Врачебные онлайн-консультации – сегодня привычное явление. Люди стали больше уделять внимание своему здоровью и стараются системно подходить к лечению заболеваний. Основатель проекта «Экспертиум», врач-предприниматель, педиатр, пульмонолог Анна Дегтярева рассказывает, почему телемедицина позволяет доктору глубже вникнуть в проблему пациента и оказать качественную помощь. Уже более 5 лет Анна ведет блог в Инстаграме*, где пишет о результатах работы, консультирует и помогает медикам найти свой путь в киберпространстве.

Анна, расскажите, как возникла идея вести блог?

– После окончания СВФУ имени М. К. Аммосова и ординатуры в Санкт-Петербурге переехала в столицу и начала работать в поликлинике участковым педиатром. У меня сложились хорошие отношения с коллегами и начальством: я очень коммуникабельный человек.

Но спустя 1,5 года стало понятно, что карьерного роста и профессионального развития внутри структуры не будет. Проанализировав жизненные цели, решила начать свое дело и создала врачебный блог, где размещала полезный контент, делилась личным.

«Я также начал вести страничку в соцсетях сразу после ординатуры. Это была моя отдушина: хотелось давать людям профессиональную информацию. Советы, которые часто публикуют в сети авторы, далекие от медицины, только вредят. Я стремился действовать в противовес им, и в этом мы с Анной солидарны. Но блогинг я не воспринимаю как работу. Для меня это хобби, возможность помочь людям, выстраивать общение. Стараюсь всегда быть открытым, искренним, давать простой, полезный и интересный контент. Считаю, что не нужно делать из себя икону, до которой читателю сложно дотянуться, или превращать блог в энциклопедию. Я действую по наитию, стремлюсь показать, что врачи — тоже люди, и такой подход вызывает живой интерес у моих подписчиков», – рассказывает эндокринолог Станислав Аскольдович Хан.

Когда появились первые онлайн-пациенты?

– Уже спустя 2 месяца после начала работы блога ко мне обратились мамы, нуждавшиеся в консультации педиатра. Постепенно клиентура росла, особенно много обращений было зимой. До 2019 года я совмещала основную работу и телемедицину. После приема в поликлинике проводила по 2-3 онлайн-консультации дома.

Вскоре я поняла, что мой доход от блога не отличается от официальной зарплаты. Киберпрактика позволяла глубже вникать в проблему пациента, уделять этому больше времени и давать качественную помощь. У меня сложились теплые отношения с подписчиками. Они наблюдают мой профессиональный рост, видят подтверждение моей экспертности через онлайн-деятельность. Такой подход позволяет сформировать доверие к врачу. Обращаясь за консультацией, человек знает, что идет к хорошему доктору.

Вы являетесь автором проекта «Экспертиум». Расскажите, для кого он и как помогает в развитии телемедицины?

– Кибермедицину по-настоящему оценили после ковидной пандемии. Когда я начинала онлайн-консультирование, тренд только зарождался. Столкнулась с непониманием начальства и строгим запретом на эту деятельность, хейтом со стороны людей, считающих, что врач должен лечить бесплатно.

Из-за этого многие медики боятся продавать в сети свои услуги, чувствуют стыд. Но все это лишь внутренние установки, блоки, навязываемые с детства.

Я считаю, что услуги врача должны оплачиваться достойно. Тогда у него будет время, чтобы помочь пациенту, и средства для обучения и повышения квалификации. Медики должны совершенствовать свои компетенции, а не тратить время на заполнение документации.

Проект «Экспертиум» ориентирован на врачей, которые стремятся к развитию, хотят начать телепрактику, но не имеют достаточно знаний и навыков в продвижении в соцсетях. Обучение длится 3 года. Это кропотливая индивидуальная работа, поэтому в каждой мини-группе до 10 участников.

На данный момент есть уже 40 выпускников, 120 прошли наставничество. У многих из них яркие результаты.

«Я начала вести блог в 2015 году. Финансовой цели тогда не было: хотелось просто популяризировать педиатрию. Сегодня у меня в Инстаграм* 2,2 млн. подписчиков. Есть канал в Телеграм, ВКонтакте и целая команда, с которой мы разрабатываем курсы для родителей и другие продукты. Чтобы блог стал успешным, нужен не только качественный контент, который цепляет людей, но и правильно подобранные рекламные инструменты. У меня в разное время это были различные вещи: взаимный пиар, участие автора в других схожих по профилю проектах, таргет, покупка рекламы у других блогеров. Но эти методы требуют вложений. Конечно, есть и бесплатные инструменты, например, рилс, хэштеги. Правда, они не дают быстрого результата», – рассказывает о своих успехах врач-педиатр Анна Левадная.

Какие площадки вы затрагиваете в обучении?

– Сейчас прорабатываем продвижение в ВК, Ютубе, Инстаграме*, Телеграме, ЯндексДиректе. Это наиболее популярные платформы.

Какие перспективы у телемедицины?

– Думаю, что это направление будет развиваться и расширяться. Люди хотят больше знать о своем здоровье, получать адресные консультации, а не 10-минутный прием в поликлинике. Докторам киберпрактика дает возможность увеличить доход, развиваться, расти профессионально. У телемедицины большие возможности. Я рада, что помогаю своим коллегам понять это и сделать первые шаги в интернет-пространстве, – рассказывает врач-предприниматель, педиатр, пульмонолог Анна Дегтярева.

* Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией