрирующее решающую схватку на Курской дуге в июле 1943 г.
Площадь картинного холста диорамы — 1 005 кв. м. Здесь под руководством народного художника РСФСР Н. Я. Бута художники-баталисты единственной в стране студии военных художников им. Грекова два года в деталях расписывали полотно грандиозной битвы.
Экспозиция музея «Битва за оружие Великой Победы» посвящена эвакуации предприятий во времена Великой Отечественной войны и рассказывает о подвиге работников тыла и их вкладе в Победу.
У входа в музей стоит железнодорожный состав, на котором написано: «Всё для фронта! Всё для Победы!». Железнодорожники сыграли ключевую роль в достижении Победы. Они обеспечили эвакуацию и сохранение большинства производственных мощностей, спасли миллионы людей от попадания в плен к немцам. Благодаря их усилиям 17 миллионов человек были вывезены в безопасные районы, а фронт получил всё необходимое: технику, боеприпасы и топливо.
В музее 35 интерактивных зон, оборудованных аудиогидами и проекционными диорамами. Посетители начинают своё знакомство с довоенной улицей, где стоят магазины и летний кинотеатр. Далее, перемещаясь по залам, они последовательно знакомятся с историей эвакуации населения и предприятий в тыл, а также с процессом их обустройства на новых местах. Экспозиция демонстрирует, как жители тыла трудились на эвакуированных заводах, проживали в бараках и как дети наравне со взрослыми принимали участие в работе. Практически все экспонаты — это реальные вещи и объекты времён войны.
Когда я шла по музею, то слезы наворачивались на глаза. Представить себе невозможно, сколько боли и страдания легло на плечи женщин и детей, какая огромная сила была в них, как это их не сломало. Задумалась, какая же огромная любовь к Родине горела в их сердцах.
«Каждый из нас бережно хранит воспоминания о первом учителе, помнит первое сентября и первую пятерку, а мне повезло запомнить ещё и первые длинные пешие прогулки, которые отчасти напоминали походы, ведь каждое 5 августа большой семьей мы шли пешком от улицы Железнодорожная к Диораме, чтобы почтить память героев, благодаря подвигу которых 5 августа 1943 прозвучал первый салют в Великой Отечественной войне. Белгород привык быть «на острие» и во времена ВОВ, и сейчас, но ещё этот город неоднократно был в десятке лучших городов для жизни. Сегодня Белгород для меня лично город, где подвиг становится нормой, город, где каждый житель влюблён в свой край, и каждый — самый настоящий герой. А ещё белый город не отпускает, ведь далеко не каждый город-миллионник может похвастаться такой инфраструктурой, качеством жизни, сплоченностью и радушием людей», — Амалия Акопова, автор проекта «Медиа Амбассадоры», ведущая Москва FM
Ферментация (fermentatio). Брожение: сахар становится вином. Внутренний рост и оживление. Этап, на котором старое приобретает новую жизнь.
В селе Тростенец находится «Географический центр Белгородской области» и именно здесь всё село с большим трепетом хранит память об истории села и поддерживает местные обычаи и обряды.
В центре села находится Тростенецкий модельный сельский Дом культуры на 300 мест с библиотекой, фонд которой насчитывает около 8 тысяч книг.
Ещё в селе свой фольклорный ансамбль «Истоки», который в свои яркие ленточные сети ловит всех, кто проезжает село, поёт им свои песни, в которых хранятся драгоценные камушки памяти о Белгородской земле, знакомит с традиционным костюмом, с орнаментами, головными уборами и поясами.
Больше всего меня поразило то, что все костюмы, которые были надеты на участниках коллектива, имеют более чем 100-летнюю историю, и передаются в семье из поколения в поколение.
Участницы фольклорного коллектива сохранили не только одежду и песни, но и традиционные для села угощения — вареники со смородиной в виде рыбок, пироги, наливочки и компоты.
Возглавляет коллектив художественный руководитель Тростенецкого МСДК Василий Алёхин.
Путрефакция (putrefactio). Стадия мистической смерти. Зерно, упавшее в землю, умирает, высвобождая искру жизни и рождается новое.
