— Андрей, наше интервью вышло одновременно с открытием Международной интерьерной выставки «Русский дом», организатором которой вы являетесь. Расскажите, почему выставка называется «Русский дом»? На ней представлены только российские дизайнеры?
— Выставка «Русский дом» является флагманским проектом для всей экосистемы дизайна. Концепция нашей выставки заключается в том, что «Русский дом» является гостеприимным домом. Россия — это многонациональная, многоконфессиональная страна с огромным количеством этносов, территорий различных. И мы всегда были гостеприимны абсолютно для всех. Поэтому на выставке будет представлена продукция как российских дизайнеров, так и европейских, азиатских, а также казахстанских и белорусских.
— Скажите, это сейчас востребовано? Больше людей стало интересоваться дизайном?
— Мы с 2017 года мониторим ситуацию на рынке. И хочу сказать, что да, культура потребления дизайна растет. Мы видим, насколько растет спрос на наши услуги. Причем не только в крупных городах — Москве или Санкт–Петербурге, но и в регионах России.
Понятно, что в Москве уровень культуры потребления гораздо выше, потому что здесь студии дизайна работают поинтереснее и возможностей для работы, конечно, больше — 46% всех обеспеченных людей России живут в Москве. Но и регионы растут.
На своих выставках мы даём возможность региональным производителям представлять свои локальные бренды — в совместных стендах с другими дизайнерами, например. Такие стенды мы называем дизайнерской капсулой, для которой производители изготавливают определенные коллекции. Либо дизайнер может поработать с той продукцией, которая уже выпускается компаниями, и из нее собрать капсулу в единой концепции. Это очень интересная творческая работа, в которой молодые дизайнеры имеют возможность проявить себя.
Вообще хочу сказать, что каждый дизайнер, который проходит нашу выставку, невероятно прокачивается. Я называю это инициацией. Дизайнер выходит на новый уровень, становится более устойчив к разным стрессовым ситуациям, к меняющейся обстановке, умеет работать в режиме многозадачности, проходит прокачку общения с матерыми поставщиками, партнерами, производителями. Начинает понимать, как работать в команде, встраивать себя в большие процессы, чувствует свою принадлежность к огромной экосистеме.
— А любой новый бренд может принять участие в вашей выставке? Или существует какой-то отбор, какие-то критерии есть?
— Мы снизили порог входа для региональных производителей на выставку, но не понизили порог качества продукта, который к нам заходит. У нас всё равно существует отбор, плюс отбор, который осуществляют сами дизайнеры, собирающие стенды.
Мы считаем, что наша выставка является своеобразным мостиком между регионами и Москвой. Федеральным производителям очень интересны регионы. И они через дизайнеров, которые приезжают к нам на выставку, через региональных производителей, владельцев бизнесов и торговых дилеров как раз и развивают свой бизнес, поставляя федеральную продукцию в регионы. Мы предоставляем площадку для обмена опытом, для поиска новых товаров.
К тому же «Русский дом» — это не единственная выставка, которую мы проводим. У нас целый год проходят разные мероприятия для индустрии дизайна. Это форум для дизайнеров и архитекторов. Он так и называется форум «Дизайнеры и архитекторы». Два раза в год у нас проходит конкурс и премия Russian Design Awards. В начале года стартует, а в ноябре — подведение итогов и торжественная церемония. Два раза в год мы проводим прием от «Русского дома». В мае и во время самой выставки. Два раза в год у нас проходит образовательный курс Европейской школы дизайна, которая тоже является частью нашей экосистемы. Ежегодно на курс регистрируется более тысячи дизайнеров со всей России. У нас проходит профессиональная премия «Выбор года» среди дизайнеров, которые внесли свой вклад в развитие индустрии по разным направлениям. Проходит форум российских производителей индустрии дизайна. И еще много разных событий культурного и досугового характера.
— Насыщенная у вас программа. Расскажите, а как вы пришли в дизайн?
— Я 20 лет уже этим занимаюсь. За это время у меня даже появилась своя собственная студия дизайна — семейная.
Когда я начинал, не было каких-то профессиональных университетов. Тогда все переквалифицировались с инженеров, строителей, проектировщиков, архитекторов, художников. А у меня была компания по ремонту и отделке, которая начала расти в сторону дизайна. В 2006 году мы открыли свою студию. У нас появился штат сотрудников. Мы непрерывно занимались их образованием, своим самообразованием, а в 2017 году и сами получили образовательную лицензию, создали Европейскую школу дизайна, в рамках которой стали повышать квалификацию действующих дизайнеров. То есть передавали свой опыт, который мы наработали как дизайнеры, плюс собирали передовой опыт других дизайнеров и формировали из них различные образовательные программы. И вот прошло уже 8 лет, как мы активно ведём и образовательную деятельность тоже. А это сейчас очень востребовано.
