Космос ближе, чем кажется. Сегодня многие туристы могут стать свидетелями пуска ракеты или потренироваться вместе с космонавтами в «Звездном городке».

- Алла, ваша компания называется «Просто Космос». Это об уровне сервиса, или речь об услугах, реально имеющих отношение к космической сфере?

- «Просто космос» - это про то, чтобы сделать космос ближе, говорить о нем на простом языке. Первичная миссия компании - популяризация космической отрасли, причем не только российской, но и мировой в целом. Это всегда что-то высокотехнологичное, высокоуровневое. И чтобы наши клиенты получали впечатления соответствующего качества, мы выстроили бизнес так, чтобы уровень услуг отвечал наивысшему сервису.

- А если более конкретно, какие услуги вы можете предложить клиентам?

- «Просто космос» - это зонтичный бренд, который объединяет туризм, образование и маркетинг. Под туризмом подразумевается в первую очередь продвижение услуг космических полетов. Мы осуществляем поиск клиентов на полеты на МКС - международную космическую станцию. За всю историю космонавтики пока в космосе побывали всего 11 туристов, плюс съёмочная группа в составе актрисы Юлии Пересильд и режиссёра Клима Шипенко. Мы работаем на тем, чтобы таких туристов становилось больше.

Еще одним предложением для наших клиентов является наземная космическая инфраструктура: космодромы и объекты предприятия космической отрасли, которые доступны для посещения. Среди космодромов в первую очередь Байконур – исторический, ныне действующий, откуда осуществляются пилотируемые полёты. А также новые «двери в космос» - космодром Восточный. Это вновь выстроенный на Дальнем Востоке объект, откуда также ежемесячно происходят запуски. Но пока это только грузовые корабли.

Туры на космодромы мы организовываем таким образом, чтобы любой желающий смог увидеть не только запуск ракеты, но и «поучаствовать» в процедурах предстартовой подготовки экипажа, увидеть самих космонавтов. Кульминацией такой туристической программы является непосредственно сам пуск ракеты, взмывающей в небо с таким рокотом, что «рвет» облака и небо. Увидев это один раз, человек чаще всего становится фанатом космоса. 

Наша компания существует с 2015 года, и у нас сформировался костяк клиентов - истинных любителей космоса, которые с нами путешествует с тех дней.Что касается предприятий, с которыми мы работаем, то это, например, ракетно-космическая корпорация «Энергия», где можно увидеть пилотируемый корабль «Союз».

Наши туристы также имеют возможность посетить Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в легендарном "Звездном городке", где готовились и готовятся абсолютно все космонавты и астронавты, которые когда-либо летали на корабле «Союз». Там можно понаблюдать, как готовится экипаж, а также самим опробовать некоторые тренажеры.

У нас есть программы для корпоративных клиентов, предполагающие элементы предполетной подготовки. Этот вариант подходит для крупных корпораций, будет полезным для топ-менеджеров или каких-то ключевых подразделений компании - проверить и укрепить с помощью специалистов Центра стрессоустойчивость лидерские качества, команду.

-Наверное, очень востребованная услуга?

-Мы не делаем эту услугу массовой. Это уникальный продукт. Вы же понимаете, что такое подготовить человека к полету в космос?! Тренеры, психологи и другие специалисты, которые задействованы в подготовке, учат по-особому взаимодействовать с людьми, уметь грамотно реагировать на нештатные ситуации. Такому ни один коуч «на земле» не научит. Навыки, которые могут дать в Центре подготовки космонавтов, и механизмы по работе с собой и командой - бесценны и уникальны.

- А с какими самыми экзотическими или курьезными запросами к вам обращались?

- Как правило, человек к нам приходит уже понимая, чего хочет и может получить. Странность запросов возникает только из-за непонимания сложности реализации задумки. Например, давайте разукрасим ракету, напишем на ней что-то. Или давайте к ракете-носителю прикрепим камеру и будем снимать полет. Также были запросы на организацию фестиваля в космосе или концерта симфонической музыки, либо отправить туда картину.

В конечном итоге, мы пришли к решению инициировать проведение выставки в космосе. Формат пока прорабатывается. Сейчас могу сказать только, что он будет цифровым и иметь международный масштаб. Предполагается, что выставка станет доступна широкому кругу людей по всему миру. Более того, изюминкой проекта станет возможность для любого человека поучаствовать - каждый сможет оставить себе какую-то часть выставки. Потому и выбран именно цифровой формат. То есть можно будет купить цифровой объект этой выставки, стать его законным обладателем, выставить на аукцион, подарить или собрать собственную коллекцию.

- Потрясающе! Как возникла идея работать именно в космическом направлении: целенаправленно искали нишу, или случайно возникшая мысль переросла в удачный бизнес-план?

- Знаете, все случайности не случайны. Склоняюсь к тому, что на 70 % судьбу человека определяют все-таки окружение, обстоятельства, в которых он находится. Я всю жизнь занималась пиаром и маркетингом, изучала рынок и продавала услуги и товары, придумывая им красивую упаковку. Нужно, прежде всего, сформировать интерес к продукту, сделать его модным, создать вау-эффект. И статус такого pr-специалиста и маркетолога привел коллег из космической индустрии ко мне с просьбой разработать проекты для Роскосмоса. Предложенные мною идеи нашли отклик у главы ведомства. Это был 2013 год. Так я попала в ранее совершенно неведомую мне сферу, ведь до этого я занималась проектами культуры, кино, digital. В космосе я смогла соединить эти направления. Пригодился опыт в digital-маркетинге, когда ты понимаешь, как продвигать продукт в цифровом формате, и знания в искусстве, в том числе, с точки зрения влияния культурных кодов на формирование ценностей. Не раздумывая пошла в космическую индустрию. Занималась информационной политикой: формировала повестку, освещала события, придумывала новые события, создавала большие проекты и спецпроекты. И всё это, объединяя космос с культурой, со спортом, детьми.

- Теперь понятно, как в вашу жизнь пришёл космос. Вы упоминали, что в 2015 году создали свою компанию. Как вы начинали, как искали первых клиентов?

- Находясь внутри индустрии, я поняла, что могу быть полезна вне структуры. Кроме того, я видела потенциальные возможности, которые могли бы быть хорошим источником внебюджетных средств для отрасли. И я подумала, почему бы не развивать туризм, используя возможности тех объектов, которые разрешено посещать. Параллельно хотелось реализовывать большие образовательные проекты, куда будут вовлечены все школы России, все наши вузы. Почему не подключить к этим проектам университеты стран СНГ и дальнего зарубежья?!

Я поняла, что если появится такое агентство, это будет очень полезно. Тогда я и создала проект «Просто космос», чтобы популяризировать космическую индустрию.

Поиск клиентов я начала с походов в представительства Российской Федерации в других странах. То есть я прямо физически, ножками, начала ходить по российским центрам науки и культуры сначала Европы, а потом и других стран. Например, Словения. Такая небольшая страна, но там очень интересуются космосом, у них огромный интересный космический центр KSEVT. Внешне он напоминает огромный космический корабль, приземлившиеся в центре Альпийских гор. Меня заинтересовала деятельность этого центра, и покорил тот факт, что в маленькой стране колоссальное количество школьников интересуется космосом.

Итак, я пошла в наше посольство в словенской Любляне и фактически постучалась в ворота. Мне открыла охрана. Я объяснила, что хочу поговорить с консулом, потому что у меня есть идея: совместно с центром KSEVT организовать мероприятие, может быть, экспозицию, привезти туда наших российских космонавтов и пригласить всех интересующихся космосом местных школьников. Чтобы они услышали об истории развития космонавтики и узнали о совместных проектах, которые реализуют Европейское космическое агентство и Российское космическое агентство.

Меня выслушали, и по сей день мы очень плотно работаем со Словенией. Фактически в первый год существования нашей компании приходилось делать такие заходы. И мне мало кто отказал. Наши контакты протянулись до Австралии. А ведь это целая история – жителям Австралии долететь до Байконура. Это целый квест. Тем не менее, у нас несколько групп уже было оттуда: инженеров, ученых и просто любителей космоса.

- С какими сложностями столкнулись на начальных этапах?

