Представьте, что вы начальник отдела в хорошем бренде. Скорее всего, вы знаете, переход в какие компании вам интересен. Их будет от 5 до 20. Но, допустим, вы могли бы перейти в смежное направление. Количество потенциальных для вас позиций увеличилось до 40.

Вы начали поиск работы. В конкретный момент времени из этих 40 вакансий будут открыты две-пять. Даже если вы идеальный для них кандидат и выиграли конкуренцию, устроят ли вас задачи, условия, команда, руководство и другие важные аспекты? Шанс, что все сойдется, есть, но небольшой.

А что с остальными вакансиями? Скорее всего, почти все они открывались минимум один раз за последние 3 года. И закрывались. Не вами. Если вам не поступали звонки об этих вакансиях, значит, вы упустили возможность. И, вероятно, снова упустите.

Почему так происходит

Две самые популярные ошибки соискателей: «Бывшие коллеги в других компаниях сообщат, когда что-то появится» и «У меня есть знакомый в агентстве, скажет, если что-то откроется».

Бывшие коллеги могут не знать о потребности в сотруднике даже в своем подразделении, не говоря уже о соседних. А если и знают, не всегда хотят рассказывать вам об этом, даже пообещав. То же самое с отправкой вашего резюме. Да и просить об этом своих знакомых не всем комфортно, особенно во второй или третий раз.

Агентство, в свою очередь, не имеет задачи помочь вам, его задача – закрыть вакансию. За исключением тех, кто специализируется на помощи людям в трудоустройстве. Плюс даже самые крупные агентства не могут знать обо всем рынке – не все вакансии проходят через них. Тем более, оно ограничено текущими клиентами. А если консультант не работает над вакансией в компании, зачем ему вам о ней рассказывать.

Подбор можно условно разбить на пассивный и активный. При пассивном рекрутер публикует вакансии и разбирает отклики. При активном – ищет кандидатов сам.

Если вакансия действительно «вкусная», она соберет много откликов. Для позиции менеджера по продажам это хорошо. Но если нужен руководитель группы управления кредитным портфелем с опытом работы в одной из 10 конкретных компаний, знанием залоговых продуктов и определенной ИТ-системы, а также прекрасным английским, то в откликах пользы практически не будет. Гораздо эффективнее сразу выйти в рынок, найти потенциальных кандидатов и поговорить с ними.

Вакансия может не стать публичной, а закрыться внутренним сотрудником или внешним кандидатом, про которого сразу удалось вспомнить или которого не нужно долго искать. Чтобы стать таким, лучше думать о своей видимости на рынке заранее.

Как быть в поле зрения компаний

Исследование Banking Place показало, что 73% руководителей предпочитают нанимать тех, кто не ищет работу сейчас. Этому есть много объяснений. Самое главное – минимизируется риск нанять сотрудника, от которого другой руководитель с радостью избавился. Вполне вероятно, что это не так, и вы решили найти что-то более интересное или произошли события, не связанные с вами. Но риск, а иногда и страх сохраняются.

Не стоит дожидаться необходимости сменить работу. Рынок слишком узкий, чтобы себе это позволить. Переход, когда вам предложили интересную роль в приоритетной компании, а не когда нужно срочно что-то найти, эффективнее.

Рецепт, как стопроцентно оказаться на интересной позиции в компании мечты, отсутствует. Но на это можно влиять. Свою профессиональную жизнь можно и нужно планировать. Главное точно формулировать приоритетные направления.  Помогут ответы на следующие вопросы:

  • - Мне интересно то, чем я занимаюсь сейчас? 
  • - Что еще мне интересно?
  • - Чему я готов посвящать бОльшую часть своего времени и где?
  • - Каков мой следующий профессиональный шаг?
  • - Когда его целесообразно совершить? 
  • - К чему я хочу прийти в итоге?

Проанализировав текущую ситуацию, наметьте цели. Сформулируйте топ-10 компаний мечты и идеальные для себя роли в них. Сформулируйте и компании второго приоритета, в которых тоже интересно поработать, но при определенных условиях. 

Как настроить поток предложений от этих компаний?

  • - Делайте свою работу на 200%. Предвосхищайте ожидания. Ваши результаты громче любого пиара. 
  • - Будьте человеком. Люди тянутся к людям. Всем хочется коллегу, с которым приятно иметь дело. Он легкий, открыт к диалогу, готов принимать важные, нестандартные решения и брать ответственность за результат. Важно насколько вы профессиональны, но не менее важно как с вами “покорять города” и решать проблемы. Нам часто рекомендовали именно таких людей, а отличных профессионалов, но со сложным характером – практически никогда.
  • - Дружите с рекрутерами. Отвечайте на их сообщения, рекомендуйте бывших коллег. Если вакансия, которую вам предлагают, не интересна, расскажите, каким предложениям вы будете рады.
  • - Будьте видимы на рынке. Это не про резюме на работных сайтах, а про соцсети, профильные конференции и нетворкинг. 
  • - Будьте в информационном поле ваших потенциальных руководителей и HR. Важно, чтобы при открытии релевантной вакансии, они в первую очередь вспомнили о вас. 
  • Вывод может показаться неожиданным. Чтобы получить работу своей мечты, не ищите ее. Работайте на своем месте с полной отдачей, поддерживайте коллег и подумайте о следующем профессиональном шаге и видимости на рынке заранее. И лучшие предложения найдут вас сами.