В 2016 году с запуска программы «Дальневосточный гектар» («ДВ-гектар») начался большой проект по развитию малонаселенных территорий. Планировалось, что гектар на Дальнем Востоке практически даром каждому желающему россиянину даст толчок массовому переселению на восточную окраину страны и освоению земли.

Под проект «ДВ-гектар» ВЦИОМ в 2015 году даже провел всероссийский опрос и спросил: «Если бы лично Вам предложили получить бесплатно один гектар земли на Дальнем Востоке при условии, что Вы, Ваша семья должны переехать в один из регионов ДВ на постоянное место жительства, то как бы Вы отнеслись к этому предложению?» Опрос выявил, что на таких условиях согласились бы получить участок 20% опрошенных, при этом наиболее благосклонно к этой инициативе отнеслись молодые участники в возрасте 18-24 лет.

Сегодня, спустя семь лет с начала реализации проекта, стал вполне очевиден его провал в решении проблемы демографической безопасности региона, поскольку большинством участников оказались сами дальневосточники. К такому выводу пришли ученые-социологи, которые провели полевые исследования и изучили документы по реализации программы в рамках исследования, организованного Фондом поддержки социальных исследований «Хамовники».

Изначально провозглашенными целями программы «ДВ-гектар» было:

1) решение демографических проблем региона (сокращение оттока населения, стимулирование въездной миграции);

2) ускорение развития региона за счет привлечения трудовых ресурсов и стимулирования предпринимательской активности;

3) повышение эффективности использования ресурсов (вовлечение жителей в хозяйственную деятельность, использование свободной земли и природных ресурсов).

Хотя формальные индикаторы говорят об успешности реализации программы, все же корректно характеризовать ее термином «провал», так как первоначально декларируемая основная цель программы − добиться массового переселения на восток и значимых инвестиций в землю − не удалась, говорится в исследовании. Демографическая повестка постепенно ушла в тень, уступив место абстрактной идее «жить и работать на своей земле».

В качестве индикаторов программы правительством были установлены два параметра: количество предоставленных земельных участков и количество деклараций об использовании, − последние должны были отражать долю освоенных земель. Согласно госпрограмме развития ДВФО, к 2025 г. первый показатель должен достигнуть 99,93 тыс. участков, второй − 24,63 тыс. деклараций.

К настоящему моменту более 100 тыс. граждан уже получили земельные участки. Но, например, в Амурской области, большую часть заявителей составляли жители этого же региона (83,3% заявок).

При этом более 40% заявок − это индивидуальное жилищное строительство, а если добавить категории «личное подсобное хозяйство» (как удобный вид разрешенного использования для строительства дома) и «огородничество», то доля предпринимательских практик окажется совсем небольшой.

Спустя 7 лет работы программы обнажились изначально заложенные в проект противоречия: при всех неосвоенных просторах региона «ничейной» земли нет. Множество отказов, земельные споры, неясности в системах учета − все это потребовало вмешательства в земельное и градостроительное законодательства. Постепенно были внесены и другие правки: гектар разрешили брать участникам программы переселения соотечественников, добавили возможность взять льготную дальневосточную ипотеку, проект расширили до арктических регионов, разрешили брать второй гектар.

Единственный реальный результат программы − создание упрощенного механизма раздачи земельных участков.

Такой результат был вполне ожидаем, так как необжитые просторы все равно не кажутся привлекательными для жителей других регионов.

Тот же самый процесс происходит и в Центральной России: те, кому участки предоставляются бесплатно или по льготной цене − ветераны, многодетные, участники боевых действий − это те люди, которые смогут поднять заброшенные деревни и разрушенные фермы? Ответ очевиден.

Отсутствие инфраструктуры представляет возможное освоение полученных участков не просто дорогостоящей, а вовсе неподъемной задачей. При этом ответ на этот вызов со стороны разработчиков практически всегда сводится к знакомому патерналистскому дискурсу − обещание помощи со стороны государства в освоении земель (строительство дорог в местах концентрации заявок, предоставление грантов и прочая поддержка).

В самом востребованном по программе «ДВ-гектар» Хасанском районе Приморского края выборочное обследование 155 участков показало, что заброшены 99 участков (более 72%).

В целом программа приобрела формат определенного ритуала и это подчеркивает отношение к ней со стороны властей. Хотя проблема демографической безопасности, обсуждаемая при инициировании проекта, осталась нерешенной, «ДВ-гектар» считает флагманским, эталонным проектом в представлениях чиновников, и, как и повторяющие его «гектары», все больше отрывается от реальных методов освоения земли.

Другой стороной «гектаров» стало то, что утвержденный свыше бюрократический ритуал поддерживает легитимность прямого вмешательства центральных властей в дела региона сверх существующего законодательства и экономических механизмов.

Социологи убедились, что все участники ритуала − получатели земли, местные власти, местный бизнес, центральные власти, участвующие ведомства − приписывают происходящему разные смыслы, адаптируют их для своих целей. А иногда кажется, что участники вовсе не придают значения целям и смыслу программы, воспринимая ее как формат повторяющихся взаимодействий, признанный успешным. В результате вместо сокращения усилий по поддержанию искусственной конструкции мы наблюдаем репликации «ДВ-гектара» в других регионах.