Одна из самых важных и интересных новостей сегодня, на мой взгляд, новость о решении Верхового суда РФ считать  ничтожным заключение кредитного договора по СМС.(Определение ВС N 5-КГ22-121-К2)

История проста и стандартна: клиентка банка назвала мошенникам два кода из поступивших на мобильный номер смс, и тем самым связала себя узами кредитного договора и договора страхования. Сумма кредита при этом поступила на чужой банковский счёт.

Суд признал такой договор ничтожным.

Это отличная новость! 

Правовую позицию Верховный суд аргументировал  отсутствием согласия заёмщика с индивидуальными условиями договора, отсутствии самой заявки на кредит и несоблюдение прочих требований к порядку заключения договора потребительского кредита (требования содержатся в Федеральном законе «О потребительском кредите (займе)».

Решение Верховного суда создаёт долгожданный правовой прецедент. Но для защиты своей позиции клиентке пришлось потратить массу времени, усилий, нервов и средств.

В этой истории важно понимать, что «спасение утопающего - стало делом рук самого утопающего». Истица проявила похвальную настойчивость, добиваясь расторжения договора. 

Но мне, как юристу, важно напомнить о спокойствии, разумной осмотрительности при ответах на звонки и сообщения из банков.

Всегда проверяйте и перепроверяйте контакт. Прервите разговор, перезвоните сами в банк. Важно: перезванивайте по номеру, указанному на официальном сайте этого банка (потратьте 5 минут, чтобы самостоятельно найти этот номер в контактах на сайте, не записывайте под чью-то диктовку).

Обращайтесь в суд, если (внезапно) стали получателем такого кредита. Пишите жалобы в банк и Банк России - направить их можно дистанционно, через сайт.

Впрочем, если не уверены в своей финансовой грамотности - не пользуйтесь сложными цифровыми сервисами, обратитесь в банк лично, это поможет защитить ваши права и интересы уже на «входе» в потенциально опасную для вас сделку.

Мое профессиональное мнение: прецедент об аннулировании  кредита, заключенного по СМС - отличная база для последующих действий. С моей точки зрения, договоры с потребителями, которые могут повлечь серьёзные последствия (вплоть до банкротства заёмщика), должны быть регламентированы более жестко.

Для защиты прав потребителей как слабой стороны в договоре этого недостаточно. Целесообразно предусмотреть прямой запрет на оформление кредитных отношений с заёмщиками посредством смс кодов в самом тексте Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».