Вот уже почти 20 лет я предприниматель, а последние два года еще и социальный предприниматель. За этими словами – горы опыта, побед и поражений, ошибок и удач. Кажется, именно современным предпринимателям посвящена слегка заезженная сегодня фраза Ницше – «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Сильнее настолько, что в какой-то момент ты понимаешь, что готов не только нести ответственность за себя и свой бизнес, но и помогать другим.

Идея создать свой социально-ориентированный проект пришла нам с бизнес-партнёром за чашкой кофе. Мы с Дашей собирались купить себе по модному и красивому свитеру, и вдруг мне стало немного жаль, что его уже не сможет сделать для меня моя любимая бабушка, чей уход я остро переживала. А ведь многие пожилые люди умеют отлично вязать, а если бы они могли это делать еще и по лекалам известных стилистов, результат мог бы быть просто невероятным!

«А что, если открыть предприятие, на котором бабушки будут вязать стильные вещи на постоянной основе и при этом зарабатывать?» – сказала Даша. 

Как человеку, участвующему в социальных и инклюзивных проектах, входящему в регистр доноров костного мозга и много лет поддерживающему благотворительные фонды, идея мне невероятно понравилась. Да, к этому моменту у меня уже был налаженный бизнес в сфере PR и Digital, который требовал постоянного внимания, но моя генетически встроенная потребность помогать искала более масштабного выхода. К тому же меня давно привлекало социальное предпринимательство как система, позволяющая осознанно и действительно разумно творить добрые дела, а наличие большого предпринимательского опыта придавало уверенности в том, что и в этой сфере я смогу действовать стратегически, просчитывать риски и думать о финансовой стороне не в последнюю очередь.

Название тоже пришло сразу. «Как к тебе обращалась бабушка? Моя называла меня «милок», – вспомнила я. Нам хотелось, чтобы имя бренда вызывало ассоциацию с тем сладким временем, когда утром ты пьешь парное молоко в деревне, гоняешься за бабочками и жуками босиком по лужайке, а вечером тебя обнимают ласковые бабушкины руки, укутывают в плед, и ты проваливаешься в сон в состоянии абсолютного счастья. Так и родился бренд модной вязаной одежды MILOK, созданной руками бабушек по эскизам профессиональных дизайнеров. 

Если отбросить лирику, у проекта есть четкая производственная и бизнес-модель. Мы закупаем итальянскую пряжу, шёлк и кашемир премиум качества, стилисты разрабатывают модели и подбирают цветовую гамму, технологи создают образцы изделий, а бабушки получают от нас материалы, инструкцию и образец для вязания. Процесс ручного изготовления одежды мы контролируем на всех этапах, следим за сроками и упаковкой. 

Что касается экономики проекта, бабушки получают 40% от стоимости изделия, связанного ими, причём еще до его продажи, 50% получаем мы, как авторы и координаторы проекта, и эти деньги идут на материалы и на развитие, и 10% мы инвестируем в другие проекты социального предпринимательства и благотворительность. 

Кстати, именно эти 10%, казалось бы, совсем небольшая сумма, стали для нас очень важным элементом. Нам хотелось, чтобы проект стал многослойным, хотелось транслировать эту идею дальше и создать сообщество таких же неравнодушных социально ответственных бизнесменов, для которых важна не только прибыль, но и смысл. И этот небольшой процент инвестиций, мы надеемся, запустит цепочку и создаст такой круг взаимопомощи, который поможет нам не только оставаться на плаву в наше непростое время, но и позволит обмениваться опытом, развивать наши проекты, объединяясь в самые неожиданные коллаборации. И, в конечном счете, менять мир вокруг нас. Ведь потребность помогать есть у многих, но вместе с этой потребностью идет и потребность делать это грамотно, не в пустоту. К счастью, сейчас все меньше отношения к благотворительности как к способу попиариться или откупиться. Есть большой запрос на осознанную, адресную помощь. Мы готовы и сами участвовать в формировании культуры благотворительности, и присоединяться к проектам и фондам, которые эту непростую работу уже ведут.

Несмотря на непростые времена, которые переживает большинство бизнесов, социальное предпринимательство в России продолжает развиваться, причём довольно стремительными темпами. По данным фонда «Наше будущее», на январь 2023 года в Реестре социальных предприятий зарегистрировано почти 8 000 бизнес-единиц, а прирост социальных предпринимателей в стране составил 27 % в 2022 году. Это говорит о том, что бизнес-сообщество все больше ставит во главу угла не только извлечение прибыли, но и возможность решить реальные проблемы на местах и улучшить жизнь людей. 

В нашем проекте MILOK сегодня задействованы 30 бабушек из Нижнего Новгорода и области. Есть планы по масштабированию как объема производства, так и территории проекта, по участию в грантовых конкурсах, по расширению модельного ряда. У нас уже есть опыт проб и ошибок, который мы будем учитывать. Есть даже опыт по выполнению большого корпоративного заказа. Конечно, мы понимаем, что наш проект вряд ли станет поточным производством, он в этом смысле сложно контролируемый, но в этом и его ценность и уникальность. Он построен, прежде всего, на человеческих взаимоотношениях и мы надеемся, что тепло этих взаимоотношений передается и в вещах, которые мы создаем. 

Самый главный вклад проекта MILOK в том, что он, по моему убеждению, помогает развивать глобальную идею социального предпринимательства, бизнеса, который способен решить важные задачи, несмотря на высокую степень неопределённости в экономике и обществе. Это то, ради чего стоит заниматься бизнесом и жить. 

Фото: Михаил Солунин