Дмитрий, расскажите как Вы решили связать свою жизнь с нефтегазовой отраслью?

– Моя карьера началась в 2005 году после получения диплома  в Тюменском государственном нефтегазовом Университете, по специальности инженер по автоматизации технологических процессов и производств в нефтегазодобывающей отрасли. Одним из первых моих профессиональных достижений стало трудоустройство в крупную отраслевую компанию “Газпром добыча Ямбург”. В ней я проработал 10 лет. На мою должность был огромный конкурс, но из десятков кандидатов выбрали меня. Я всегда мечтал работать в нефтегазовой отрасли, поэтому вопроса о профессии у меня никогда не возникало. В мои обязанности в компании входили эксплуатация и организация обслуживания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), а также системы телемеханики и пожарной автоматики на нефтегазоконденсатных промыслах на месторождениях компании. По причине того, что  я пришел в отрасль только с теоретическими знаниями, я стал вникать в производственные процессы до мелочей, не ограничиваясь только своими обязанностями, задавать вопросы и брать на себя ответственность за происходящее. Знания – наш главный багаж, поэтому они не будут лишними даже если выходят за пределы наших компетенций.

Когда начался карьерный рост от инженера до Вашей сегодняшней должности?

– Наверное, в тот момент, когда мне предложили участие в двух уникальных проектах. Речь шла о строительстве газодобывающих заводов УКПГ-1В и УКПГ-2В, в открытии которых принимал участие Президент Российской Федерации. Работа велась в сложных климатических условиях - локация месторождений была в Заполярном крае. С учетом специфики региона, реализация проекта была достаточно сложной, но завершилась успешно. После окончания строительства установок комплексной подготовки газа мы запустили их в  эксплуатацию. В процессе работы меня назначили руководителем группы специалистов по разработке и внедрению уникальной системы. Она предназначалась для снижения риска размораживания теплообменников с водяным контуром в системах приточных вентиляций на нефтегазодобывающих объектах. 

Благодаря ее внедрению  установки получили больший коэффициент полезного действия при меньших затратах. Подтверждением этого стал экономический эффект за счет существенного снижения затрат предприятия на ремонт и обслуживание оборудования, а также его замены. Впоследствии эта система была внедрена на всех заводах компании с подобным оборудованием, а также сертифицирована. 

Есть еще примеры Ваших разработок?

– Конечно. Я постоянно пытался усовершенствовать рабочие процессы сделать их более эффективными, так главная цель автоматизации состоит именно в этом. Она позволяет снизить издержки нефтедобывающих компаний, а также увеличить объемы добычи ресурса. Поэтому цифровизация в промышленности – не просто актуальный тренд, но и насущная необходимость для нефтегазовой отрасли. Об этом у меня есть ряд научных статей, например, о применении цифровой технологии блокчейн для автоматизации производственных процессов в нефтегазовой отрасли. Еще я описал модель, объединяющую алгоритмы нейронных сетей и градиентного усиления для выбора оптимального метода повышения нефтеотдачи при использовании ультразвуковых технологий. Результаты от ее внедрения – корреляция 70% для классификационной нейронной сети и 73% - для генетического алгоритма в тестовой базе данных. Помимо этого, я предложил технологию автоматизации технических  процессов с применением современных методов машинного обучения. Это необходимо для разведки местонахождения новых скважин, повышения нефтеотдачи и уменьшения расходов на добычу, а также для прогнозирования добычи нефти на месторождении. 

Какие еще проблемы отрасли Вы поднимали в своих статьях?

– Основным вопросом в отрасли остается рентабельность нефтегазовых предприятий, добычи ресурсов. Эту проблематику я осветил в научном издании,  акцентировав внимание на том, что этот показатель во многом зависит от  внедрения интеллектуальных технологий для автоматизации технологических процессов добычи и обработки сырья. 

Помимо строительства двух заводов, были ли еще уникальные проекты в Вашей карьере?

– Могу привести в качестве примера внедрение системы телемеханики под моим руководством на газопроводах Серпухов-Ленинград, протяженностью 803 километра, а также Белоусово-Ленинград (735 километров) . Помимо этого, я курировал работы по реконструкции системы управления технологическими процессами на участках газопровода, находящегося в ответственности  ООО “Газпром трансгаз Санкт-Петербург”, а также установку системы телемеханики на ТРДС-64 Колпинского линейно-промыслового управления. Реализация этих проектов увеличила эффективность газопроводов, после чего меня повысили до главного специалиста по организации капремонта нефтегазоконденсатных скважин на месторождениях компаний-заказчиков. 

Какие цифровые инструменты Вы считаете наиболее значимыми для нефтегазовой отрасли? 

– На мой взгляд, это искусственный интеллект и машинное обучение, которые позволяют отрасли модернизироваться, сокращать издержки, соответствовать современным требованиям законодательства и мировым тенденциям. Нефтегазовая отрасль остается передовой для нашего государства. Поэтому для ее дальнейшего развития необходимо продолжать ее цифровизацию. 

Какие проблемы на данный момент существуют в отрасли? 

– Дефицит высококвалифицированных кадров, особенно, IT-специалистов,  – главная проблема,  которая тормозит развитие и цифровизацию отрасли. Несмотря на то, что в России более 20 высших учебных заведений занимаются надлежащей подготовкой кадров, многие специалисты не работают  по профессии из-за стереотипов. Например, бытует мнение,, что в нефтегазовые компании можно трудоустроиться только через связи. Это не так. Моя карьера  - пример того, как высокий уровень знаний, а также  желание обучаться  и готовность брать на себя ответственность обеспечили карьерный рост  в нефтегазовой компании.

Что Вы посоветуете молодым специалистам, начинающим работать в отрасли?

– Вникать во все детали производственных процессов, расширять кругозор, взаимодействуя с коллегами и повышая свою квалификацию. Беритесь за решение тех задач, от которых отказываются другие, не стесняйтесь проявлять свои сильные стороны. 

Интервью подготовила Елизавета Морозова