- Что касается организации процесса, то сложностей как таковых не было, потому что я знала процессы изнутри. Я понимала, с какими сложностями можно столкнуться и как нужно проработать оргвопросы, разбиралась в тонкостях оформления допусков на объекты и других всевозможных деталях.

Благодаря этому у меня настолько выкристаллизовалась в голове вся система, что я четко сформулировала, как и что могу делать для внешних клиентов в плане туризма и просвещения.

- Как вы находите и апробируете новые турпродукты? Может, вовлекаете друзей, семью?

- Когда были введены ограничения, связанные с распространением пандемии COVID-19, большинство объектов закрыли для посещения, и мы вынуждены были переводить свои проекты в онлайн-формат.

В основном, это пользуется популярностью у молодой аудитории. То есть это образовательные проекты, мастер-классы и встречи с космонавтами, космические квесты, которые мы тоже разработали в этот период.

Дополнительно мы по просьбам постоянных клиентов, которые были лишены возможности побывать на космодромах, начали организовывать путешествия по России, связанные в той или иной степени с космосом. В частности, создали продукт по Республике Алтай. Это направление у нас пользуется огромной популярностью.

Помимо Алтая мы начали ездить и в другие регионы, открывая для всех наших клиентов всевозможные туристические направления, связанные именно с космическими впечатлениями.

- Вы очень эффектная и, уверена, постоянно слышите комплименты в свой адрес. Трудно сегодня быть женщиной-предпринимателем да еще и в такой необычной, совершенно неженской сфере?

- Как-то, с точки зрения гендерной принадлежности, не оценивала никогда свою деятельность - проще или сложнее. Так уж исторически сложилось, что я, в основном, пребываю в мужском окружении. И в семье у меня два сына, и на работе преобладает мужская компания. Мне в мужском окружении вполне комфортно, так же как и в женском. 

У меня большой круг друзей, соратников, и навскидку трудно сказать, какой процент из них мужчин, а какой – женщин. Скорее по другим каким-то критериям могу их разделить, чем по гендерной принадлежности.

Знаете, были неприятные моменты раньше, когда доносились отголоски каких-то пересуд, мол, кто она такая, чья ставленница. Все разговоры быстро утихали, когда люди понимали, что за мной никого нет, и я пришла работать на общих основаниях.

Как предприниматель, считаю, даже вредным женщине ссылаться на свой пол. А манипулировать этим и вовсе как-то недостойно. Если предприниматель начнёт просить каких-то послаблений по бизнесу в силу того, что она женщина, то её быстро перестанут воспринимать всерьёз.

- Может, женственность и красота, наоборот, выручают?

- Надеюсь, что выручают… Все согласятся: всегда удовольствие общаться с людьми, приятными во всех отношениях. И я считаю неотъемлемой составляющей заботу о своей внешнем облике, здоровье, душевном состоянии.

Вообще, главное условие при взаимодействии с людьми для меня – это комфорт. Человеку должно быть комфортно со мной. Ему должно быть приятно на меня смотреть, интересно со мной говорить, а после завершения общения у него должны остаться приятные впечатления.

- Как считаете, что вам, помимо опыта работы в космической индустрии, помогает добиваться успеха?

- Мне всегда нравилось объединять людей. Это у меня получалось ещё с детства. Я всех знакомлю, удачно создаю сообщества, и проект начинает, что называется, «лететь». Невероятное удовольствие получаю от этого!

Ещё одно слагаемое успеха - это финансово-экономическое образование. Я финансист. Это здорово помогает в предпринимательстве, потому что я сразу вижу нюансы, могу на старте определить плюсы и минусы проекта. Предпринимательство - это всегда создание чего-то нового. Это своего рода творческий полёт. И базовые финансовые компетенции меня якорят, не дают полету фантазии унести меня от реальности, что сокращает сроки проработки проекта, позволяет быстрее перейти к его реализации.

Но, кстати, учусь я постоянно: обновляю знания, получаю новые компетенции. К примеру, сейчас я прохожу курс в Московской школе управления «Сколково»: предпринимательскую программу «Практикум», которая рассчитана именно на владельцев бизнеса. Это апгрейд моих предпринимательских способностей и выход на качественно новый уровень.

