Российские компании выдерживают санкционный пресс

Санкции, введенные западными странами в отношении РФ, заставили российские компании в срочном порядке перестраивать бизнес-процессы - от логистики до рекламы. Самой распространенной проблемой стал поиск новых поставщиков, однако, несмотря на всю сложность ситуации, компании справляются с этим.

Паника быстро закончилась

После 24 февраля рынок замер, потом началась паника, которая переросла в ажиотаж. В сегменте строительства загородных домов на фоне резкого роста евро и появления информации о том, что европейские производители уходят с российского рынка, клиенты начали в срочном порядке закупать оставшееся инженерное оборудование даже в недостроенные дома. Тем временем, количество подписанных договоров на строительство новых домов в этот период существенно упало.

Однако по мере снижения курса евро и возвращения на рынок части европейских производителей паника утихла, спрос начал восстанавливаться. Сейчас интерес населения к загородной недвижимости увеличивается в связи с сохранением ограничений на туристические поездки, а также нежеланием жить в большом городе, которое усилилось во время пандемии. В результате те, кто откладывал строительство, в текущей ситуации наоборот максимально форсируют этот процесс, чтобы успеть построить дом из качественных материалов.

Основная проблема - найти оборудование

Рынок за последние месяцы претерпел изменения. Во-первых, выросла стоимость оборудования. Например, труба из сшитого полиэтилена 16 диаметра, которая чаще всего используется в строительстве загородных домов, до 24 февраля стоила 130-140 руб. за погонный метр. Сейчас ее можно приобрести за 180 руб., а в период ажиотажа стоимость для конечного потребителя доходила до 450 руб. В настоящий момент на рынке появились монополисты, которые располагают большими запасами оборудования, и искусственно завышают на него цены.

Во-вторых, уменьшилось предложение на выбор оборудования. Сейчас инженерное оборудование присутствует на рынке в ограниченном количестве, поэтому не всегда есть возможность использовать на объектах то оборудование, которое хочется. Приходится искать альтернативу. Компании подстраиваются под ситуацию, вносят изменения в процессы поставок и оплаты. Если раньше в договорах на монтаж инженерных систем фиксировались и материальная часть, и работы, то сейчас только работы. Компаниям приходится искать оборудование по всей России и, если не получается что-то найти, обсуждается замена, поэтому зафиксировать стоимость невозможно. 

Чтобы полностью укомплектовать один дом по системе ОВК (водоснабжение, отопление, котельные и канализация) нужно примерно 100 наименований оборудования разных производителей (10-15 на один объект), включая основные и вспомогательные позиции. Из-за того, что некоторые европейские компании взяли паузу в работе с РФ, существенно выросли времязатраты на поиск оборудования.  

Ландшафт рынка меняется

На объектах премиум-класса всегда использовалось оборудование, которое производится в Европе, начиная от котлов и заканчивая трубопроводными системами.

После введения санкций европейские поставщики искали способы продолжить сотрудничество с Россией в правовом поле. В частности производители обосновывали необходимость продолжать работать тем, что поставляют оборудование для бытового сегмента.

Некоторые европейские компании все-таки решили полностью уйти с российского рынка. Ранее в каждом ассортименте было представлено 3-4 ключевых производителя, с которыми тесно работали российские компании, к настоящему времени 2-3 из них не осуществляют поставки в РФ. Однако есть те, кто остаются и продумывают логистику в изменившихся условиях.

Наряду с этим, китайские и турецкие производители увеличивают свои поставки. Однако не все бренды успели себя зарекомендовать на российском рынке, отечественным компаниям необходимо время, чтобы оценить их качество.

На построение новых логистических процессов уйдет примерно полгода, поэтому для бесперебойной работы актуальными являются складские запасы. Компаниям приходится закупать типовое оборудование впрок, чтобы избежать дефицита и спокойно работать в ближайший год, пока не появятся проверенные замены. 

В любом случае в России останутся бренды премиального уровня, также появятся те, о которых рынок раньше не знал. Есть и российские производители, например, трубопроводные системы, они еще дорабатывают упаковку и маркетинг, но уже представляются на выставках. 

Сложнее всего с котельным оборудованием и автоматикой. Если говорить о радиаторах отопления, то увеличился срок изготовления российских дизайнерских радиаторов с двух до трех месяцев. Если заказывать европейские дизайнерские радиаторы, то невозможно определить конкретный срок поставки. Хуже всего дела обстоят с насосным оборудованием - ключевые производители прекратили поставки в Россию. По запорной арматуре проблем нет, оборудование европейского производства есть в больших остатках, к тому же на рынке широко представлены российские и китайские аналоги. 

Со временем рынок адаптируется под новые условия, европейские производители, которые решили продолжить сотрудничество с российскими компаниями, перестроят свою логистику, однако это приведет к удорожанию оборудования на 10-15%.

Логистика усложняется, цены будут расти

Ввиду того, что не всех поставщиков удалось заменить, оборудование приходится искать по всей России. В некоторых регионах остается “свободное” оборудование из-за низкой покупательной способности. В итоге логистические цепочки удлиняются, стоимость транспортных расходов повышается. Если раньше на 1 загородный объект закладывалось около 15 тыс. руб. на транспортные расходы, в которые входили 2-3 поставки и выезд бригады, то сейчас эта сумма выросла до 50 тыс. руб.

Компании подстраиваются под новые условия. Стадия замешательства очень быстро сменилась стадией активной перестройки бизнес-процессов. Безусловно, на рынок придут новые поставщики, период турбулентности завершится и работа снова станет более стабильной.