"Радость во время работы над сложными задачами, переживания за отношения с близкими, удовольствие от путешествий и общения – коктейль из этих и других чувств делает человека по-настоящему счастливым, а ещё побуждает писать песни и создавать инновационные банковские продукты, которые облегчают людям жизнь", - считает наша героиня Елена Балашова.

- Елена, для начала расскажите, чем занимается ваша компания?

- Мы создали сервис, который позволяет нашим клиентам покупать недвижимость с минимальным участием в процессе.

Сервис агрегирует информацию со всех торговых площадок о продаже имущества через торги, где дисконт от рыночной стоимости составляет в среднем 24%. 

А далее наши агенты помогают клиентам участвовать в торгах, полностью сопровождая весь процесс и сделки.

- Как давно вы работаете в банковской сфере? Насколько я знаю, для вас работа над сервисом, который вы обкатываете в V-Лот, не первый опыт. Что и в каких структурах вы разрабатывали ранее?

- В банках я работаю с 1996 года. Начинала обычным кассиром операционной кассы в Сбербанке, то есть с самого низа, но уже тогда у меня было высшее образование. Постепенно росла: занималась кредитованием юридических лиц по программе Европейского банка реконструкции и развития - была одним из первых экспертов. Тогда ещё на Украине жила.

Затем меня пригласили работать в Москву, потому что я была ведущим экспертом Приватбанка, который купил Москомприватбанк, и мне предложили возглавить «розницу». Как я смеюсь: поезд ехал только до Москвы, хотя я собиралась в Киев. Дело в том, что я планировала уволиться, а меня отправили в командировку и уговорили остаться в Москве. Я занималась продуктами и продажами - тогда оба эти направления были объединены, так что получила богатый опыт сразу в двух направлениях.

Когда перешла работать в центральный аппарат Сбербанка, возглавила подразделение по работе с крупными партнерами. В моей компетенции были, например, топ-20 мировых автопроизводителей. Мы поняли, что не хватает удобных автоматизированных схем финансирования при взаимодействии компаний и дилеров. Это 2011 год, все системы разрозненные: кредитный модуль отдельно, клиентский модуль – отдельно, расчетный модуль тоже, и между собой не стыкуются. Не было единства и между отделениями Сбербанка. И выстроить внешнюю коммуникацию c каким-то подрядчиком, например, автопроизводителем, было невероятно сложно. В тот момент у Сбербанка не было своей факторинговой кампании, она появилась намного позже.

Мы просчитали все недостатки работы рынка. Так как у меня был большой опыт работы со сложными системами и крупными производителями, я придумала схему, которая позволяла дилерам закупать у производителя автомобили на предодобренные банком средства и продавать их за счёт автокредитов потребителям. Основная задача заключалась в том, чтобы технологически в IT-контуре связать всех участников процесса.

Все сомневались, что мне удастся выстроить схему, а изначально никто не верил в то, что мне одобрят её реализацию. Честно скажу, девять месяцев билась, как с родным ребенком, с этим продуктом.

Особенностью этого продукта было беззалоговое кредитование под гарантии автопроизводителя. В случае наступления дефолта оформлялся бы buyback - обратный выкуп автомашин у дилера. Эта система проработала четыре с лишним года - до того, как заработал факторинг в Сбербанке.

Далее меня пригласили в крупную оценочную компанию SRG, руководство которой хотело развивать бизнес. Первоначально я проанализировала, что они делают и какие базы данных применяют. Их стратегия держалась на том, что сотрудники в регионах должны были физически, «ножками», обходить клиентов. Я говорю: «А зачем? Сейчас всё онлайн. И клиенту не важна просто оценка, клиенту нужен бесшовный сервис». Клиент сегодня не хочет и не должен думать, куда пойдёт за оценкой, куда - за страховкой и т.д.. Я предложила создать экосистему залогового кредитования, в основу которой положила схему работы агрегатора такси, который объединил оценочные компании страны. Для этого мне пришлось поездить по всей России, рассказывая о возможностях «агрегатора» на конференциях и зазывая туда компании.

Их в итоге зашло на площадку свыше тысячи – это более половины всего рынка. К этой системе я подключала банки, а затем и крупнейшие страховые компании. Всем стало удобно и выгодно. Клиент мог ограничиться только подачей заявки, загрузив все необходимые документы и оплатив услуги, а на выходе получить готовую сделку со всеми документами на квартиру.

Получилось так, что когда я всё это внедрила, началась пандемия COVID-19, соответственно перевод услуг в онлайн-формат был как нельзя кстати. И компания стала лидером в своем сегменте.

- Поговорим о другом вашем таланте. Вы пишете и исполняете песни. Когда проявились ваши вокальные способности?