- Помните себя в тот момент, когда пришла пора определяться с будущей профессией? Как бы тогда отреагировали, если бы узнали, что будете заниматься космическим туризмом?

Была бы в шоке, потому что согласно тем своим представлениям о будущем не представляла, что чем-то подобным можно заниматься.

Дело в том, что одна часть моей семьи – врачи - хирурги. Вторая – юристы. И меня в профессиональном плане видели продолжателем семейных традиций. Я даже чуть не поступила в юридическую академию. Так что про космос точно не подумала.

- Кем, вообще, хотели стать в детстве?- В детстве… Я всегда изобретала. Даже во дворе построила космический корабль из каких-то деталей автомобилей, мотоциклов, соединяя их изолентой и фольгой. То есть я все время создавала аппараты, хотела куда-то улететь.

Это, кстати, удивительно - только сейчас об этом вспомнила, потому что вы так параллель протянули, что у меня сразу в памяти всплыла вот эта тяга к изобретательству, космосу, полёту. Ведь я же действительно постоянно строила и улетала в своих мечтах, строила и улетала. Видимо, улечу в итоге.

- То есть тема космоса уже в детстве вам была довольно близка. Вы сказали о том, что учитесь. Бизнес, учеба… Хватает времени на личную жизнь, хобби?

- Всё есть - и личная жизнь, и хобби. В целом, времени на личную жизнь хватает, хотя иногда хочется больше.

Важный навык для предпринимателя – умение грамотно соединять бизнес и личную жизнь. Если постоянно искать время на личную жизнь, то можно просто утонуть в чувстве вины. Важно научиться объединять интересы, вовлекать близких людей в то, чем занимаешься и находить в этом удовольствие. Я этому научилась. 

Мои сыновья уже довольно взрослые люди. Одному 19 лет, другому – 18. У них уже сформировавшиеся взгляды, они многое знают о космосе, благодарят меня за эти знания и следят за всеми событиями в космической индустрии. И у нас общие увлечения. Благодарю всех моих близких, которые поддерживают меня во всех моих увлечениях.

- Как часто удается покататься на сноуборде, посетить выставку?

- На выставках бываю постоянно, ничего не пропускаю. Посещаю экспозиции в Москве, Европе. Так как у нас много европейских партнеров, мне приходится там бывать по бизнесу. Буквально месяц назад была в Альбертине в Вене, в Новой Третьяковке на выставке «Юрий Пименов».

Без сноуборда и спорта в целом у меня не обходится почти ни один день. Я этим живу: постоянно двигаюсь, катаюсь на сноуборде, вейксёрфе, на лошадях - конный спорт со мной с детства.

Новогодние каникулы мы с семьей провели за городом, катались на лыжах, много ходили, бегали. Без спорта мне никак: таким образом я восстанавливаю свою жизненную энергию.

- По тому, сколько вы всего успеваете, можно сделать вывод, что передвигаетесь вы на космическом аппарате.

- Я недавно сменила автомобиль, очень довольна им и смело могу называть его космическим кораблем (смеётся).

На самом деле, я просто тщательно выстраиваю свой ежедневный график, исключая пробки. Это вполне реально. Просто я назначаю на один день мероприятия, встречи, какие-то дела в точках, удаленных друг от друга на расстояния, которые можно преодолеть пешком. Поэтому мне не приходится стоять в пробках, и я больше успеваю. Это обычный тайм-менеджмент. Важно уважать себя, своих партнеров, друзей, семью. Люди не должны терять время в ожидании. Одно из моих главных правил: «никого не напрягать никогда».

- Давайте вернемся к вашей профессиональной деятельности. Как считаете, насколько перспективен рынок космического туризма?

- Ушедший год открыл новые грандиозные перспективы в сфере космического туризма. Целый ряд событий, произошедших в 2021 году, свидетельствует о том, что человечество на пороге серьёзных изменений в плане доступности космоса. Во-первых, событие-прорыв, о котором я в беседе уже упоминала. Это съемки российского фильма на МКС. Беспрецедентное событие, за которым следил весь мир. Конечно, мы ждём выхода фильма на экран.

Во-вторых, произошли полеты кораблей Джеффа Безоса и Ричарда Брэнсона. Плюс Илон Маск, пилотируемый корабль которого сейчас транспортируют астронавтов NASA на МКС, тоже анонсировал возможность туристических полётов.

