По данным банкиров, телефонные мошенники ежемесячно крадут у россиян от 3,5 до 5 млрд рублей! Каждый колл-центр в среднем зарабатывает $1 млн в месяц. Причем мастерство мошенников с каждым днем становится все круче, постоянно придумываются новые схемы и способы, как развести доверчивых граждан.

О самых популярных схемах телефонных мошенников рассказывает Ксения Падерина, финансовый блогер, журналист. 

1. Развод через микрокредиты. Выглядит это так: внезапно на карточку вдруг падает приличная сумма. Имя отправителя неизвестно. В переводе нет никаких реквизитов - так что обратно деньги отправить не получается. Через неделю (или спустя несколько дней) раздается звонок из другого города: «Вы взяли микрокредит и теперь должны вернуть займ! А кроме этого проценты». Выясняется, что каждые сутки стоят денег - почти 3% от стоимости займа. Понятно, что никто этих денег не просил - но никто этого слушать не хочет. А спустя время ещё и подключаются коллекторы, которым якобы продали долг. И они начинают профессионально трепать нервы, полиция заявление не принимает - ведь деньги не украли, а наоборот «дали».Рекомендации: если вам пришла непонятная сумма на карточку, ни в коем случае её не тратьте. Напишите заявление в свой банк об ошибочном платеже. Когда MФО объявится, потребуйте у них договор. Наверняка его не будет. Вы же ничего не подписывали? Напишите жалобу в ЦБ на эту организацию. Все МФО подчиняются ЦБ и обязаны соблюдать законы. 

2. Мошенничество через «Госуслуги». Приходит уведомление якобы от портала Госуслуг об откреплении от поликлиники из-за технического сбоя. Выглядит всё это очень убедительно! Людям предлагают заново пройти регистрацию и при этом заплатить пошлину. И вот тут начинается воровство. Потому что сайт по ссылке, конечно, не тот. И как только люди вводят свои данные, деньги с их карточки улетают. Но страшнее другое: мошенники при этом получают доступ к логину и паролю на Госуслугах, поэтому могут зайти в персональные данные, а затем использовать их - например, оформить кредит или микрозайм. Рекомендации: если вам предлагают перейти на сайт Госуслуги, убедитесь, что страница правильная - gosuslugi.ru и никак иначе! За прикрепление к поликлинике не надо платить никакие пошлины! Ели вы все-таки сообщили мошенникам свои данные, срочно смените пароль! 

3. «Накопленный кэшбэк». Мошенники звонят человеку, представляются сотрудниками банка и говорят, что у него накоплен кэшбэк за покупки. Уже есть большая сумма, которую надо срочно забрать. Ключевые слова тут: много денег, срочно, надо что-то решать. Люди верят! Далее в разговоре мошенники выманивают данные карты, а затем СМС-код. Благодаря этому они получают доступ к личному кабинету в банке. Рекомендации: ни в коем случае никогда и никому не сообщайте никаких данных и тем более смс-код. Даже если его просит «сотрудник банка». И обещает много денег.

4. История про трудоустройство. По легенде, вам звонит «рекрутер» и предлагает устроиться на высокооплачиваемую должность в хорошую компанию. Он не торопится! Обработка «клиента» может длиться несколько дней! Вам устроят собеседование по телефону, могут даже сделать видеоконференцию. Всё это выглядит настолько убедительно, что люди реально верят – их зовут на хорошую работу. Ну а далее «жертва» сама присылает в «отдел кадров» всю необходимую о себе информацию: паспортные данные, кучу документов, автобиографию и тд. В финале появляется вполне закономерный запрос: «Нужны данные банковской карты для перечисления зарплаты». После этого мошенники уводят все деньги со счетов.Рекомендации: никому не сообщайте данные карты, даже если маячит устройство на работу.

5. «Следствие ведут…». Современная «сказка» мошенников связана с полицией. Якобы задержали человека, у которого были паспортные данные многих людей. И теперь «вы проходите по делу, как свидетель, поэтому нужно срочно защитить свои деньги на вкладах и картах». Либо мошенники рассказывают, что против вас возбудили уголовное дело от Центрального банка (что очень смешно!) по поводу мошенничества. Все эти легенды сочиняются для одного: выманить данные карт, чтобы затем снять деньги. Иногда ситуация доходит до такого абсурда, когда люди реально сами идут, снимают свои собственные деньги с вкладов, а потом передают их мошенникам, чтобы те «защитили» их. Рекомендации: если вам звонят из полиции, запишите все данные звонящего и положите трубку. Затем перезвоните в отделение и уточнить, работает ли там такой человек? (Скорее всего нет). Если вам звонят из службы безопасности банка, просто сразу кладите трубку, потому что в реальности оттуда никто не звонит. Если диалог завязался, старайтесь не отвечать «да» и «нет». Потому что преступники записывают ваши ответы, а затем используют их для доступа к вашим данным (Когда вы реально общаетесь с банковским роботом, он реагирует на ваш голос. Вот запись вашего голоса может вам навредить).