И Арнольд Шварценеггер здесь ни при чем. Поговорить о его становлении как спортсмена или актера (не исключено, что он успел записать и пару песен на каком-то этапе своей жизни) – это здорово, но не сегодня. Герой UHO FM откровенно не тянет на культуриста по своим физическим данным. Но его доброта и отзывчивость перевешивают центнеры.

Задумывались ли вы над тем, что мультсериал «Эй, Арнольд!», построивший детство целого поколения, на самом деле очень глубок? Эта история не просто о детках с головами смешных форм. Не нужно читать между строк, чтобы понять ее скрытый смысл. Нужно, как к «Мастеру и Маргарите», вернуться к этой истории ещё раз, в более осознанном возрасте. Тогда ухом вы уловите своеобразную сложность анимационной картины.

Феномен этого проекта в том, что джаз как сложный жанр звучит там, где его не ожидали услышать – в мультсериале для детей. Уже в детстве закрывающая заставка, звучащая так легко и непринужденно, каждый день магнитом притягивала меня к экрану телевизора. А вас?

Пока ты ребенок, следовательно, ты смотришь мультики. Но в детстве после просмотра «Арнольда» у меня оставалось ощущение, что мне удалось прикоснуться к миру взрослых. Эта закрывающая заставка («Stompin'») – будто что-то из языка, на котором говорят взрослые. Будто автор мультсериала относится ко мне не как к семилетнему ребенку, а как к человеку, пусть и маленькому. До недавних пор я была более чем уверена, что персонажи доброго и родного мультсериала – не просто девятилетки. В них уже живет свой внутренний взрослый, который позволяет оценивать, рассуждать, задавать вопросы. Мои мысли подтвердились. А помогли мне в этом джаз (acid jazz) и Джим Лэнг – композитор, написавший музыку к мультсериалу. UHO FM удалось взять небольшое интервью у музыканта.

Джим Лэнг (Jim Lang)
Джим Лэнг (Jim Lang)

— Как познакомились с Крейгом Бартлеттом?

Нас познакомил Боб Роджерс, очень успешный создатель так называемых тематических развлечений, которые включают в себя музеи, тематические парки, достопримечательности всемирной выставки и тому подобное. В тот момент Крейг находился в Осаке на складе с японскими инженерами-робототехниками. Они снимали шоу с участием роботов, которые собирали видеомагнитофоны марки Toshiba. Роботы исполняли роль хулиганистых учеников, плохо ведущих себя на уроке. Крейгу нужна была музыка, под которую роботы могли бы танцевать. А тут я. Как говорится, нарочно не придумаешь.

Мы сразу же поладили и смогли сделать для Боба еще несколько проектов, прежде чем «Эй, Арнольд!» попал на канал «Nickelodeon». С тех пор мы стали хорошими друзьями и соавторами.

— Думали ли Вы о том, что в сериале «Эй, Арнольд!» персонажи-дети на самом деле старше, чем кажутся? Даже судя по порой наивному поведению взрослых можно утверждать, что дети действительно взрослые. К тому же, они живут, растут и переживают события жизни под звуки джаза. Это уникальный случай.

Да! Сценаристам действительно удалось передать богатство внутренней жизни юных персонажей. Я думаю, это одна из причин, по которой так много детей полюбили сериал – он отражает их жизненный опыт необычным для мультфильмов образом. Взрослые изображены такими, какими их видят дети: то раздражающими, то заботливыми (хотя и неумело), то невежественными и в то же время любящими.

Для меня джазовые части партитуры выступают как еще один персонаж, возможно, как хитрожопый дядя, который стоит где-то в стороне и отпускает ироничные комментарии по поводу происходящего.

— В сериале есть свинговый певец Дино Спумони. Его любят как взрослые, так и дети. Любовь взрослых к творчеству Спумони можно понять, но почему любимец детей - свинговый певец, а не юная поп-звезда? 

Арнольд и Джеральд любят Дино, потому что Герти и Фил (бабушка и дедушка Арнольда) – большие поклонники его творчества и часто слушают его пластинки в пансионате. Что касается других детей, я не уверен, за что они любят Дино, кроме того, что он любим взрослыми в целом и востребован в Хиллвуде (город, в котором разворачивается сюжет мультсериала) так, как жители Нью-Йорка обожали Синатру.

— Прототипом Спумони стал Дин Мартин? Принимали ли Вы участие в написании песен Дино?

Что касается Дина Мартина, я думаю, что Синатра поздней эпохи больше подходит для сравнения. Крейг – большой поклонник Синатры и, когда он поет песни тех времен, то делает это, как настоящий певец. А еще он точно передает комедийный колорит «Крысиной стаи» (прим. автора – здесь Лэнг имеет в виду манеру исполнения Бартлетта.  «Крысиная стая» как неформальная группа была популярна по той причине, что великие имена 20 века – Фрэнк Синатра, Дин Мартин, Сэмми Дэвис, Нэт Кинг Коул, Джуди Гарланд, Кэри Грант и др. – выступали вместе на телевидении с импровизированными комедийными сценками и просто вели себя так, будто смеяться – было их профессией. Как говорится, смеяться разрешается).

Все песни Дино были написаны мной, Крейгом и другими авторами текстов.

— Ваш любимый персонаж из сериала?— Невозможный вопрос. Совсем. Я успел проникнуться к каждому персонажу

— Какая музыка на Ваш взгляд является наиболее подходящей для развития детей раннего возраста (7-10 лет)? Какую музыку слушают Ваши дети?

