Digital art – законный наследник дадаизма, концептуального искусства, Флюксуса:  эти течения в искусстве придавали особое значение визуальному восприятию и формализму. Но все же в основе digital art лежат алгоритмы, формальные наборы инструкций. В последние 20 лет использование цифровых технологий в нашей жизни настолько выросло, что, кажется, рано или поздно все художественное творчество перейдет в цифру.

Нэнси Берсон

На протяжении всей карьеры эта американская художница и фотограф интересовалась синтезом науки и искусства. Берсон часто использует прием морфинга (движущиеся изображения и анимация). Многие из техник, которые она применяла в обработке фотографий, опередили время, художница изобрела новые способы использования компьютерных технологий. В 1980-х Берсон получила патент на разработку компьютерной программы, моделирующей процесс старения лица. Сегодня эта технология применяется спецслужбами при поиске пропавших без вести. В своих работах Берсон исследует социальные и политические вопросы, пол, расу и стандарты красоты. 

Одна из самых известных работ художницы – видео Love About All Else, основанное на серии изображений Love’s Letters. Это проекция, созданная из многократного повторения слова Love (или I love you). Под изображением находится нижний слой из 14 фотографий, которые абсолютно противоречат понятию «любовь» и представляют войну, расизм, бедность, болезни, терроризм, глобальное потепление, массовые расстрелы, убийства по этническому признаку, беженство, ураганы, пожары, религиозные конфликты, голод и разлуку с семьей. 

Сайт художницы: https://www.nancyburson.com/portfolio/G00003skTFqmVBFE/I0000fh6TPoTFCTU

Майкл Наймарк

Американский художник, ученый и изобретатель в области виртуальной реальности, Наймарк известен своими работами в сфере виртуальных путешествий, сохранения культурного наследия, 3D-мэппинга. Его произведения были представлены на всемирных выставках и кинофестивалях. В 2015 году Майкл стал первым в истории  Google приглашенным художником в новом VR-департаменте компании, а с 2017 года он в качестве приглашенного профессора преподает в Нью-Йоркском университете Шанхая курс «Основы VR». 

Наймарк одним из первых применил технику видеомэппинга. В 1980 году он снимал людей в гостиной и проецировал отснятое изображение в той же комнате: возникала иллюзия, будто в ней действительно находятся люди. Один из примеров подобной работы – музыкальный клип Prince Charmant. Наймарк также занимается созданием гигапиксельных изображений, которые состоят из десятков или сотен видеокадров, снятых в разное время дня. 

Сайт художника: http://www.naimark.net/

Кори Архангел

Этот американский художник работает в таких направлениях, как видео, музыка, рисунок, видеоигры, и исследует взаимосвязь цифровых технологий и поп-культуры.  Живет и творит в Норвегии. 

Кори взламывал игровые картриджи Nintendo и перерабатывал устаревшие компьютерные системы 1970-х и 80-х годов. Его Super Mario Clouds – шедевр в области цифрового искусства. Это инсталляции, где воспроизводится взломанная версия игры 1985 года Super Mario Bros для Nintendo. Взлом кода позволил превратить винтажную графику игры в голубое небо с белыми облаками. Благодаря этой работе Архангел поднял хакерство до уровня цифрового искусства. 

В 2007 году Кори создал для медиакомпании Film and Video Umbrella тысячи короткометражных фильмов о пианисте Гленне Гулде. Были использованы крошечные музыкальные видеофрагменты одной из Вариаций Гольдберга, созданные с помощью различных инструментов, в том числе голосов животных.

Сайт художника: Cory Arcangel

Мари Сестер

Эта американка французского происхождения экспериментирует со звуком, светом и видеографикой. Мари интересует то, как, живя в мире саморекламы, с одной стороны, и распространения систем мониторинга – с другой, мы теряем контроль над личным и общественным пространством.

Ее известная работа 2007 года под названием Mirror представляет собой косметическое зеркало, которое следит за человеком: лицо смотрящего всегда остается в центре. Обычное зеркало, в котором можно увидеть свое отражение, становится интерактивным глазом, который следует за человеком повсюду. 

Еще одна работа Мари о тотальном контроле и слежке называется ACCESS. Это паблик-инсталляция с использованием звуковых, световых и компьютерных технологий. Любой пользователь интернета может отслеживать людей в общественных местах с помощью прожекторов и акустических лучей. Прожектор автоматически следует за объектом слежки, а акустический луч издает звук, который слышит только преследуемый. 

Сайт художницы: http://www.sester.net/category/projects/

Фото обложки: https://www.interior.ru/art/10230-muzei-tsifrovogo-iskusstva-teamlab.html