- Еще в детстве. Мама отдала меня в возрасте трёх лет в хор. Но после первой же репетиции меня отправили домой «дорастать», потому что мне надели красивое платье, и я вместо пения показывала остальным детям своё платье, чем отвлекала их от занятия.

Позже я свои способности доказала: всё детство пропела в хоре радио и телевидения, где была солисткой, участвовала в разных певческих конкурсах. Но с возрастом, к сожалению, занятия вокалом сошли на нет. И однажды, когда я была уже взрослым человеком и работала в Сбербанке, меня попросили подготовить своими силами корпоратив, с минимальным привлечением профессионалов. Я устроила внутренний большой вокальный конкурс для более чем 1000 человек, собрав людей со всех территориальных банков. И я вновь стала петь, познакомилась с профессионалами в этой сфере.

А потом один человек сказал мне: «Слушай, каверы могут петь все. Вот если бы ты свою песню написала…». «Да не вопрос», - парировала я. И в 2014 году появилась моя первая песня. А потом вторая, и вот совсем недавно вышел мой четвертый альбом.

- Что именно вы пишете - слова или музыку?

- Слова. Я очень чувственный человек и пишу тексты под эмоции. Всегда переживаю, очень близко к сердцу принимаю большинство событий своей жизни, моих близких, окружения. И на основании этого рождается песня. Пишу сразу, быстро и ничего почти не переделываю потом. Совершенно не умею выдумывать, «высасывать из пальца» какие-то сюжеты, а беру именно из жизни - так ко мне приходит муза.

Например, у меня есть песня «Не отпускай». Я написала её на одном из совещаний, когда поняла, что уже очень давно замужем - в этом году мы с мужем отмечаем 29-летие со дня свадьбы – что адский московский темп жизни отдаляет нас друг от друга, из-за вечной занятости мы видимся в лучшем случае на выходных, если они выдаются свободными. Получается, мы вроде бы вместе, но по факту - не вместе. Итогом стала песня «Не отпускай», где есть такие слова: «Не отпускай моей руки. Не разрешай мне отвернуться. Не отводи глаза свои, чтоб снова к сердцу прикоснуться». Тут же бросила слова моей подруге, которая к тому же еще и мой учитель по вокалу, а она сразу написала музыку и отправила нашему аранжировщику. Песня родилась меньше чем за сутки. Но, по признанию всех людей, кто её слушал и пережил похожие чувства, она получилась очень правдивой. У многих наворачиваются слёзы при её прослушивании - каждый находит что - то своё в этой песне, потому что мы все живем в этой суматохе и постепенно теряем друг друга.

Отмечу, что не стремлюсь писать какие-то сугубо попсовые шлягеры, хотя мой последний альбом, в большей степени, вышел как раз попсовым, но всё-таки мои тексты больше про нас настоящих, про нашу жизнь.

- В детстве мечтали связать свою жизнь со сценой, построить вокальную карьеру?

- Конечно, мечтала. К сожалению, мама как подарила мне мечту, так потом и отобрала её. Так как я родилась в маленьком судостроительном городе, моя мама меня отговаривала: говорила, что маленькая девочка никогда не станет большой певицей. А ведь в нашем маленьком городе некоторое время жили и учились такие музыканты как Игорь Крутой и Константин Меладзе. Последний был студентом моего папы.

И сама я очень хотела стать медиком, будучи подростком – два года отработала в операционной. Мне очень нравилось, у меня тяга к спасению. Я могу наложить шов, поставить капельницу, даже провести мини-операцию.

- Раз мама отговаривала, у неё были свои взгляды на ваше будущее. Она кем вас видела?

- В нашем городе было три крупных судостроительных завода, и вполне логично, что по первому образованию я инженер-технолог судового машиностроения. К моменту окончания института в 1996 году заводы уже толком не работали, поэтому я пошла работать в банк. Зато мои технические мозги мне в действительности здорово помогают. Второе образование у меня экономическое, третье – управленческое - Executive MBA. Но именно образование инженера позволяет мне чётко выстроить процессы, правильно настроить IT-продукты, объяснить, чего я хочу. Ведь основная проблема нередко в том, что автор продукта и тот, кто призван его реализовать, друг друга не понимают. Очень важно уметь донести до исполнителя задачу.

- Вы выступаете? Где можно познакомиться с вашим творчеством?

- На электронных площадках, например, на Яндекс.Музыка. У меня есть YouTube-канал. В действительности, мои песни продаются в 60 странах мира – Америке, Канаде, Германии, России, Украине, Белорусии. Основная аудитория русскоязычная, поскольку пою я на русском языке. Попадаются и экзотические страны, где, видимо, живут русские, раз им нравятся мои песни.

