Доклад Банка России для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры», содержащий предложения о запрете на использование криптовалюты в качестве средства платежа, произвел фурор и привел к нарастанию напряженности на финансовом рынке.

Между тем, по экспертным оценкам, граждане России открыли к настоящему моменту уже несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств в них составляет около 2 трлн. рублей.

Банк России оценивает объем операций населения с криптовалютами в 5 млрд долларов в год.

Правовая позиция регулятора о потенциальных угрозах создания в России параллельной финансовой системы, угрозах для граждан и финансовой стабильности в целом в случае легализации криптовалют не нашла поддержки в Минфине России, Росфинмониторинге, а также у представителей финансово-банковской общественности.

Минфин России предложил урегулировать криптовалюты, допустить их обращение в рамках банковской системы (проведение операции с ними только через банки), идентифицировать держателей криптовалютных кошельков. Его поддержал Росифинмониторинг, заявив, что регулирование криптовалют в целом соответствует стандартам ФАТФ.

В разрешения возникших разногласий Президент РФ поручил Правительству РФ и Банку России прийти к единому мнению относительно будущего криптовалюты в стране.

Правительство РФ, выполняя это поручение, подготовило и утвердило Концепцию законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют (так называемая, «Дорожная карта»). В ее основе - ранее сформулированная правовая позиция Минфина России и комплекс мер по внесению соответствующих изменений в законодательство.

В документе отмечено, что по экспертным оценкам гражданами России открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, а объем средств на них составляет порядка 2 трлн. рублей. Кроме того, Россия занимает 3-е место в мире по объему мировых майнинговых мощностей.

Правительство РФ предложило определить субъектный состав участников операций с криптовалютой (организатор системы обмена цифровых валют, информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют) и требования к их деятельности; определило клиентский путь и механизм совершения операций, а также перечень контролирующих и надзирающих органов.

Реализация концепции предполагает доработку проектов федеральных законов № 1065710-7 (изменения в Налоговый кодекс РФ); законопроекта о внесении изменений в КоАП РФ, законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

В обсуждении регулирования криптовалютного рынка принимали участие представители Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России, ФСБ России, МВД России, ФНС России, Росфинмониторинга и Генеральной прокуратуры . Однако, вскоре Банк России заявил об отсутствии согласования с ним Концепции, невозможности нивелировать ранее обозначенные им риски и создании новых угроз .

Очевидно, оперативного регулирования криптовалют ждать не приходится. Вопрос в том, будет ли оно в принципе.

Современный уровень взаимопроникновения экономик, глобализация финансовых рынков диктуют необходимость установления сопоставимых правил по наиболее существенным вопросам. В ряде стран регулирование криптовалюты отсутствует, в других - операции с ней остаются под строгим запретом (Китай, Бразилия и др.). Представляется, что полный запрет криптовалют приведет к дестабилизации финансового рынка, увеличению доли теневой экономики, использованию криптовалюты для отмывания «грязных» денег и финансированию терроризма.

Неслучайно значительное число государств в той или иной мере легализовало криптовалюту, и разрешило ее оборот, как правило, с определенными условиями (Швейцария, Сингапур, Гонконг, Австралия, Новая Зеландия и другие). В Сальвадоре криптовалюта разрешена в качестве платежного средства.

Декретом Республики Беларусь № 8 от 21.12.2017 года «О развитии цифровой экономики», а также рядом последующих нормативных документов, в том числе Декретом № 1 от 18.03.2021 года созданы условия для внедрения в экономику Республики Беларусь технологии реестра блоков транзакций (блокчей0, иных технологий, основанных на принципах распределенности, децентрализации и безопасности совершаемых с их использованием операций.

Отсутствие в России законодательства, аналогичного принятым в других зарубежных странах правовым институтам, может отбросить страну в экономическом развитии назад. Поскольку законодательство Беларуси, во-первых, по ряду аспектов является более передовым, чем российское, а во-вторых, во многом соответствует сложившейся в России правовой системе, целесообразно рассмотреть законодательные конструкции Беларуси относительно криптовалюты и иных виртуальных активов при дальнейшей разработке Концепции Правительства РФ.