В этот момент человек чувствует себя слабым, проигравшим, болит эго, которое любит быть первым и самым лучшим. Личность чувствует, что ее и ее мир в этот момент разрушают.

Представьте , на вас бежит тигр или вы столкнулись лицом к лицу с медведем. Такое же чувство возникает у человека, когда он осознаёт, что другое мнение меняет его реальность и все, что он до этого знал, может практически полностью разрушиться.

Как у шизофреников рушится мир, когда они узнают, что реальные для них люди и места, оказались иллюзиями и все теперь знают об их диагнозе. В этом смысле мы несильно от них отличаемся в момент понимания неправоты, поэтому кидаемся защищать свою реальность, той, которой мы ее знаем.

Однако, вариативность решений позволяет расширять возможности своей Вселенной и, если чужие версии рассматривать не как взаимоисключающие, а как дополняющие, то градус напряжения сразу спадает и мы оказываемся на пороге новых возможностей. Для такого подхода нужно иметь высокий уровень осознанности, работать с этим.

Для тех, кто живет в рамках уже сформированного мышления и дверь в познание и принятие нового закрыта, доказательство собственной правоты служит способом самоутверждения и принижения других.

В естественных науках хорошо отработано понятие «правоты», как способа нахождения и проверки знаний о материальном мире. Когда же мы находимся в сфере общественных и гуманитарных наук, то оценка истинности знаний и суждений перестаёт быть очевидно правильной. Множество понятий носят условный, относительный, а то и спорный характер, как правило, инструментально не измеряются и допускают массу разных (порой диаметрально противоположных) толкований.

О разных формах правоты и ее принятия подробно рассказывает Георгий Ваниев в своих трудах, посвящённых теории организационной деятельности. (2012 год, сборник статей «Теория организационной деятельности»; 2010 год «Управление персоналом. Теория организационной деятельности»). Он описал принципы и понятия правоты в зависимости от типа ментальности. Например, при авторитарном типе ментальности действует принцип «старший прав» и критерием правоты будет служить более высокий статус человека.

Однажды во время выступления один известный тренер подошёл к девушке в зале и неожиданно сказал: «впервые в жизни вижу такую глупую девушку». Девушка тут же выразила обиду , тренер объяснил, что фраза была сказана в рамках упражнения, отошёл на несколько шагов, снова повернулся к девушке и сказал: «какие странные у вас зелёные волосы». В этот раз девушка рассмеялась. Тренер спросил, почему она смеётся. На что та сказала, что это неправда. У неё не зелёные волосы.

Почему же в первом случае она обиделась, а во втором нет? Она была уверена в том, что ее волосы не зелёные и в неправоте тренера, а вот в первом случае этого не было. Она отождествила себя с тем, что сказал тренер, так как у самой могли мелькать такие мысли. Отсюда была принята правота и высказана обида.

Так что же делать в реальной жизни с правдивыми высказываниями других людей?

Первое, Надо ответить себе на вопрос, кем приходится вам говорящий и является ли он экспертом в той области, о которой говорит. Даже если вы хорошо знаете человека и вам важны ваши отношения, все равно нужно задать себе вопрос, зачем он(а) говорит мне это, в потом вслух задать уточняющиеся вопросы собеседнику, следуя принципу «выдвигаешь версию - обоснуй». Главное, найти рациональное зерно в том, что говорит человек.