Я бы сказал, что раннее детство проходит раньше – скажем, в 1-5 лет. И хотя, на мой взгляд, это слишком рано для более агрессивной музыки, такой как металл или панк, практически все остальное подходит для этого возраста. Если дома играют, поют, слушают и наслаждаются музыкой независимо от жанра, это действительно хорошо. Я думаю, что прослушивание музыки помогает развивающемуся мозгу распознавать закономерности и систематизировать информацию, а слушать, как люди поют – отличный инструмент для овладения языком. Совместное музицирование – самое удивительное связующее звено для семьи, которое только можно вообразить.

Мне нравится, что в наши дни дети 7-10 лет – уже искушенные потребители музыки. И, вероятно, у них стали проявляться собственные музыкальные вкусы. Благодаря безграничному разнообразию музыки в Интернете и алгоритмам по подбору исполнителей и жанров семилетний ребенок может легко заслушаться мелодиями бродвейских шоу Золотой эры, этнической музыкой, стим-панком или югославской музыкой.

Когда мои дети были маленькими, мы часто играли соул, американскую и британскую поп-музыку и музыку авторов песен той эпохи. Я помню, как Prince, James Taylor, Stevie Wonder, Tom Petty, David Bowie и Joni Mitchell были в эфирах на радио (прим. автора – интересный факт: в 28-ой серии 2 сезона, когда Арнольд и Джеральд прогуливают школу, они идут в дом костюмов. Там Джеральд называет себя "свободным человеком в Париже, раскрепощенным и живым" и говорит, что слышал это на пластинке хиппи. Речь об альбоме «Court and Spark» Joni Mitchell (1974). Песня, которую он цитирует, называется «Free Man in Paris»). А еще мы слушали музыку для детей, особенно Raffi. О, мы слушали Raffi регулярно и даже очень.

А потом, когда мой сын начал изучать джазовый бас, мы стали слушать много джазовой музыки. В то же время я писал партитуру для мультсериала "Эй, Арнольд!", так что моим детям эта музыка очень нравилась. Совпало. Телевизор мы практически не включали, но дети всегда смотрели новые серии «Арнольда», когда они выходили в эфир.

— Как Вы относитесь к творчеству Эдварда Хоппера? Оказывает ли он на Вас какое-либо вдохновение?

Я не очень хорошо знаком с его творчеством. За исключением “Полуночников”, конечно же. Когда я смотрю на них, полуночников, меня всегда поражает ощущение безмятежности в них. Удивительно для художника, который провел много лет (1913-1967) за рисованием в студии на Вашингтон-сквер-парк в Нью-Йорке (прим. автора – здесь Лэнг подчеркивает, что этот парк – очень людное место).

Крейг – большой фанат Хоппера. Его картины были на стенах студии Nickelodeon, когда фоны для мультсериала находились на этапе прорисовки. Эти фоновые рисунки очень красивые, выразительные, вдохновляющие. Я смотрел на них, пока писал музыку к мультсериалу.

Один из фонов мультсериала. Напоминает
Один из фонов мультсериала. Напоминает "Полуночников" Хоппера

— Ваш любимый персонаж из мультсериала?

Невозможный вопрос. Совсем. Я успел страстно проникнуться к каждому персонажу. Мне кажется, Хельга была самой смешной из-за ее биполярных разглагольствований о своих отношениях с Арнольдом. Я любил Джеральда за то, что он был хранителем так называемой «детской мудрости», и за то, что он всегда в подходящее время доставал свою губную гармошку (кстати, на ней во время записи играл Крейг). Я полюбил Гарольда после серии о его бар-мицве (еврейский ритуал вступления юноши в пору совершеннолетия). И, конечно же, Арнольда за его прекрасное сердце, которое породило самую прекрасную музыку.

— Вы счастливы?

Да.

Я недавно слушал интервью с Китом Джарретом, который сказал, что ответственность музыканта в том, чтобы донести свое... что?.. душу? природу? характер? Не могу вспомнить слово, но вы понимаете, к чему я клоню. Джаррет говорил о том, чтобы привнести эту особенность в собственное исполнение. Мне говорили, что моя музыка заставляет людей улыбаться, что она успокаивает и даже исцеляет. Я всегда расценивал это как самую высокую похвалу. Не то чтобы я не хотел иметь способность вызвать и глубокое отчаяние, как у позднего Шостаковича, или глубокую страсть, как у Бетховена или Малера. Но мой талант, если это действительно так – это та самая небольшая улыбка. И я очень счастлив, что могу делиться этим.


Дети любят бросать вызов сложностям и их интерес привлекает то, что порождает трудности. Музыка, написанная Джимом Лэнгом для сериала, и есть сама сложность. Взрослые привыкли думать, что дети не способны справляться с трудностями и примитивных игрушек им будет достаточно. Но дети могут. И хотят мочь. Предсказуемо было бы включить в саундтрек к сериалу чересчур наивный, даже навязчивый мотив. Человек, взрослый или маленький, бросает себе вызов, слушая все более сложную музыку, и это открывает целый мир возможностей для наслаждения огромным спектром вещей. Трансформация Арнольда заключается в том, что маленький мальчик по ходу сериала больше не является таковым для зрителя, как это могло казаться в первых сериях.

Эта музыка — часть Хиллвуда. Впитывать небольшой мир Арнольда без саундтрека невозможно.

А теперь самое интересное: друзья, помните, что это 90-ые. А эта музыка звучит потрясающе до сих пор. Я считаю, что Джим Лэнг – гений. Я искренне восхищаюсь тем, что он сделал вместе с Крейгом Бартлеттом для сериала «Эй, Арнольд!».

Спасибо за внимание.

Слушать плейлист к мультсериалу здесь