В экорайоне Стрижи прошла презентация Дома искусств (ДИСК), который скоро будет построен на берегу озера Жемчужина Сибири. В новом двухэтажном комплексе площадью более 500 квадратных метров разместятся творческие мастерские заметных для новосибирской культурной жизни деятелей искусств.

Проект Дома Искусств на берегу «Жемчужины Сибири»
Проект Дома Искусств на берегу «Жемчужины Сибири»

Презентация прошла в формате арт-вечеринки «Танцкласс», которую открыл генеральный директор девелоперской компании «Стрижи» Игорь Белокобыльский. В ходе выступления он рассказал о том, как было принято решение построить Дом искусств, представил проект будущего культурного центра и назвал точное место его расположения.

После выступления Игоря Белокобыльского будущие хореографы ДИСК провели несколько мастер-классов для жителей экорайона, дав возможность собравшимся прочувствовать, как будут проходить занятия в культурном центре.

В ДИСКе будут проходить занятия по классическому и современному танцу
В ДИСКе будут проходить занятия по классическому и современному танцу

Зачем в Стрижах нужен Дом искусств?

По словам Игоря Белокобыльского, данный проект выполняет важную социальную функцию:

Смысл проекта — не просто создать очередной танцевальный клуб, а реализовать идею предоставления качественного обучения, которая будет обеспечена привлечением специалистов высокого класса:

• представителей классического танца, у которых есть академическая школа;

• представителей других направлений — тоже не случайных участников, а специалистов, которые разделяют идеологию обучения людей и глубоко знакомы с предметом преподавания, — это соответствует вашему представлению о том, как должны работать педагоги.

Более того, в городе достаточное количество мест, где представлены единичные направления, но они существуют сами по себе, что называется, варятся в собственном соку. Мы же хотим создать атмосферу почитания танца, возведения его в ранг высокого искусства. Так родилось и название ДИСК — Дом искусств, в память о Доме искусств, который появился в Петрограде в сложном 1919 году.

Первым величинам творческой богемы того времени для жизни и творчества был предоставлен большой особняк, и это создало особую, неповторимую творческую атмосферу. И для нас одна из главнейших целей — это синергия профессионализма мастеров, которые здесь соберутся, с их влюблённостью в творчество. Ничего подобного в Новосибирске до сих пор ещё не было.

Игорь Белокобыльский выступает на презентации ДИСКа
Игорь Белокобыльский выступает на презентации ДИСКа

Кроме того, нам удалось поговорить с будущими преподавателями ДИСК — солистом НОВАТа Михаилом Лифенцевым и его сестрой — мастером фламенко Анастасией Лифенцевой. В интервью они рассказали об идее открытия Дома искусств, его ценности для экорайона Стрижи и города, а также ответили на вопросы о том, в каком возрасте можно начинать занятия танцами, какая подготовка для них нужна и как творчество помогает людям развиваться.

Как появился ДИСК и зачем он нужен?

— Как возникла идея создать танцевальную школу?

Михаил: Когда-то судьба меня свела с Игорем Юрьевичем Белокобыльским, и в процессе общения я поделился с ним мыслью, что у меня есть мечта открыть свою танцевальную школу. Не секрет, что балетный век короток, и хочется заниматься чем-то интересным и в дальнейшем, но не уходить из танцев. Через некоторое время Игорь Юрьевич поддержал эту идею. Так и пришли к решению, что можно реализовать танцевальную школу в экорайоне Стрижи.

Для меня эта школа — место, где люди смогут реализоваться творчески, раскрыть свой внутренний мир. А мне интересно было бы помочь им в этом — воплотить различные идеи и проекты в танце. Это, наверное, основная цель.

Задача таких школ, помимо ежедневного времяпрепровождения и занятий танцами, — интересно преподнести людям то искусство, которому они обучаются. Для любого артиста, кроме ежедневной работы в зале, репетиций, конечная точка процесса — это выступление. Также и для людей, которые могли бы заниматься в танцевальной школе: самое главное для них — это вынос своего искусства на публику. И мы с нашей командой придумаем интересные перформансы, чтобы люди смогли почувствовать себя настоящими артистами.