- Вы сказали, что у вас студия семейная? Кто в ней работает?
— Да, у нас семейный бизнес с супругой. Она окончила Томский архитектурно-строительный университет с красным дипломом — магистр архитектуры, профессиональный архитектор и дизайнер. Каждый проект, который делает моя супруга, всегда максимально чёткий, точный, выверенный — всё продумано до мелочей. Она ведёт авторский надзор, комплектацию. То есть это прям образец профессионального дизайнера.
Мы реализуем не только свои проекты, но и проекты других дизайнеров. Когда к нам обращаются клиенты, у которых уже есть свои дизайн-проекты, мы их тоже реализуем.
Мы работаем в премиальном сегменте, в сегменте люкс, и достаточно успешно, я считаю. Хотя креативной индустрии сейчас в целом нелегко.
— А как вы считаете, какая поддержка на уровне государства облегчила бы развитие бизнеса в вашей сфере?
— Если мы говорим про развитие региональных брендов, то тут нужно больше поддерживать как раз участие региональных брендов в федеральных выставках, чтобы о них стали узнавать. И как раз участие в московских выставках, не в региональных, а именно в московских, я считаю, и было бы очень важным шагом в развитии региональных брендов. Потому что настраивать рекламу для новосибирских компаний в Новосибирске или участвовать в новосибирских выставках, ну этого, наверное, недостаточно.
Мы же понимаем, что все потоки у нас завязаны с Москвой. Нужно стремиться попасть именно в московский проект. И это однозначно поможет компаниям заявить о себе, показать свою продукцию и освоить абсолютно новые рынки продаж. Все компании хотят продавать. А продавать нужно где? Где самая благодарная почва, где люди готовы покупать. Поэтому участие в региональных выставках нужно, чтобы федеральные компании заходили в регионы, а региональные дилеры брали продукцию для себя. Но региональным производителям обязательно нужно участвовать в федеральных мероприятиях. Потому что здесь все крупные компании, которые для себя ищут что-то новое, все топовые СМИ в индустрии дизайна, органы власти, все структуры поддержки предпринимательства. Поэтому я всем региональным производителям советую стремиться участвовать в московских выставках.
— Если взять последние 10 лет, как вы считаете, насколько сильно изменилась индустрия дизайна, подходы работы дизайнеров, какие ключевые тренды наметились?
— Дизайнеры начали больше работать в правовом поле, вот это очень важно, стали выходить из тени. Но всё равно находятся и те, которые продолжают работать по каким-то устным договоренностям с клиентами, менять договоры в пользу клиентов. Но, слава Богу, у нас сейчас есть возможность спрашивать советы у своих коллег. У нас очень развитое дизайн-комьюнити. Есть чат на двенадцать с лишним тысяч дизайнеров. И когда возникает какой-то вопрос, человек не знает, как поступить в той или иной ситуации, он может задать вопрос в чате. Дизайнеры из любого региона профессионально могут ответить на вопрос. Это очень круто.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, появился тренд на коммуникацию, все стали друг к другу относиться более экологично. И это очень важно. Потому что раньше, когда был дикий рынок дизайна, все друг друга не любили. Особенно опытные дизайнеры молодых.
Но сейчас молодые дизайнеры проходят различные курсы, повышают свою квалификацию, понимают, как нужно работать. Они уже выходят в эту среду и не ломают рынок, а наоборот, удачно в него вписываются, где-то устраиваются в компании, в студии дизайна.
Сейчас есть возможность перенять чей-то опыт. Мы бесплатно создаем юридические документы, договоры, приложения различные, акты, обучаем, как вести бизнес в сфере дизайна. В наше время этого не было. Всё собиралось по крупицам и на собственном опыте, наступая на грабли.
Единственное, чего сейчас не хватает в образовании дизайнеров, это бизнес-образования. Когда учат правилам дизайна, но не учат бизнесу в этой сфере. Поэтому те, кто приходят к нам за этими знаниями, быстрее адаптируются на рынке и начинают уже зарабатывать деньги. Мы всё же про предпринимательство, не только про красоту. Нам же ещё нужно зарабатывать деньги. Иначе зачем работать?
— Я недавно смотрела интервью с Александром Васильевым, историком моды, который сказал, что только итальянцы могут производить красивую мебель, потому что они это делали веками. А русские могут производить только чугунные трубы. Но сейчас появилось много российских дизайнеров, в том числе и мебели. Поэтому хочется услышать ваше мнение на этот счет, продвинулись ли российские дизайнеры вперед в этой сфере?
