К марту прошлого года на российском алкогольном рынке случился скачок цен до +40% на позицию. Это было связано с резким изменением курсов валют. Крупные российские ритейлеры объявили своим клиентам о резком повышении цен  буквально в один день. Из-за образовавшейся разницы между закупкой и продажей на фоне скачков курсов ритейлерам мог грозить кассовый разрыв — продавцам не оставалось ничего иного, как оперативно подгонять цены к изменению курса. 

Далее случились санкции: запрет от США и Евросоюза на поставки элитных позиций алкоголя с ценой выше 300 евро за единицу товара. Плюс “брендовый бойкот” — из России начали уходить любимые россиянами алкогольные марки. Так в марте прошлого года под эгидой Diageo ушли такие бренды, как Guinness, Smirnoff и White Horse. Крупнейшие чешские пивоварни Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar, а также Jack Daniel’s и Finlandia. 

Так импорт крепкого алкоголя в страну снизился более чем в 2 раза: виски на 48,4%, водка — на 41,7%, а ликеры — на 36,6%. Импорт рома показал самое небольшое падение — всего на 1,8%, а поставки текилы и настойки упали на 34,5%. 

На рынке назревал дефицит. Однако сегодня нет ни его, ни выросших цен. Как так вышло?

Дофевральские цены и параллельный импорт 

Со 2 ноября прошлого года алкоголь включили в список товаров, доступных к параллельному импорту. Так без разрешения правообладателя в страну можно было ввозить более 40 брендов иностранной алкогольной продукции. В список попали ликеры, виски и бурбон. Например, такие популярные у россиян позиции, как американский виски Jack Daniels и немецкий ликер Jägermeister, снова появились в барных картах и на полках в магазинах. Но в то же время в список не попали такие популярные позиции, как шампанское Veuve Clicquot, вермуты Martini и Cinzano, ром Captain Morgan, Havana Club, текила Olmeca.

За март-декабрь прошлого года отрасль прошла через новые вызовы — оперативное изменение логистических цепочек, резкое увеличение цен, поиск альтернативных товаров. И в конце концов цены удалось сдержать, но не полностью. К Новому году россияне увидели привычную стоимость и почти такой же выбор алкогольных товаров — погрешность могла равняться сроку доставки алкоголя. Ведь разрешение на ввоз без правообладателя дистрибьюторы получили всего за месяц до корпоративов и праздников. 

Что касается актуальных поставок в зведения, то по сравнению с прошлым годом цена, безусловно, выросла, но незначительно — примерно на 8-12%.  Можно ссылаться на корректировку цен с учетом годовой инфляции. Сейчас поставщики незначительно поднимают цены на «элитный» алкоголь — односолодовый виски, джин и шампанское. А в остальном цены на базовые напитки кое-где даже упали и продолжают снижаться. Даже тот же Jägermeister, который год назад было не найти, теперь 1600₽ почти в любом супермаркете.

По данным систем сервисов аналитики “Контур.Маркет”, стоимость алкогольной продукции также почти пришла в норму. Так, настойки и сиропы за 11 месяцев (с января по декабрь прошлого года) подорожали всего на 1%  — с 205 до 207 рублей, а крепкие спиртные напитки наоборот — подешевели на 4%. С 351 рубля до 338 рублей за бутылку упала цена на виски, водку и коньяк. Вино упало в цене на 2% — со 174 рублей до 171 рубля, алкогольные коктейли подешевели на 1% — со 175 рублей до 173 рублей. Больше всего подорожал сидр. На целых 35% — с 96 рублей до 130 рублей. А цена на пиво выросла на 8% — с 60 до 65 рублей. 

Сейчас заведения сотрудничают с теми же поставщиками, что и год назад. Но наученные опытом 2022 года постоянно в поиске новых деловых связей по части поставок. Рынок развивается, и заведения стараются адаптироваться к изменениям. И судя по всему — довольно успешно. 

Импортозамещение, алкогольные новинки и биттер “Ангостура”

Все вышесказанное повлекло за собой интересную тенденцию — расширение товарной линейки. Дело в том, что российские алкогольные компании на фоне санкционного воздержания импортных брендов начали наращивать производства. В том числе и это помогло рестораторам в середине прошлого года сдерживать цены на барную карту — они находили некоторые альтернативные позиции у отечественных производителей.

Освободившиеся ниша алкоголя не осталась пылиться без дела — освоением занялись российские предприниматели. Мы заметили, что многие начали открывать производство джина, водки, биттеров и ликеров в России. И, честно сказать, в слепой дегустации некоторые ликеры, произведенные в России, как минимум не уступают зарубежным аналогам, а где-то — даже опережают. Практически весь алкоголь в прайсах поставщиков, за некоторыми исключениями, остался. Только биттер «Ангостура» никак не хочет появляться у импортеров. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дефицита алкоголя нет. Если опираться на статистику, то отгрузки компании Beluga Group по итогам последних 3 кварталов 2022 года увеличились почти на 35%. Сюда же входят продажи собственного алкоголя компании — рост составил 6,2%, а партнерских брендов 20,2%. Здесь же важно сказать, что рынок алкогольной продукции расширился. В середине прошлого года поставки алкоголя в Россию подхватили страны, которые не участвовали в санкционных ограничениях. Среди них Армения, Грузия, ЮАР и Бразилия.

Поддержка россиян 

Напомню, что основа прибыли у заведений — барная карта. Грубо говоря, чем больше гости пьют, тем больше маржинальность каждого отдельного бара и ресторана. 

А по оценкам аналитической компании NielsenI, россияне не хотят экономить на алкоголе, несмотря на резкие скачки цен в течение всего прошлого года. По данным исследования, алкоголь и продукты питания стали единственными категориями, объем продаж которых показал рост в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. При этом спиртные напитки стали абсолютным лидером по динамике роста продаж в натуральном выражении — 4,2% за первое полугодие 2022 года. К слову сказать, именно на этот период пришелся значительный рост цен алкоголя в связи с изменением курсов и санкционным давлением. И если россиянам удорожание алкоголя нипочем, то и отрасли кризис не страшен!