Мы будем учиться взаимодействовать в команде, инициировать креативный процесс и разворачивать его в заранее обозначенных границах. Курс не требует специальной подготовки – мы приглашаем к участию всех желающих. Каждое занятие проходит под руководством профессиональных музыкантов и деятелей творческой индустрии, имеющих педагогический опыт.

Занятия проходят 1 раз в неделю в выходные в Образовательном центре ММОМА с 24 сентября по 12 ноября. Разовое посещение (первое занятие) — 1000 руб. Абонемент на 4 занятия — 8000 руб. Абонемент на 8 занятий — 14000 руб. Билеты: https://mmoma.ru/events/mmoma_x_kot_nachalo_igry_vvedenie_v_muzyku_i_saund-art/

Количество мест лимитировано. Абонемент закрепляет за вами право посещать занятия. Разовое посещение возможно с учетом лимитированности мест. Присоединиться к курсу можно до второго занятия. В случае пропуска вводной лекции, пожалуйста, напишите на почту [email protected] – мы подскажем, как приобрести абонемент для дальнейшего участия.

О курсе:

Слушая музыку, люди зачастую воспринимают ее только буквально, как объект, как еду. Но композиторская музыка и саунд-арт — это не набор звуковых объектов, это смысловой нарратив, подобный литературе, передающий спектр смыслов. В такой оптике создание музыки становится процессом, для которого необходимы стратегия и тактика, внимательное отношение к ситуации, мышление и моделирование сложных структур. Создание произведения звукового искусства не ограничивается освоением технических навыков игры на инструменте или созданием треков. Важными оказываются и soft-skills – осмысление музыкального и звукового мира, междисциплинарное и продуктовое мышление, близкое к идеалам современных big-tech компаний: многозадачность, умение договариваться и работать в команде, формулирование и презентация идей. Эти навыки мы предлагаем освоить в рамках данного курса, через вокабуляр и ситуационный ряд современной музыкальной культуры и звукового искусства. В рамках курса мы разберемся с различными музыкальными академическими течениями, изучим историю музыки XX-XXI века и методы мысли композитора, а также язык партитур. Мы увидим весь путь развития и узнаем, партитура это не всегда ноты на линованых листах бумаги.

На практических занятиях мы постараемся начать манипулировать звуками через развитие творческих навыков. Мы обсудим такие понятия как концепция игры, геймификация повседневности, включение ушей, умения слушать, улучшение системного мышления и командного взаимодействия. В результате курса вы:

  • начнете понимать творческий процесс создания и восприятия музыки;
  • познакомитесь с историей музыки и музыкальных партитур;
  • сориентируетесь в особенностях звукового восприятия и устройства слуха;
  • узнаете основы импровизации и ритмики, общения через музыку;
  • научитесь слушать и воспринимать музыку;
  • полюбите работать в команде;
  • поймете, как вступать в творческий процесс и работать в заданных границах.

Программа курса:

24.09 | 14:00 Библиотека ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Знакомство. Вводная лекция. Формирование задания на проект. Ведущие: Сергей Зыков, Петр Отоцкий, Мария Карпович.

Мотивационное занятие и введение в музыку. В вводной лекции эксперты поговорят об истории музыки XX-XXI веков, электрификации звука, звукозаписи, конкретной музыке и звуковом перформансе.1.10 | 14:00 Библиотека ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Лекция-семинар. Спекулятивные методы сценарного построения. Ведущий: Сергей Зыков.

Спекулятивные методы сценарного построения и авторская мифология. На семинаре разберем примеры сложных повествовательных структур, параллельных сценариев в литературе, кино, видеоиграх. Лекционная часть Спекулятивные методы сценарного построения и авторская мифология. На семинаре разберем примеры сложных повествовательных структур, параллельных сценариев в литературе, кино, видеоиграх. Проектная часть. В практической части займемся подготовкой карты проекта. 7.10 | 14:00 Библиотека ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Лекция-семинар. Как мы слышим? Опыты со звуком. Ведущая: Мария Карпович.

Лекционная часть. На занятии мы поговорим о слухе, о том как слышит человеческое ухо, ухо птицы, как слышат растения. О костной проводимости и возможностях нашего тела. Разберем некоторые психоакустические особенности, как они используются в музыкальных композициях. Проектная часть. Мы будем исполнять партитуры Полины Оливерос, бродить по разным пространствам, обнаружим у себя способности к эхолокации и попробуем развить их. 14.10 | 14:00 Библиотека ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Лекция-семинар. Музыка как форма общения. Ведущий: Петр Отоцкий.

Лекционная часть. Музыка как форма невербального общения между людьми, между человеком и инструментом. Чем отличаются уши от глаз? Разберем понятия импровизации и композиции. Проектная часть. Игра в музыку: игры на фокус внимания, игры с контрастами: тихо-громко, быстро-медленно, грустно-радостно, хаотично-ритмично, точечно-протяжно и т.д. Пример одной из игр: ребята играют все вместе, но слушают только кого-то одного. Всё внимание каждого участника направлено на игру одного человека. Этот «человек в фокусе внимания» меняется по кругу каждую минуту, но все смотрят на одного. Это важное упражнение для того, чтобы научиться внимательно слушать и чувствовать других, переключить внимание с того, что ты играешь сам на кого-то другого. 21.10 | 14:00 Библиотека ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Семинар-прогулка. Интенсив собирания звуков Ведущая: Мария Карпович.

Лекционная часть. Поговорим про саундскейп, звуковые карты, прогулки. Мы разберем технику, основные характеристики и параметры записи, исследуем звучание разных текстур и объектов (камни, бумага, вода и др.), придумаем партитуру и все что надо для ее исполнения. Проектная часть. Дрейф-уход от привычных маршрутов или придумать игру с правилами перемещения. Собирание звуков для дальнейшего использование в проекте. Мы вооружимся наушниками и рекордерами и отправимся в город на охоту за звуками, сделаем несколько заданий по записи, вернемся в лабораторию и нарисуем звуковую карту. 28.10 | 14:00 Лекторий ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Лекция-семинар. Игры в музыку. Ведущий: Петр Отоцкий.

Лекционная часть. Методические основы импровизации. История и развитие. Проектная часть. Игры на раскрепощение, на управление фокусом внимания, на создание звуков и взаимодействие через звуки. Поработаем над преодолением внутреннего критика.5.11 | 16:00 Лекторий ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Лекция-семинар. Работа с материалами. Саундколлаж и микширование Ведущий: Сергей Зыков. Лекционная часть. Манипуляция со звуковым материалом. Использование эффектов обработки. Проектная часть. Работа с материалами. Отслушивание собранных звуковых материалов, отсмотр полученных графических материалов, фотоматериалов, текстовых материалов. Далее, исходя из имеющихся сеттингов, производится обработка материалов: звуковые материалы обрабатываются аналоговыми и цифровыми эффектами и компилируются, фотоматериалы обрабатываются в графическом редакторе или перерисовываются. Итоговым проектом будет листовой объект (общий альбом / большая карта / папка материалов / зин) и альбом из треков каждой локации.12.11 | 16:00 Лекторий ММОМА (Ермолаевский переулок, 17) Смотр и обратная связь по проектам.

Ведущие о курсе: Глеб Глонти, куратор программы: “Идея этого курса пришла мне, когда я играл с моим маленьким сыном. Я постоянно отстукиваю ритм на чем-то повседневном, что хорошо звучит: дверь от холодильника, массивный стол, я всегда “простукиваю” любое пространство и предметы на то, какие звуки они могут в себе содержать, и в тот раз мы делали так же, приволокли с сыном из кухни разные кастрюли и стучали по ним венчиками и ложками, чтобы получать разнообразные звуки и ритмические конструкции. Как человеку, знакомому с импровизацией, я понимаю, что мы использовали разнообразные техники, которые применяют профессиональные артисты, но моему сыну было все равно — он просто получал удовольствие. И я подумал: “Что если попробовать донести основные принципы по поводу мира звуков и философии вокруг этого в форме простого получения удовольствия.” Я пригласил трех своих друзей, чтобы помочь мне это реализовать”. 

Петр Отоцкий, преподаватель программы: “Уже больше 20 лет я практикую музыкальную импровизацию, за это время накопился большой опыт и множество мыслей – моих и коллег-музыкантов. Я давно мечтал поделиться ими. Важно помнить, что музыку, как конструктор Лего – не обязательно “собирать по инструкции”! Это увлекательная игра, в которую можно играть с друзьями. Через музыку можно научиться общаться невербально, узнать лучше самого себя и другого”. 

Мария Карпович, преподаватель программы: “Идея моей части возникла из желания поделиться собственным открытием. Я пришла в звук через лабораторию, в которой впервые обратила внимание на слушание как отдельную практику. Я поняла, что это особый способ восприятия реальности: когда мы внимательно слушаем, мы можем быть включенными и проживать мир через присутствие в звуковом пространстве. Для меня это измерение, которое мы не всегда осознаем, потому что привыкли больше ориентироваться на зрение. Но тем не менее в звуковом поле вскрывается невероятный потенциал и возможность создавать новые миры. Для меня звуковая практика — это не что-то отдельное, чем я занимаюсь в особенное время — она вписана в повседневность, движение и позволяет чувствовать городские ритмы, сигналы, входить с ними в резонанс или наоборот, в отношения аритмии. "Все есть музыка" – утверждал Джон Кейдж”.

Сергей Зыков, преподаватель программы: “Моя идея частично вытекает из практик моей дисциплины «графические партитуры», которую преподаю в Школе дизайна НИУ ВШЭ, где основной задачей является развитие композиционного / композиторского мышления. Композиционная идея – это основа любого художественного произведения, зачастую она задает рамку для дальнейших процессов работы с материалом”. Команда курса:

Глеб Глонти
Глеб Глонти

Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä. Генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo. Преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация», «Кураторские практики», «Полевые звукозаписи» бакалавриата и магистратуры профиля «Звукового искусства и звукового дизайна» факультета Креативных индустрий в НИУ ВШЭ. 

Петр Отоцкий
Петр Отоцкий

Физтех, кибернетик, специалист в области сложности и хаоса, кандидат физико-математических наук, активный участник московской импровизационной сцены. Сотрудничает с ведущими российскими современными композиторами, джазовыми музыкантами и импровизаторами.

Мария Карпович 
Мария Карпович 

Звуковая художница, кураторка лабораториий «Звук» (Владивосток) «География неявных потоков» (Тюмень), «Транзитные пространства» (Москва), участница дуэта «Маргаритки», фестиваля «Ars electronica», выставок «Sonic Fiction» (HSE ART GALLERY), реконструкции «Rainforest IV» (ЗИЛ, Москва), «PRO METOD» (Третьяковская галерея, Москва). Работает с пространственным звуком, полевыми записями, голосами птиц и животных. В своём творчестве делает акцент на работе с памятью, феноменами сонастройки и узнавания. В  исследовательской практике опирается на ритманалитический подход и методы раскартирования и ресинтеза.

Сергей Зыков 
Сергей Зыков 

Участник и программный куратор ансамбля современной музыки Kymatic, специалист в отделе школьных программ фонда V–A–C. Курировал музыкальное направление Мультимедиа Арт Музея MAMMusic и музыкальный блок Культурного центра ЗИЛ. Художник, независимый музыкант, выпускник Московского архитектурного института (МАрхИ) и института современного искусства БАЗА. Преподаватель дисциплины «Графические партитуры» профиля «Звукового искусства и звукового дизайна» факультета Креативных индустрий в НИУ ВШЭ.

ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПРИОБРЕЛ АБОНЕМЕНТ НА КУРС, ДЕЙСТВУЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ СКИДКА 10% В ММОМА ШОП НА ПОКУПКУ ВЫБРАННЫХ ГЛЕБОМ ГЛОНТИ ИЗДАНИЙ, СПИСОК УЖЕ НА КАНАЛЕ: https://t.me/mmomashop/213