У меня есть песни и на украинском языке, например, я делала кавер на песню «Ой, у вишневому саду». Подошла нестандартно, соединив несколько стилей: фолк, RnB, рэп и хоровое народное пение. Самое интересное, что по поводу этой песни мне написал ребенок из Львова. По его информации, эту песню им ставят на уроках музыки, как пример классического украинского романса.

- Неожиданно.

- Очень неожиданно. Я просто смиксовала, и, видимо, учитель решил, что у детей больший интерес вызовет музыкальное произведение в современном варианте в разной стилистике. Есть вроде бы и фолк, народное начало, но в то же время включены современные элементы. В итоге песня стала популярна в разных странах.

- У вас есть постоянные поклонники?

- Есть, причём не только русскоязычные, даже мужчина из Японии писал мне на английском.

- Есть ли человек, который является для вас ориентиром в творчестве?

- Не хочу ни за кем повторять, честно говоря. Всё-таки я немножко другая – у меня смесь бизнеса, жизни и творчества. Мои песни – это отдушина, которая позволяет делиться со слушателями своими чувствами и мыслями.

Для меня ярким примером творчества, которое заставляет сопереживать, является украинская певица Тина Кароль. Думаю, многие слышали её песни и на русском, и на украинском. Есть отличная английская певица Эмели Санде, тоже очень круто поёт. Также нравится Уитни Хьюстон – это очень высокий уровень, с точки зрения исполнительского мастерства.

Но всё-таки мне ближе люди, которым есть что сказать. Просто поющих много. А таких, которые могут достучаться до сердца, единицы. Такая музыка может заставить и поплакать, и пережить что-то. Не всегда мы можем выражать свои эмоции открыто, показывать свою слабость. По крайней мере, я как сильный человек, не имею право терять лицо в каких-то ситуациях. Но могу себе позволить поплакать, когда смотрю какой-то фильм или слушаю песню – за это меня точно никто не осудит.

- Но токсичные люди всё равно встречаются. Вам же, наверное, когда-нибудь говорили какие-то гадости про ваше творчество?

- И про творчество, и про меня, но я к этому уже спокойно отношусь. Раз в год примерно обостряется нашествие на меня хейтеров. Видимо, весна наступает, и у людей что-то в головах меняется. Но я понимаю, что основная проблема не во мне, а в них. Я заметила одну особенность - они боятся публичности. Чтобы с ними справиться, я просто вытаскиваю их сообщение наружу: беру этот пост, публикую и предлагаю всем моим подписчикам пообщаться с этим «замечательным человеком», которого так интересует моё творчество. И хейтер сразу пропадает. То есть, им не нужно ничего объяснять, оправдываться, нужно заставить их бояться.

Поймите, вы такие, какие есть. Я не конфета, не стодолларовая купюра – я не должна всем нравиться. Кто-то меня любит, кто-то ненавидит, но, значит, я есть. Хуже, когда к тебе относятся "никак" – в таком случае вообще может показаться, что тебя нет.

- Коллеги по Клубу лидеров знают о вашем таланте?

- Да. Часть людей со мной работала раньше в банке, они давно знают, что я пою. В прошлом году меня даже назвали «Голосом Клуба лидеров» и наградили. Я тогда исполнила новую песню.

- Насколько давно вы в клубе? Что вам дает пребывание в этом бизнес-сообществе?

- В Клубе лидеров не очень давно - с июля прошлого года. Общение в любом бизнес-сообществе – это обмен. Чем больше вокруг тебя сильных и интересных людей, тем больше идей, мыслей ты можешь услышать от них. Фактически я обогащаюсь чем-то от них и обогащаю чем-то их. У лидеров часто много перспективных идей, которые порой можно реализовать сразу. Я вдохновляюсь такими людьми и надеюсь, что кого-то вдохновляю и я. Мы друг другу помогаем.

Например, у одного из резидентов клуба есть чудесные проекты с хаусботом – домом на воде. Я просто в восторге от этого проекта. Как же здорово, когда твой дом может быть там, где ты хочешь быть! Твой дом всегда с тобой. Это же круто! Понимаю, что есть определенные особенности – это судно фактически, которое, например, должно иметь порт приписки. Но это же новый формат жизни. Я человек, который любит путешествовать, и если в будущем такая возможность будет, то я с удовольствием воспользуюсь. Вот бы хорошо было, выдавать людям ипотеку на покупку таких домов.

В то же время, одного из резидентов Клуба лидеров заинтересовал наш проект, и сейчас мы ищем синергию, обдумываем, как взаимовыгодно совместить оба проекта.

- Вы сказали про любовь к путешествиям. Какие уголки страны и мира предпочитаете и почему?

- Путешествую много. Наверное, я уже более 60 стран в своей жизни посетила. Самая любимая страна, с точки зрения заграничных посещений – Италия. Она очень разнообразна. Север Италии, например, в зависимости от того, ближе он к Австрии или Германии, отличается особенностями культуры, кухни, даже языка. А спускаетесь чуть ниже - к середине «сапога», там уже своя специфика. Там свои художники, поэты, другая ментальность народа. Спускаетесь к голенищу «сапога» и сталкиваетесь с не менее уникальными чертами. В Италии всегда можно открыть что-то новое для себя. Поэтому для меня Италия – фаворит, с точки зрения красоты и богатства красок, языков, культур и традиций, древней истории. 

Я не могу сидеть на месте. Мы с семьей в отпуске всегда на машине, и я дольше двух дней на пляже не могу провести. А дальше - музеи, исторические места, галереи. Обожаю общаться с представителями местного населения. Куда бы я ни приехала, обязательно с кем-нибудь знакомлюсь. Вот недавно на лыжах катались в Болгарии, и у меня уже образовался там свой фан-клуб, диджей мои песни ставил.

Мне кажется, такое общение очень полезно. Люди могут взаимообогащать друг друга, причем не важно, на каком языке вы говорите. У меня неидеальный английский, чаще всего у итальянцев тоже неидеальный английский, они не знают русского, а я – итальянского, но даже при отсутствии знаний чужого языка можно коммуницировать, ведь сейчас есть много разных средств.

Если говорить о России, то мне очень нравится Байкал, Алтай. Люблю Краснодарский край. Кстати, для меня Краснодарский край – Адлер – это своего рода маленькая Италия. Потому что внизу море – я люблю пробежаться с утра, а потом поехать в горы на лыжах кататься. К сожалению, сервис в горах еще не отвечает необходимым стандартам, но мне там хорошо.

Кроме того, будучи активным человеком, я много участвую в форумах, мероприятиях, которые нередко проводятся именно в Адлере. Но для меня важно, что там можно не просто посидеть на пляже, я успеваю смотаться и в Абхазию, и в Сочи, и в горы.

- Как часто удается выбираться куда-то в отпуск?

- Стараюсь два-три раза в год куда-нибудь обязательно выезжать. Правда, с пандемией это было делать сложнее. Но в отсутствии возможности поехать за границу, мы стараемся это сделать по России. Можем просто сесть с мужем в машину и на выходные куда-нибудь уехать.

- То есть компанию в поездках вам составляет муж?

- Да, муж и дочка. Нередко и компании к нам присоединяются. Мы своего рода туроператоры для друзей. Они спрашивают: «Лен, поедем куда-нибудь?» – «Давайте». И вот мы уже куда-нибудь направляемся.

- Обратила внимание на то, что у вас в соцсетях довольно много фотографий из музеев, театров. То есть вы ведете довольно активную культурную жизнь. Как часто вам необходимо посещать какие-то культурные учреждения?

- Не могу точно сказать с какой частотой. Если вижу что-то интересное, с удовольствием иду. Пожалуй, тут важно не как часто, а насколько плодотворно. Здесь, скорее, вопрос про качество. В Москве всегда есть куда пойти. Кроме того, рядом Санкт-Петербург, где интересных мест не меньше.

Когда еду куда-то, обязательно нахожу, что посмотреть. Меня может заинтересовать и классика, и современное искусство, но я не люблю пошлость. Можете считать меня пуританкой, человеком с устаревшими взглядами, но я воспитана в определённых традициях, и мне кажется, что искусство должно нести красоту, эстетику. Для меня своего рода мерилом является понимание, смогу ли я на тот или иной спектакль привести маму. Если я при этих мыслях не испытываю чувство стыда, то всё в порядке. Если испытываю смущение, значит, это не мое, не готова я к такому, мне это не доставит удовольствия. Как-то мы пошли с мужем в «Гоголь-центр» - не буду называть постановку – но там произошло такое, чего я даже представить не могла. Я очень поверхностно изучила информацию о спектакле, увидела, что его хвалят, но не докопалась до глубины… Когда стало разворачиваться действо на сцене, представила, что если бы я туда привела маму, то просто провалилась бы. Мы с трудом досмотрели с мужем спектакль, он даже подумал, что он шёл не два часа, а четыре. Каждому своё, конечно, но даже обнажённое тело можно преподнести по-разному, ведь нас не шокируют греческие скульптуры, потому что это не выглядит пошло. Я не люблю пошлость, всё должно быть в меру, всё должно быть красиво.