Способом передачи мировосприятия художника становится цифровой контент. Направление digital art не возникло само по себе, а стало закономерным продолжением таких течений, как дадаизм, концептуальное искусство, флуксос. Цифровое искусство довольно сложно понять без общего представления об этих течениях и знания некоторых современных терминов. Ниже я собрала подборку самых важных из них. 

Дадаизм — авангардистское искусство, которое возникло в Швейцарии как ответ на бессмысленность и абсурдность Первой мировой войны. Дадаисты считали войну иррациональным конфликтом, поэтому основой их эстетики стали разочарованность в мире, нигилизм, цинизм, провокация. Дословный перевод слова dadaism с французского языка – «детский лепет». Дадаисты стремились выйти за рамки общепринятого понимания мира с помощью фонетических, грамматических и синтаксических конструкций. Приверженцы течения выработали особую эстетику конструирования стихотворений из произвольных вариантов слов и строк, они использовали формальные конструкции, которые собирали в поэтические тексты. Артефакты цифрового искусства также связаны с набором определенных правил, т.е. алгоритмов, без которых невозможна ни одна компьютерная операция. Инструкция – вот что лежит в основе и поэзии дадаистов, и картин цифровых художников. Особенно большое влияние на digital art оказали Марсель Дюшан и Ласло Мохой-Надь. 

Концептуальное искусство – направление в модернизме, идея которого состоит в том, что концепция произведения всегда важнее его формы. Так, объектом искусства может стать любой предмет или явление. Направление сформировалось в конце 60–70-х гг. XX века. Теоретики искусства предполагают, что основу концептуализма заложил представитель дадаизма Марсель Дюшан, который впервые поднял вопрос о переоценке того, что можно называть искусством, и начал использовать готовые вещи в качестве художественных произведений. Концептуализм обращается не к визуальному восприятию, а к интеллектуальному.

Флюксус – международное течение в искусстве, которое зародилось в середине XX века. Его идея заключалась в том, чтобы, с одной стороны, противостоять академическому искусству, а с другой – коммерческому. Внимание художников было приковано к событиям, которые происходили на фестивалях, где электронная музыка сливалась с визуальной поэзией, символическими жестами. Важными особенностями флюксуса были отсутствие ограничений и спонтанность. Участие зрителей в художественном событии предвосхитило интерактивность некоторых произведений цифрового искусства. Творчество американского композитора-авангардиста Джона Кейджа тесно связано с историей digital art, и он уже ставит интерактивные эксперименты. Кейдж считает, что музыкальное произведение можно разделить на последовательные части и заполнить каждую из них уже существующими звуками. 

NFT, или non-fungible token 

В последнее время об NFT много пишут и говорят. Если объяснять простыми словами, NFT – это возможность сделать уникальным объект, который способен воспроизводиться в бесконечном количестве копий. В эпоху технической воспроизводимости определить стоимость произведения довольно сложно, а NFT дает нам возможность получить уникальное право на предмет цифрового искусства точно так же, как в реальном мире мы защищаем свою собственность путем внесения записи в государственные реестры. Уникальный токен становится доказательством того, что произведение искусства является оригиналом. Создать и связать его с медиафайлом можно через специальный сервис.

Blockchain – непрерывная цепочка блоков, содержащих информацию. Иными словами, блокчейн содержит данные обо всех транзакциях с определенным цифровым объектом. Удалить или изменить записи нельзя, можно только добавить новые. Права покупателей на обладание объектом надежно защищены: отменить или изменить уже заключенные сделки невозможно. Все они зафиксированы в цепочке блоков, поэтому мошеннические схемы здесь точно не сработают. 

Программное искусство (software art)

Неустоявшийся термин, под которым обычно понимаются формальные команды, которые выполняет компьютер. В любой форме цифрового искусства используются кодировки и алгоритмы, а многие его произведения основаны на специально созданном программном обеспечении. Термин «программное искусство» обычно применяется к цифровым проектам, которые написаны художниками с нуля. Его отличие от других художественных практик состоит в том, что это единственная форма визуального искусства, в которой художник должен создать математическое описание своей работы. Например, Кейси Рейс и Бенджамин Фрай создали язык программирования с широким кодом processing и интегрированную среду разработки, которые сейчас используются в научной и художественной деятельности. 

Интернет-искусство

Интернет-искусство существовало с момента зарождения Всемирной сети, т.е. с 1990-х гг., и в нем сразу возникло несколько течений. Понятие сетевого искусства вобрало в себя разнообразные формы художественного самовыражения: существуют видео-, аудио- и текстовые проекты, проекты нет-активизма, перформансы, которые происходят на таких площадках, как Facebook, YouTube. В середине 1990-х гг. группа европейских художников привлекла внимание к интернет-искусству и дала начало движению net.art. Совсем скоро приверженцы этого направления создали отдельный художественный мир с онлайн-галереями, где выставлялось искусство как современных, так и традиционных художников.

Обложка: Тео ван Дусбург – centraalmuseum.nl : Home, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3511457