Эксперт по работе в соцсетях, по запуску и продвижению информационных кампаний, а также по инфлюэнс-маркетингу Андрей Лопатин, развернуто отвечает на этот вопрос. 

Лопатин Андрей Олегович - медиаменеджер и интернет-предприниматель
Лопатин Андрей Олегович - медиаменеджер и интернет-предприниматель

Все мы прекрасно видим, что мир социальных сетей сильно изменился. Ещё совсем недавно мы ругались на рекламные кабинеты Facebook*, модераторов, считали стоимость просмотров на YouTube, массово изучали секреты вирусных постов в Instagram*(*входят в состав META, признанной экстремистской организации в России). Это были самые "сытые годы" для бизнеса, привыкшего к удобному общению со своей аудиторией через соцсети и взаимодействие с блогерами. 

После всех блокировок и ограничений многие предприниматели оказались в растерянности. Некоторые представители бизнеса и вовсе отказались от использования соцсетей, полагая, что эффективных инструментов продвижения больше нет. Однако всë не так пессимистично! К данному моменту ситуация значительно прояснилась.  Теперь можно говорить о наиболее результативных на сегодня платформах для продвижения бизнеса. После многочисленных проб и ошибок в русских соцсетях появились результаты и статистика. И я выделю две площадки из всех существующих ныне. 

Для продвижения бизнеса в РФ у нас с вами есть несколько инструментов, среди них заметно отличаются Telegram и старый добрый ВКонтакте. 

Создавая SMM-стратегию, следует учесть, что каждая социальная платформа выполняет несколько разные задачи. 

Вконтакте. Прекрасно проходит для продажи товаров и услуг, привлечения пользователей под различные мероприятия. Сегодня это самое понятное решение, так как здесь всë в пользу бизнеса: удобные настройки таргетированной рекламы, "посевы" в подходящих сообществах, интуитивно понятные "админки", множество различных инструментов и сервисов. Лояльность пользователей к этой соцсети играет весомую роль. Согласно недавнему финансовому отчëту, средняя дневная аудитория VK превышает 52 миллиона человек.  

Telegram. Идеально подходит для развития личного бренда или бренда компании. Существуют множество сервисов для аналитики и поиска целевой аудитории. Самый известный — TGStat. Кроме того, с помощью телеграм-каналов можно запустить информационную волну пиар-кампании или креативной идеи. Многие журналисты и лидеры мнений всегда ищут что-то полезное и следят за интересными каналами. Они готовы с радостью делиться ценными находками в СМИ, блогах и других информационных источниках. Именно Telegram вышел в лидеры по числу зарегистрированных пользователей, обогнав даже СМИ, а такой возможностью доступа к аудитории нельзя не воспользоваться.

Почему я не рекомендую начинать развитие в Instagram* и Facebook*? (запрещенные на территории РФ организации). Главная причина — любое финансирование через рекламные кабинеты на данный момент  признано незаконным в РФ. Да и сама Meta** внесла широкий ряд ограничений для  пользователей из России, а значит, нам больше недоступны эффективные кампании. 

Из-за специфических алгоритмов сейчас практически невозможно успешно продвигать бизнес или личный бренд на начальном этапе. Даже раскрученным аккаунтам тяжело поддерживать охваты на былом уровне, что уж говорить о новых. Прошли те времена, когда можно с нуля и без особых затрат набрать подписчиков и охватить аудиторию. 

В итоге все привычные возможности данных соцсетей перестали работать, а прозрачность тех самых алгоритмов давно вызывает вопросы даже у мировых экспертов. Люди тратят много сил и времени, проходят курсы, снимают дорогой контент, но их усилия в продвижении не дают ощутимого результата. 

В ряде случаев, конечно, будут появляться красивые цифры статистики в Instagram*, но это скорее, исключение из правил. Может, какой-то нереальный продукт, который сам себя продает, или банальное везение, помноженное на непредсказуемость тех же алгоритмов.

Конечно, есть Дзен, YAPPY, RUTUBE. Но эффективность данных площадок оставляет желать лучшего из-за целого ряда условий: начиная с непривлекательного, недружелюбного для рядового пользователя дизайна и завершая нехваткой серверов. 

Стоит ли тратить время и усилия на платформы, которые не могут обеспечить эффективное продвижение? Я думаю, очевидно — нет.

Из этого перечня ресурсов, позитивно смотрю только на развитие Дзен. Надеюсь, ребята реализуют свой потенциал, и Дзен станет хорошей площадкой для всех блогеров. 

Социальные сети — это лишь один из инструментов маркетинга. Не забывайте о том, что ещё есть традиционные СМИ, контекстная реклама, интеграции с блогерами и пр. Всë зависит от ваших конечных целей и возможностей. 

Важно понимать, что изменился не только мир соцсетей. Сдвинулись информационные тектонические плиты, которые сначала затронули медиа, затем и другие сферы. По цепочке это повлияло на аудиторию и еë запросы. В пандемию начал набирать обороты тренд с акцентом на личность, развитие личного бренда, поиск позиционирования и т.д. Но тогда аудитория жаждала поддержки и подтверждения, что проблемы из-за ковида одни на всех. Сейчас это стало ещё важнее. Человек больше не хочет общаться с глянцевой картинкой или безликим брендом. Ему нужна личность. Потребитель хочет купить бренд, создатель которого разделяет ключевые убеждения и ценности. Поэтому тренд на личный бренд с нами надолго. И это здорово.

Ещё не поздно поймать волну, осознать важность правильного позиционирования собственного образа, перенести индивидуальность в свой бренд и вместе развиваться. Становиться ближе к пользователю. Тогда в ближайшем будущем вы войдёте в число успешных кейсов. 

Подведëм итог. Несмотря на, казалось бы, катастрофические последствия после ухода и блокировкой социальных сетей, мы получили из этого опыта плюсы: сммщики, маркетологи, таргетологи и множество других специалистов перестали распыляться и сосредоточились на том, что есть в их руках. Все начали думать и делать то, что даёт результат. А ведь именно это — основная цель продвижения. Не просто контент ради контента.

Так, через путь больших изменений, в России пришли к простой истине — намного эффективнее сосредоточить усилия на одном-двух направлениях, чем пытаться охватить всё, везде и сразу. Мы видим много успешных кейсов о бизнесах, которые перестроились под новые реалии и не только не потеряли клиентов, но и масштабировали свои возможности.

Кто ищет — тот всегда найдëт!

*Соцсети входят в состав компании META, признанной экстремистской организацией в России

**Компания META признана экстремистской организацией в России