Само обучение танцевальному искусству тоже, безусловно, носит приятный характер, может увлечь людей и подарить им положительные эмоции.

Солист НОВАТа Михаил Лифенцев
Солист НОВАТа Михаил Лифенцев

— Зачем городу ваш танцевальный клуб?

Михаил: Конечно, в первую очередь мы рассчитываем на жителей нашего микрорайона. Но при этом не отрицаем, что в эту школу придут люди из других районов города. И то, что мы хотим дать, — действительно качественное, добросовестное танцевальное образование в том смысле, в котором мы предполагаем. И я думаю, что люди, занимающиеся у нас, будут делиться своим опытом с друзьями, знакомыми, и таким образом, мы сможем собрать людей не только из этих мест.

Ну а если говорить про то, зачем это нужно городу, то у нас новосибирцы смогут получить то, о чём мы говорили ранее, — реализовать свои возможности.

— Как вы считаете, легко ли будет взрослым людям преодолеть комплексы, страх сцены?

Михаил: Я думаю, что тут всё зависит непосредственно от человека и от личности, потому что кто-то, может быть, уже к этому пришёл внутри, но у него не было возможности реализовать себя в пространстве танца. А кто-то, проявив некие авантюрные черты характера, решит рискнуть, а затем перешагнёт некий барьер, который был между ним и танцевальным искусством, заразится этим желанием.

— Зачем людям заниматься творчеством и ходить на эти занятия?

Михаил: Полагаю, что в современном мире, в котором у людей хватает проблем, искусство — способ отвлечься от них и погрузиться в некую атмосферу волшебства, творчества, попасть в другой мир. И после того как они придут к нам и испытают эти эмоции, от них невозможно будет отказаться.

Какие направления танца будут преподавать в ДИСК?

— Какие направления, кроме классического танца, вы предполагаете развивать в этой школе?

Михаил: Мы пришли к тому, что одним балетом, выражаясь бытовым языком, сыт не будешь. И, изучив самые популярные на данный момент классические направления, такие как фламенко, танго, сальса и бачата, мы сочли, что они будут интересны и будут пользоваться популярностью у нашей публики.

— Чувствуете ли вы ревность к более упрощённым видам танца по сравнению с балетом?

Михаил: Я не скажу, что остальные направления упрощённые. Мне довелось позаниматься сальсой и бачатой — это был интересный опыт. Также у меня перед глазами моя сестра Анастасия, которая долгое время занимается фламенко, а с танго я, к сожалению, пока ещё как исполнитель не соприкоснулся. Но я думаю, что в каждом направлении есть свои сложности и прелести.

Конечно, балет требует более жёсткой дисциплины. Почему? Потому что ты должен держать себя в строгой форме, танцевать в соответствии с заданными критериями. Танго же и бачата… Мне кажется, они требуют меньше времени, чтобы привести свои мышцы в нужную форму.

Когда ты начинаешь заниматься балетом после отпуска, в первое время это очень тяжело, потому что всё болит — и мышцы, и суставы. Что касается танго и бачаты — мне кажется, здесь можно без вреда для здоровья, без таких сложностей сразу начать заниматься. Но при этом допускаю, что крепатура после определённых движений, положений всё равно неизбежна.

А Настя, наверное, сейчас скажет, можно ли с ходу начать заниматься фламенко.

Анастасия: Я думаю, что есть две категории: профессиональные занятия и непрофессиональные. Если ты профессионал, то есть даже в направлении спортивное танго, — там очень и очень важно держать себя в форме и знать, сколько ты должен заниматься.

Но я считаю, что тело всегда помнит. И этот момент надо учитывать, понимать, что главное — это занятия как таковые. И желание.

— Вопрос, который мы без вас с Михаилом обсудили: зачем вам эта школа?