Несмотря на сложную оперативную обстановку, регион остается лидером России по объемам выпуска мясной продукции. Белгородская область продолжает укреплять продовольственную безопасность страны и подтверждает свой статус ключевого региона мясной отрасли, успешно преодолевая возникающие трудности.
В сентябре в Старом Осколе прошёл «Фестиваль мясных деликатесов». Организаторами которого выступили управление по туризму Белгородской области, ОГАУ «Белгородский центр туризма» и Белгородский свинокомплекс «Сибагро».
Мероприятие посетили более 30 тысяч жителей и гостей города. На фестивале были представлены десятки площадок с мясными угощениями и деликатесами.
Изюминкой фестиваля была площадка «Гурман Шоу», где шеф-повара из Белгородской области и других регионов в течение семи часов проводили мастер-классы по приготовлению деликатесов из мяса.
«На протяжении всей поездки по Белгородской области постоянно вырывалось небольшое слово «ОГО», которое было встроено в большое слово БелОГОрье, и при каждой встрече с жителями региона на различных локациях красной линией была одна мысль «Белгородская область — край сильных духом». Все, что было сделано, делается сейчас и будет сделано, только с любовью и глубоким уважением к истории края», — отметил Константин Анучин, директор Ассоциации малых туристских городов, соавтор проекта «Медиа Амбассадоры».
Сублимация (sublimatio). Превращение твёрдого в пар. Мысли улетают в небо, возвращаясь вдохновением.
6 декабря 1919 года в селе Великомихайловка был подписан приказ № 1 о создании Первой конной армии. Так появилось одно из самых прославленных соединений Гражданской войны, наводившее ужас на врагов молодой Советской республики.
Кавалерия в те времена была главным ударным родом войск в боевых действиях на Юге России. 1-й конный корпус находился под командованием Семена Михайловича Будённого. Реввоенсовет РСФСР в разгар наступления белых войск Деникина на Москву выдвинул лозунг «Пролетарий, на коня!».
Буденновцы сыграли большую роль в крушении Московского похода белых, разгромив под Воронежем и Касторной ударные белоказачьи части.
Этому историческому событию посвящён один из старейших музеев (открыт в 1939 году) — Великомихайловский музей имени Первой Конной армии. Ирина Никитина, директор музея, собрала в музее сотни артефактов времен гражданской войны — маршальскую гимнастёрку и наусник Будённого, пулемёт «Максим», реальную тачанку и многое другое.
Но самое главное здесь — это атмосфера и вдохновляющий дух работников музея, которые верят в светлое будущее нашей Родины.
Умножение (multiplicatio). Усиление «золота» души. Одна искра может зажечь костёр.
Если я начну перечислять все парки Белгорода и Белгородской области, это займет отдельную статью. Их очень много.
Каждый посвящён какой-то теме — где-то можно насладиться цветением роз, как в Парке Роз в г. Строитель, или сирени в Парке Сирени в Прохоровке (он находится рядом с музеями заповедника «Прохоровское поле»).
В парке «Калейдоскоп» на левом берегу Северского Донца можно покататься на аттракционах и оказаться в сказке.
Или провести время за пикником с друзьями в Пикник-парке, который находится рядом с селом Соломино на берегу Белгородского водохранилища.
Дальше отправиться в парк «Ривьера» с его каналами, прудами и ландшафтными зонами.
А потом остаться на несколько дней в отеле «Ривьера Велнес Резорт», который находится на берегу лазурного озера, окружённого сосновым лесом.
В зимнее время можно провести время с детьми в крытом аквапарке «Лазурный», крупнейшем в Черноземье. И это не всё. На окраине Белгорода, в урочище Сосновка, находится зоопарк площадью более 25 гектаров, где все животные обитают в просторных вольерах.
Экспозиция зоопарка выстроена по географическим зонам. Посетители как будто путешествуют вокруг света — на русский Север с характерной для него фауной, Дальний Восток, в Америку, Европу, Азию и Австралию.
А из зоопарка можно совершить путешествие во времени в Парк динозавров, который посвящен ископаемой древней фауне. На территории Динопарка установлено около 90 фигур ящеров в натуральную величину.
