- Меня зовут Юрий Шилов. Я возглавляю международную компанию, которая занимается производством текстильных изделий – от домашнего текстиля до производства одежды. С 22-ух лет я в бизнесе, сейчас мне 37, получается, уже 15 лет я занимаюсь производством текстильных изделий.

Собственник компании по подбору IT-специалистов для крупного бизнеса и амбициозных стартапов. Партнёр компании по привлечению инвестиций и финансирования. Президент клуба экспортеров Сколково.

- Кто вы по образованию?

- По образованию я экономист, кандидат экономических наук, сейчас работаю над докторской. Я постоянно учусь: EMBA, DBA, MPA. В бизнес попал случайно. Открывали мы вообще-то It-компанию. Первая запись в трудовой книжке у меня – программист. Первый бизнес был еще в институте: мы устанавливали спутниковое телевидение, интернет, далее обслуживали крупные госкомпании по 1С и все, что касалось компьютерной техники. Изначально планировали развивать бизнес именно в этом направлении.

- Как же вы попали в текстильное производство?

- Госпредприятия перестали платить деньги, пришлось уходить и искать заработок. Я попал на Загорский лакокрасочный завод простым менеджером по продажам и первично совмещал еще с тремя работами. За год заключил договора с крупнейшими клиентами в Иваново, в итоге получил предложение о повышении до директора филиала в Санкт-Петербурге. Но из-за обучения в аспирантуре принял решение остаться в Иваново.

В 22 года у меня появился новый бизнес и первый бизнес-партнер по ИТ – мой бывший клиент в студенческие годы. Но он забоялся инвестировать в сложный для него ИТ бизнес. У его жены был небольшой швейный цех. Я предложил: "Раз боишься ИТ, давай швейный бизнес будем развивать".  Я был сильный и уверенный продажник, и мы очень быстро развивались. Это первое серьезное партнерство. Компания выросла более, чем в 10 раз.      

- Что шили? Это важный момент: что шил швейный цех в Иваново?

- Технические салфетки, промышленные фильтры, домашний текстиль, полировальные круги. Шили их и продавали по самой низкой цене. Я предложил продавать не через объявления в газете, как тогда было принято, а напрямую на крупные предприятия. Мы стали продавать салфетки во все самые крупные компании, активно расширяли ассортимент, и тоже его продавали.

У меня была часть от прибыли: с каждой технической салфетки я зарабатывал 2,5 копейки и 30% прибыли от другой продукции. Но мы продавали 5 миллионов, умножьте 2,5 копейки на 5 миллионов, получаются нормальные цифры. К сожалению, через некоторое время партнер начал манипулировать с себестоимостью – завышать ее, чтобы уменьшить итоговую прибыль к распределению.

Тут знакомые мне сделали амбициозное предложение, и я принял его. Это был 2008-й год. Мы с новыми партнерами запускали «с нуля» производство перчаток. Проектом я управлял самостоятельно, дали карт-бланш: от выбора станков, поиска технологов, всех рабочих, кладовщиков, до продажи по всей России и СНГ. Мы продавали тогда качественные перчатки дороже всех в Ивановской области. И у нас было единственное производство, которое в кризис 2008-2009 годов работало.

В первые три месяца кризиса все остальные стояли, а у нас были предоплаты, мы вовремя перестроились от госзаказчиков к частному бизнесу, оформили предзаказы и единственные, кто тогда работал.

Мне было 24 года, когда я создал «Ивановскую текстильную компанию». В 2021 году принято решение о трансформации бизнеса в международный, и теперь это будет «Интернешнл текстиль групп».

Компания выросла, она уже другая. У нас был сложный кризис – при передаче управления наемному топ-менеджменту. Мы прошли большие суды, пережили очень большие потери в деньгах. Вернув управление в собственные руки, бизнес вывели на новый уровень, при этом сохранили 80% персонала, часть людей работают со мной по 13, 14 лет.

Сотрудники компании выиграли конкурс «Лучшая швея Иваново», потом и «Лучшая швея России», 2-е место заняли «Bosco».

Мы входим в топ- 50 компаний-производителей по спецодежде, участвовали в национальном проекте по внедрению бережливого производства «Производительность труда РФ». Среди наших клиентов много лет Роскосмос, Росатом, Парковки Москвы, Шереметьево Безопасность, Сбербанк и другие крупные корпорации.

Мы выигрываем конкурсы не по самой низкой цене, нам отдают заказы, потому что знают, что с нами надежно и качественно!

- Как выглядит ваше производство, расскажите.

- В компании 300 человек, максимум было 450. Мы закрыли низкомаржинальные производства и сейчас активно развиваем уже новый, более интересный ассортимент, закупаем новые линии, открываем новые производства по России и СНГ.

В Башкирии у нас старейшая фабрика в Уфе. Фабрике есть чем гордиться: многократный победитель международных и российских конкурсов, пошив сценической одежды для многих звезд, театров, ансамблей России. Вот по этой части нашего бизнеса очень сильно ударил коронавирус. Потому что все концерты остановились, выступлений не было, от всех заказов постоянные клиенты отказались, а люди, которые это шьют, не смогли перестроиться. Для пошива Anti COVID продукции квалификация не так важна, как скорость. Часть персонала потеряли. Эта фабрика очень тяжело пережила кризис. Сейчас мы ее перестраиваем под детскую одежду, и персонал возвращается.

В Иваново запустили производство женской одежды «Spello». Его возглавляет победитель международных конкурсов по дизайну одежды Найла Джабарова. У нас сильнейшие конструкторский и технологический отделы в Иваново с опытом производства для Adidas, Hugo boss, Zara, Tommy Hilfiger и т.д.  

- Давайте поговорим в целом про сферу, в которой работает ваш бизнес. Тяжело ли сегодня выживать, высока ли конкуренция?

- Отрасль высококонкурентная. Если брать корпоративный рынок, то он жестко коррупционный. Но мы всегда работаем без коррупции. Мы сами прошли шантажи и вымогательства, начиная с грузчиков, они у нас не принимали продукцию, и кладовщиков, выставлявших дополнительные условия, до юристов, которые говорили, что иски нам выставят, если мы не выполним какие-то с ними отдельные соглашения. То есть коррупция есть везде, абсолютно все просят деньги.

- Тогда скажите, какие прогнозы у вас, что будет с этой сферой? Ее можно оздоровить? И как надо действовать?

- Просто нужно работать честно. Уходить, если видишь коррупционную схему. Есть коррупция: взяли, ушли. Коррупции становится в разы меньше буквально на глазах. Если ситуация появляется, мы стараемся выходить на директоров, на первых лиц. Часто коррупция на низах, а директора заинтересованы в качественной продукции.

Плюс мы практически ушли от госконтрактов, частные клиенты больше ценят качество и сервис.

- Еще я хотела спросить, а можно ли такому бизнесу, как ваш, выжить без госконтрактов?

- Спокойно. Сегодня многие работают без госконтрактов. Сейчас зарплата швеи по пошиву трикотажных изделий под Wildberries в Иваново может доходить до 80 тысяч рублей в месяц. Раньше зарплата у швеи была 16 тысяч. Сейчас средняя заработная плата составляет 30-40 тысяч, а вместе с переработками поднимается до 80 тысяч.

Средняя заработная плата рабочих в России в целом сильно растет. На это повлияла ситуация с курьерами. Зарплата курьеров в Москве доходит до 100 тысяч рублей. Люди теперь думают: "Не пойти ли работать курьером?" Рабочие начинают зарабатывать больше, чем бухгалтера, экономисты, офисные сотрудники. Динамика роста зарплат колоссальная и в маленьких городах в том числе.

- Вы несколько раз упоминали Клуб экспортеров «Сколково». Кто в него входит?

- Я считаю, что все сейчас очень быстро поменяется, и весь мир будет полностью прозрачным. Логистика будет еще быстрее. «Алибаба» объявили, что они будут номер один маркетплейсом в России. Трансформация пройдет быстро . Я думаю, что, заказав в интернет-магазине в Китае, мы будем получать посылку на следующий день. По этой причине надо сразу строить международный бизнес. Продавать на экспорт не так сложно. Например, у нашей компании было 30% экспорта ранее. Сейчас мы перестраиваемся. Мы поставляли и в Гватемалу, и в Восточную Европу и в СНГ. Это не так сложно. В клубе 220 экспортеров с хорошими результатами на международном рынке.  

- А что для этого нужно? Я предприниматель, мой бизнес не глобальный. Какие шаги нужно предпринять?

- Нужно написать на английском языке свое предложение и выслать всем потенциальным клиентам. Просто даже как спамом выслать. Скорее всего, будет ответ. Они попросят образцы, документы, сертификаты. И все, этого достаточно, чтобы начать.

Вот есть пример: коллеги продавали шторки солнцезащитные для автомобилей в Австралию. Изначально они просто написали оптовикам. Это ничего не требует. Только решения «начать продавать за рубеж». Почему австралийцы покупают не в Китае, а в России? Потому что российские сделаны более качественно.

Еще пример: от деревянной игрушки немцы в восторге. Они не смотрят, где это сделано.  Это «лучшие игрушки», им прислали образцы, немецкие компании готовы покупать!

Или еще пример: коллеги экспортируют ореховую пасту. И у них большие заказы на поставки. Русские научились делать очень качественные продукты. Их готовы покупать!

- То есть не нужно стесняться, нужно мыслить глобально? Верить, что это возможно?

- Я рекомендую просто попробовать. Ничего сложного нет. Сертификацию сделать по инструкции. Не стесняться обращаться в институты поддержки РЭЦ и МЭЦ. Просто начать думать в этом направлении и двигаться!

- Давайте поговорим про Клуб лидеров. Зачем вам эта организация? Как давно вы в ней состоите?

- В Клубе лидеров я 6 лет. Он для меня самый родной. Я состою в большом количестве общественных организаций и объединений. Но мне много рассказывали именно про Клуб лидеров. Я подал заявку, и оказалось, что это действительно сильный клуб! Совершенно не «про деньги» история, а про ценности. Я нашел большое количество людей с теми же ценностями, которые разделяю я. В какой-то момент все мое ближайшее окружение оказалось частью Клуба лидеров.

Много инициатив реализовали. Вместе с одноклубниками бегаем каждый день, в бани ходим, делаем бизнес. Все у нас крепко там. Если вылетаем за границу, то по каким-то делам, все не бесцельно. Знаете про круги Данбара?

- Нет, расскажите

- Про круги Данбара я узнал от Максима Фельдмана. Это про наше окружение, про то, как мы строим отношения с людьми. У нас несколько разных рядов окружения и 150 человек максимально в управляемых кругах. Есть разные типажи людей. Например, я по тестированию – суперконнектор, я стараюсь людям помогать. И мы строим отношения между теми людьми, кто друг другу помогает. Думаю, практически все члены Клуба лидеров к «Гиверам» относятся. «Гивер» - значит  «отдающий».

Знаете, любой запрос, который приходит в Клуб лидеров, я стараюсь решить через «Сколково», Деловую Россию, GR club, команду Омбудсмена или другой бизнес - клуб. Всегда стараюсь людям помочь. И в Клубе лидеров такие примерно все.

- Назовите ключевые качества предпринимателя.

- Ключевые качества предпринимателя? Первое качество-это требовательность к себе и подчиненным, без этого никак нельзя двигаться. Второе – это… Я считаю, что в России нужна коммуникабельность, потому что вопросов очень много, и уметь договариваться очень важно. Договариваться с клиентами, командой, партнерами, банками, инвесторами. Я считаю, что всегда можно договориться.

Еще я считаю, что предпринимателю очень важен спорт. Мы с ребятами, с кем занимаемся спортом, основали «СпрортБизнесРаша» - поддерживаем спортивные и профессиональные навыки детей.

Очень важно в России иметь волю, потому что слабовольный человек не добьется ничего. Волю развивает спорт.

Ну и должны быть принципы и ценности, от которых не отступаешь.

Еще важно умение работать в команде, потому что у нас есть бизнес, например, привлечение финансирования и инвестиций, мы работаем в команде. Мы видимся редко, общаемся по делу, решаем какие-то вопросы, получаем деньги. Очень важно уметь работать в команде. Это сильно помогает.

- Так скажите мне, в итоге, вы все-таки оптимист или пессимист с вашим большим опытом и практикой работы в российском бизнесе?

- Я патриот России. Я много раз мог отчаяться, сталкиваясь с коррупцией, но я этого не делаю, потому что считаю, что надо становиться частью системы и изменять ее изнутри, внедрять новые принципы, новые стандарты честной работы. Сейчас очень много инструментов поддержки и защиты бизнеса, и они работают! Я очень патриотичен. Люблю свой родной край Иваново, и он становится все ярче и краше.

Я считаю, что Россия лучшая страна и для бизнеса, и для жизни и для всего.

Интервью подготовлено при участии Марии Махановой