Анастасия: Помимо того, что вообще это очень интересный проект, — я человек, который не любит останавливаться, всегда ищет что-то интересное, новое, творческое. Возможности, реализация и результат — три тезиса, которые, я считаю, обязательно надо ставить как цель.

— Когда мы говорим о занятиях обычных людей, не являющихся профессиональными танцорами, что для вас результат их исполнения?

Анастасия: Это самореализация, желание и удовольствие, которое они будут получать от процесса прежде всего.

Мастер фламенко Анастасия Лифенцева
Мастер фламенко Анастасия Лифенцева

— Какие из своих пока ещё не реализованных целей вы хотели бы реализовать в этом клубе?

Анастасия: Помимо того, что мы хотим постепенно начинать привлекать людей и создавать с ними что-то как педагоги, всегда интересно ставить спектакли — это конечный продукт, поэтому нам важно, чтобы уровень этих спектаклей рос от проекта к проекту.

— Будучи абсолютно неискушённым и глядя на фламенко, я задаюсь вопросом: возможно ли, чтобы фламенко-спектакль был поставлен с участием непрофессиональных танцоров?

Анастасия: На определённом этапе надо правильно вдохновить людей, чтобы они принимали активное участие и в то же время чтобы не чувствовали свою несостоятельность. Тогда у спектакля будет хороший уровень, когда каждый человек находится на своём месте в данный момент, как деталька пазла. Когда я начинала работать со своей группой, люди совсем ничего не умели, а сейчас они завоёвывают призовые места на конкурсах. Человек не может из первого класса сразу попасть в десятый — он должен пройти определённую школу, он должен видеть результат и хотеть сделать лучше. Человека нельзя держать постоянно в одном классе и «мариновать». Работы «в стол» у хореографа или педагога нет — он постоянно должен выдавать творческий продукт, заинтересовывать людей. А дальше — это уже дело его таланта, возможностей.

Кому подходят занятия танцами в ДИСК?

— Есть ли какие-то возрастные ограничения для начала занятий танцами?

Анастасия: Конечно, нет. Начинайте в любом возрасте, если чувствуете потребность в танце.

— Михаил, а будут ли в клубе предусмотрены дополнительные дисциплины, которые бы помогали людям подготовить их тело к занятиям танцами и, возможно, помогали им развивать свою физическую форму параллельно танцевальному процессу?

Михаил: Я думаю, что сейчас мы сконцентрируемся на конкретных танцевальных направлениях. Возможно, в процессе мы поймём, что это нам необходимо, что народ хочет этим заниматься, что это интересно, и тогда мы дополним наш танцевальный клуб новыми дисциплинами.

Хореографы ДИСКа и жильцы «Стрижей» на мастер-классе
Хореографы ДИСКа и жильцы «Стрижей» на мастер-классе

— С точки зрения банального общественного восприятия есть основания предполагать, что там будет гендерный перекос — больше женщин, чем мужчин. Вы согласны с этим?

Михаил: Да. И в хореографическом училище, и в принципе во всех любительских танцевальных школах львиная доля занимающихся — женщины. Но мы постараемся этот стереотип сломать и заинтересовать в том числе мужскую часть населения. И всех мужчин, которые проявят желание заниматься тем или иным видом танцевального искусства, мы с удовольствием будем ждать.

— Кстати, Михаил, вопрос: что современному состоявшемуся мужчине может дать обучение танцам?

Михаил: Помимо долголетия, здоровья, хорошей физической формы, хорошего настроения, такая физическая нагрузка заставляет вырабатываться эндорфин — гормон радости.

А в духовном плане — если кто-то захочет реализовать свои творческие возможности, то это запросто можно сделать в нашем Доме искусств, причём пол и возраст не важны. Очень приятно видеть, когда не только женщины, но и мужчины не стесняются, занимаются танцами.

Строительство Дома искусств планируется начать уже в конце 2023 года. «Стрижи» рассчитывают на то, что все работы будут выполнены за год, и уже в конце 2024 года ДИСК примет первых учеников.