Сейчас у нас с вами фактически четыре космических корабля, готовых отправлять туристов в космос: это российский «Союз», это Unity Брэнсона, New Shepard Безоса и Dragon компании SpaceX.

Кроме того, готовится к космическим полетам Индия. Они уже тренировали свой первый отряд космонавтов. Соответственно они тоже придут к развитию космического туризма.

Китай тоже отправляет уже своих космонавтов (тайконавтов). Они также в перспективе будут развивать космический туризм.

То есть растет доступность космических полетов для туристов. Вскоре мы сможем и на Международную космическую станцию летать, и вокруг Земли и Луны полёт осуществить, и с годами эти возможности будут всё доступнее.

- То есть вы в перспективе будете организовывать поездки для таких туристов. Речь о полетах только на российских кораблях или по поводу иностранных тоже можно будет обращаться в вашу компанию?

- Мы работаем над этим. Ведем переговоры. «Просто космос» по аналогии с существующими агрегаторами покупки билетов у разных авиакомпаний в перспективе может стать агрегатором, посредством которого люди смогут приобретать билеты на любые космические корабли. Вы сможете выбирать борт, полётное время и другие условия путешествия в космос. Это амбициозная идея. И если она найдёт поддержку корпораций, то вполне может быть воплощена в жизнь. 

- Вы состоите в Клубе лидеров. Почему приняли решение вступить в него?

- У меня предпринимательское окружение. Я во многих соответствующих сообществах состою, и так или иначе ниточки меня привели в Клуб лидеров: ряд моих друзей и знакомых уже состояли в клубе, поэтому очень органично я туда вписалась и воссоединилась с близкими по духу людьми.

- И что он вам даёт?

- Часто на конференциях и при личных встречах меня спрашивают, что для меня является основной ценностью. Так вот, основная ценность для меня – это люди, которые меня окружают. А Клуб лидеров - это место концентрации таких людей. С ними можно обсудить любую повестку без привлечения специалистов извне, начиная от вопроса «может ли быть успешным тот или иной проект», заканчивая узкими экспертными рекомендациями относительно тонкостей реализации этого проекта. Представители Клуба лидеров имеют различные компетенции и могут предоставить качественную экспертизу практически в любой сфере.

Ты можешь по любому вопросу обратиться в клуб, под реализацию любой задачи быстро укомплектовать команду, получить независимую оценку. Это бесценно в условиях быстро развивающегося рынка и резко меняющихся жизненных обстоятельств.

- Расскажите, что за научно-образовательные программы проводит ваша компания, помимо основной деятельности. Почему для вас это важно?

- Мы проводим очень большую работу с молодежью и школьниками. Это отдельный пласт социальной работы нашей компании, совершенно не относящийся к бизнесу. Нередко слышу вопрос: зачем мне это надо, почему большую часть ресурсов компании направляю на социальные проекты. Но это моя внутренняя потребность, которая не должна была остаться только на уровне идеи, ее необходимо было воплотить.

Да, наша цель - извлекать прибыль из всех проектов. Но наша миссия значительно шире - популяризация космоса. 

Сознание сегодняшнего поколения порабощено соцсетями. Не зная истории, не опираясь на знания и достижения лидеров индустрии, мы не можем идти вперёд в развитие. Нужна база. 

Сейчас мы анонсируем на своем сайте prostocosmos.com календарь образовательных мероприятий и программ дополнительного образования, которые у нас действуют на территории России. Если кто-то хочет стать участником, то обратиться к нам можно через сайт или соцсети. Я лично курирую проекты, которые связаны с образованием и с детьми.

У нас есть проект «Космическая академия», и в ближайшее время через официальные источники эта образовательная программа будет анонсирована.

Масштабы нашего проекта уже вышли за рамки России. Сейчас он охватывает и Казахстан, и Белоруссию и ряд других стран. Мы понимаем, что если не будем говорить о космосе сегодня, обсуждать, что нас ждёт там завтра, популяризировать космические технологии, то в будущем мы можем утратить интерес к Космосу. Не хотелось бы потерять наследие, созданное предыдущими поколениями.