Роботизированные фигуры реагируют на движения посетителей: рычат и дышат, а некоторые даже шевелятся. Информационные таблички рассказывают, когда жил, чем питался и на кого охотился каждый определённый вид.
Проекция (projectio). Превращение всего в золото прикосновением. Как вера и любовь к земле меняют реальность.
Во время путешествия по Белгородской области меня удивила чистота и внимание к своей земле. Все города и села утопают в цветах и выглядят очень ухоженными.
Обочины дорог, независимо от того, город это или деревня, усажаны многочисленными цветниками. Образ области, который образовался в моём воображении — это один большой цветущий сад.
Где каждый населённый пункт — это отдельное, неповторимое ландшафтное пространство. Такое ощущение, что регион превратил любовь к земле в часть своей идентичности, внутреннего кода.
За этой красотой стоит гигантская работа, в которой участвуют все — власти и местные жители. Мне кажется, здесь каждый житель чувствует себя садовником и хранителем красоты этой земли.
Причем без пафоса, искренне, потому что для белгородцев важно жить в красивом, душевном и гармоничном пространстве. Для меня именно так и выглядит будущее нашей страны, где Россия — грандиозный сад, где люди, влюблённые в свою землю, делают всё, чтобы она цвела и процветала.
Экзальтация (exaltatio). Просветление. Алхимик становится философским камнем — самодостаточным и вечным. Путь творца света.
Проезжая мимо деревни Обуховка, я увидела указатель на Литературно-мемориальный музей Василия Ерошенко. Я чуть не подпрыгнула от удивления. Много лет назад я открыла для себя невероятную историю Василия Ерошенко, которая так потрясла меня, что вдохновила на многие вещи в моей жизни, на которые я бы никогда не решилась.
Имя Василия Ерошенко практически неизвестно в современной России, а вот в Японии его имя было знакомо практически любому школьнику. Он появился на свет неподалёку от Старого Оскола, в селе Обуховка, в канун Новолетия — 31 декабря 1889 года. Будучи слепым (он мог различить только свет дня и мрак ночи) он объездил полмира. Имел феноменальную память и слух и выучил около двадцати языков (включая японский, китайский, чукотский, туркменский и язык эсперанто), писал на них стихи, сказки, рассказы и даже пьесы. Собрание его сочинений включает несколько увесистых томов. Некоторые его произведения до сих пор не переведены на русский язык. В 1912 году Ерошенко, как одаренный музыкант, отправился в Лондон, чтобы обучаться в Академии музыки для незрячих и Королевском колледже. В Британии Василий Яковлевич узнал о том, что в Японии есть специальная школа для слепых. И Ерошенко при поддержке эсперантистских обществ отправился в Страну восходящего солнца, куда прибыл в 1914 году. Там он перезнакомился практически со всеми видными деятелями японского искусства и знаковыми политиками. В совершенстве изучив японский язык, Ерошенко начал публиковаться и стал в Японии своим писателем. В 1959 году в Токио вышло трёхтомное собрание его сочинений на японском языке.
Его творческая судьба была поистине удивительной и грандиозной. Он объездил практически весь Восток и Азию, вернулся в Россию и посетил самые удалённые части страны. Где бы он ни бывал, он изучал языки, писал на этих языках свои сказки и поэмы и открывал школы для слепых детей. Умереть Василий Яковлевич решил у себя на Родине, в Обуховке. Его странствие закончилось 23 декабря 1952 года. Его жизнь — это повествование о силе воли и невероятных возможностях человека, жившего в полную силу вопреки судьбе.
Василий Ерошенко для меня — творец, алхимик, чей внутренний свет открывал ему путь и давал силы созидать и помогать людям. В Японии его помнят под именем Эро-сан, в Китае — Айлосяньк или «господин Айло», в Бирме слепым детям до сих пор рассказывают о Ко-коджи (старшем брате), а на Чукотке — о чудаке Какомэй (чудо).
Ерошенко — алмаз Белгородской земли, а возможно и больше: он и есть суть этой земли, философский камень. Человек, рождённый на земле Белогорья, всей своей жизнью показавший, что несмотря ни на какие испытания, падающие на человека, надо нести свет в себе и освещать путь другим.