— Дизайнеры это одно, а производители — это другое. Мы знаем много российских дизайнеров, которые работают на иностранных рынках и создают дизайн, который абсолютно конкурентоспособен. Вопрос производства, да. Соглашусь, что история итальянских брендов — это история несколько веков. Это семейные бизнесы, которые передавались из поколения в поколение. Такие мануфактуры. Ручная работа. У нас, конечно, эта сфера еще молодая. Она тоже вырастала из гаражей порой и из тех же труб. Но, слава Богу, что сейчас все-таки есть возможность посещать различные выставки, зарубежные, в том числе. Повышать свою насмотренность. Поэтому сейчас уровень наших дизайнеров и производителей, конечно же, растёт. Со счетов ещё нельзя сбрасывать тот опыт, который мы получаем от тех же европейских производителей. Всё-таки многовековая история и технологии вдохновляют российских производителей, и это очень важно.
Есть, конечно, и в России мастерские такие, которые производят настолько уникальные вещи, которые и стоят по уровню европейских, потому что ручная, эксклюзивная работа стоит дорого.
— Имея такой большой профессиональный опыт за плечами, какой бы вы совет дали молодым дизайнерам, которые только начинают свой путь? Каких ошибок можно избежать? На чём сделать упор?
— Первое, что я бы пожелал начинающим дизайнерам, это запастись терпением, выдержкой. Не нужно наивно полагать, что сейчас он выпустится и сразу начнёт зарабатывать много денег. Чтобы стать в нашей индустрии известным и востребованным, нужно выдавать качественный продукт, оказывать услугу профессионально. Поэтому я всем советую сначала устроиться куда-то на работу — в какую-нибудь студию. Либо к дизайнеру. Побыть немного практикантом. Научиться. Честно договориться о том, что когда вы достигнете определенного уровня, вы отправитесь в самостоятельное плавание.
Все это время, когда вы будете работать в статусе подмастерья, ассистента, помощника дизайнера, нужно уделять огромное внимание своей работе, быть трудолюбивым, не бояться трудностей. Они всегда будут в любой работе. Нигде нельзя взять и проснуться сразу знаменитым, богатым, успешным. Любой труд всегда, если ты хочешь добиться успеха, тяжелый, легких путей не бывает в любой профессии.
Уйти в самостоятельное плавание, то есть уйти из найма, можно тогда, когда научился правильно вести бухгалтерию, выстраивать бизнес-процессы, осуществлять договорную работу. Нужно быть немного юристом, чтобы понимать, как организовывать правовые взаимоотношения с клиентами.
Понятно, что надо еще и разбираться в самом дизайне, подавать правильно чертежи, быть технически подкованным специалистом, научиться работать с бригадой, вести авторский надзор, комплектации. Это очень длительный процесс. И здесь нужно, как я уже говорил, запастись терпением.
— Я вижу, что вы очень увлечены своей деятельностью. И понимаю, что это занимает очень много вашего времени. Как вы находите баланс между выставочной, общественной деятельностью и семьей. Как удается всё успевать и не выгорать?
— Дизайн для меня — это образ жизни. И все мои жизненные процессы связаны между собой. Это звенья одной цепи. Это экосистема. И я в неё встроен. И моя супруга тоже в нее встроена. Вся команда для меня является частью большой семьи. И весь круг общения тоже встроен в эту систему — партнеры, компании, производители. Мы все вместе развиваемся.
Как не выгорать? А здесь невозможно выгореть. Я советую молодым дизайнерам не бояться сложностей. Вообще забыть это слово. Нужно просто быть упертым, не бояться открывать двери, что-то спрашивать, не бояться показаться глупым. Просто идти к своей цели, не взирая ни на что. И каждый день ты должен что-то делать. Начинается день, и ты можешь выйти из дома и бежать до яблони, на которой спеют зрелые яблоки. Если добегаешь первым, то срываешь самые спелые и вкусные плоды. А кто до яблони не добежит, а дойдет, тот будет довольствоваться уже тем, что осталось. А тот, кто и вовсе будет смотреть из окна, как одни бегут, другие идут, тот вообще останется без яблок. Тут ты должен сам определиться, что тебе больше подходит. Я для себя выбрал, что я бегу. Если есть возможности, то я их всегда использую, иначе не получится.
— А у вас какое образование?
— Юрист, правовед, преподаватель права, офицер мотострелковых войск.
— Интересно. И как вам это помогло стать дизайнером?
Объясню. В 1994 году я поступил в Новосибирский военный институт. Когда выпустился из института, стал командиром роты. И у меня уже тогда в подразделении всё было очень красиво. Были шторы, картины, аквариумы, грамоты, медали и цветы. За каждым солдатом был закреплен свой цветок, за которым он ухаживал. То есть заходишь в подразделение и попадаешь в хорошую визуальную обстановку — эстетичную.
Потом, когда я уже ушел из армии и выполнял служебные боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, там у меня тоже всё было выстроено с уютом и комфортом. Мне очень нравится комфорт, и я люблю его создавать вокруг себя. Поэтому любое место, куда я попадаю, я сразу его меняю под себя. Если будет мне комфортно, значит будет комфортно и другим. Поэтому у меня уже через неделю в командировке появилась своя столовая. И всё было оборудовано, как необходимо. То есть, видите, предпринимательская жилка и творческая, которые потом объединились — это у меня врожденное.
Плюс армия учит быть дисциплинированным, ответственным, ты понимаешь, как выполнить любую задачу. То есть предприниматель — это тот же командир. Получил задачу, оценил обстановку, понял, как ее выполнить, принял решение. А там уже выполнение задачи, которое тоже включает очень много пунктов. Начинается организация взаимодействия, оценка сил и средств, всего, что необходимо. Поэтому многие бизнес–тренеры сегодня транслируют принципы военной психологии. Самые лучшие учебники — это армейские уставы. Это общие принципы ведения общевойскового боя. О них всей своей команде рассказывал, и в своей работе мы эти принципы используем.
— Очень необычно. О такой организации бизнес-процессов я слышу впервые. Расскажите подробнее, как вы применяете принципы ведения боя в своей работе?
— Могу прямо по принципам пройти.
Первый принцип: «Постоянная боевая готовность частей и подразделений». Ты должен постоянно быть готов к любой задаче. У нас в команде так и есть. Каждый готов делать любую задачу.
Второй: «Решительность, активность, непрерывность ведение боя». Когда ты начинаешь вести какой-то процесс, ты должен его вести постоянно активно, непрерывно, не останавливаясь ни на секунду. Я контролирую каждый процесс, который у нас происходит, и все процессы идут без снижения интенсивности. Иначе, если ты снизил где-то интенсивность, всё начинается обратно.
Третий: «Согласованное применение и непрерывное взаимодействие родов войск и спецвойск». Это работа разных отделов: отдела продаж, маркетинга, рекламы, бухгалтерии и тому подобное. Чем это не разные роды войск? И постоянно ты должен знать, что между ними всегда идет взаимодействие. Если кто-то чего-то не знает, нужно спросить, узнать. Я организовываю это взаимодействие, их задача его поддерживать.
Четвертый: «Внезапность действий и военная хитрость. Обман противника». Это как раз те самые маркетинговые фишки, какие-то новые, которые мы придумываем. Мы должны делать то, что никто не ожидает. Если мы чем-то отличаемся от других, то мы, конечно, выигрываем. Есть, например, ряд конкурентных выставок, но мы делаем по-другому, мы делаем не как все. Не то, что мы кого-то обманули, мы просто сделали по-другому и привлекли внимание.
Пятый: «Решительное сосредоточение усилий на главном направлении в решающий момент». В каждом направлении бизнеса есть свой решающий момент. И именно в этот момент мы сосредотачиваем все свои основные усилия. Например, нужно собрать аудиторию на выставку. За три месяца собирать участников — это рассредоточение сил, это лишние затраты на маркетинг. Иными словами, просто деньги на ветер. Зачем? Все знают прекрасно, как использовать бесплатные ресурсы, чтобы поддерживать интерес к выставке, мы это используем. Но за неделю до выставки включаются все платные истории, и мы уже начинаем активно собирать аудиторию. В нужный момент.
Принцип: «Маневр силами и огнем». Через этот принцип ты изучаешь, кто лучше работает. И мы привлекаем всех участников выставки, чтобы её продвигать — дизайнеров, партнеров, художников, амбассадоров. Это не просто организация взаимодействия между ними, а именно инициация их на действие. Мы это всё делаем.
Принцип: «Своевременное восстановление боеспособности подразделений, всестороннее обеспечение боя». Это моя задача. Я каждый раз спрашиваю: «Есть ли какая-то необходимость в чём-то? Почему не получается реализовать ту или иную задачу? Нужно ли что-то организовать заранее? Обеспечить доступ к сервисам, оплатить рекламу, выделить деньги на маркетинг. Мы всегда всё анализируем. Моя задача — всех обеспечить финансово, организационно, и я это делаю.
Принцип: «Полное напряжение моральных и физических сил, использование морально-психологического фактора в интересах выполнения поставленной задачи». Вся моя команда знает, что накануне выставки, за два месяца, мы переходим в режим работы 24/7. Я понимаю, что перед этим люди должны хорошо отдохнуть, сходить в отпуск. И, конечно, я отслеживаю морально-психологическое состояние каждого участника команды, потому что все люди, у кого-то ресурс понижается. Организовываю кофе-брейки, вечером мы обязательно сходим куда-то командой, посидим, отдохнем. Всё это такая история командообразующая абсолютно, которая поддерживает нормальное морально-психологическое состояние, снижает уровень стресса.
И последний очень важный принцип: «Твердое и непрерывное управление войсками». Я как руководитель твердо и непрерывно управляю всеми, кто входит в мою команду, и всем, что происходит.
Вот это основные принципы нашей работы, которые выходят из общих принципов ведения общевойскового боя. Я всем советую им следовать. И ничего не нужно будет больше придумывать.
— Это очень интересно. Получается, что предпринимателю полезно сходить в армию?
— Я считаю, что это вообще отличная история, потому что люди там понимают, как все организовать, как из любой ситуации выйти. Если задача какая-то нерешаемая, ты ее просто решаешь. Так же и в предпринимательстве. Я считаю, что вообще нет нерешаемых задач ни у кого в жизни. То есть каждый человек может достигнуть всего, чего захочет. Просто нужно понять, как это сделать.
— А как это сделать?
— Декомпозицию сделать и всё. Разбить сложную задачу на простые шаги. И просто брать и делать. Да, нужно еще время и терпение. Так как есть некоторые задачи, к которым мы идем годами.
Мы тоже в своем бизнесе шли годами к масштабным проектам. Когда в 2016 году мы создали ассоциацию. Мы даже не предполагали, что это приведет к таким крупным проектам в рамках всей России. То есть международный федеральный проект, к нам дизайнеры со всей страны приезжают. Это один из знаковых проектов индустрии дизайна нашей страны и экосистемы соответственно. Мы даже, может быть, не предугадывали такое развитие событий, но в какой-то момент поняли, что может быть и так.
И плюс очень важно максимально себя огородить от токсичных людей. От людей, которые исчерпывают тебя, учат и забирают твою энергию. Они постоянно ноют, чем-то недовольны, еще что-то там. Вот все, что негативное, надо убирать максимально из своего круга общения. И все. И тогда вообще проблем не будет в жизни. Из любых ситуаций, которые возникают с этими людьми, просто надо выходить. Пусть эти люди сами разбираются с этим ситуациями. Если ты не в силах решить её, то зачем в ней находиться? И не нужно проживать эти ситуации, не надо в них растрачивать себя. Это бесполезная трата жизненного времени. А у нас ограниченное время на этой земле. Поэтому нужно жить здесь и сейчас, получать удовольствие от каждого прожитого дня и быть источником этой радости. Нельзя получать всё экологичное, а быть токсичным. Так не работает. Если хочешь вокруг себя экологичных людей, будь тоже экологичным.
Я в своё время огородил себя от ситуаций, которые могут каким-то образом влиять на моё морально-психологическое состояние. И теперь засыпаю спокойно, просыпаюсь спокойно, и в течение дня всегда спокоен.
— Андрей, каким вы видите развитие креативных индустрий, собственно той сферы, в которой работаете?
—Если креативными индустриями будут заниматься те, кто реально в них работает, понимает, что им нужно, тогда они будут развиваться. Если же будут заниматься люди, которые их вообще никак не касаются, не имеют бизнеса, авторитета у представителей креативных индустрий, так называемые теоретики, то тогда никакого развития не будет. То есть я считаю, что все советы, структуры, которые создаются в этой сфере, должны наполняться представителями бизнеса из разных регионов, направлений творческих индустрий. И они должны реально преимущественно состоять именно из таких вот людей, которые постоянно в полях, в работе, внутри процессов. И они точно знают, что им нужно. А если это будут чиновники-теоретики, которые, находясь в каком-то совете, просто радуются, что их наделили очередным статусом члена совета при Министерстве экономики, то от такого человека пользы креативным индустриям не будет никакой, может быть, будет даже вред, потому что этот человек не понимает, что нужно представителям тех самых креативных индустрий. Если мы хотим, чтобы к 2030 году вклад креативных индустрий в ВВП составлял 6%, как поставил задачу президент, то мы должны больше давать возможности бизнесу быть полезными и быть ближе к центру принятия решений, которые касаются создания механизмов развития креативных индустрий.
