Это звучит так по-фински. Очень рада тому, что успела побывать в Финляндии. А сейчас там строят стену. Кажется, она будет протяженностью 200 км и высотой 3 м.

Еще нет таких стен, которые нельзя перелезть. Все равно все падут. Чем выше стена, тем будет громче падать.

Есть ли связь между событиями в твоей жизни и поездками в Выборг? Что для тебя – поездка в Выборг?

Я вспоминал свои поездки вчера. Понял, что мне больно. Выборг – это все неудавшееся: неснятый клип, несложившиеся отношения. Со своим другом Ильей Журавлевым в конце 2016 ездили в Выборг. К сожалению, у него были проблемы с алкоголем, поэтому каждая поездка с ним в электричке была испытанием. Каждый человек – это сумма. Илья был суперсуммой противоположностей: отличный музыкант, человек сердца и все его вредные привычки.

Как-то снимали клип, который не сняли до конца.

Во-первых, съемки выпали на мою болезнь, и мне было очень плохо. Должна была быть смена в миллиард часов, а ты спишь один час, едешь больным и несешь тяжелый генератор.

Еще нас ловили военные. Мы пытались попасть на секретный объект, чтобы сделать красивые кадры. Я стоял на шухере, ребята зашли на объект, и с ними туда же зашли военные, а при них снимать не будешь. Рядом стояла полицейская машина, и закрадывались мысли, что военные знали о нашем приходе на объект и нас сейчас посадят. Быстро кидаешь своё стаффло (прим. автора – вещи) в такси, чтобы уехать, а в Выборге таксисты не особо хотят что-то делать: «Вас трое, еще и вещей много – я никуда не поеду». Но потом таксист все равно везет.

Почему поклонники так и не увидели клип?

Клип умер на этапе постпродакшена (прим. автора – финальная точка в создании любого видеоматериала, производство). Работа не была доведена до конца. Больше всего меня убивает, когда ты сам стараешься, преодолеваешь, болеешь и при этом снимаешься в главной роли. Хотя преодоление – это интересно. За ним люди ходят в походы, играют в него на сцене с группой. И клип точно снимают за преодолением. Завтра еду в Москву клип снимать и думаю совсем не напрягаться, потому что я гость. А когда ты гость, можно даже кофе попросить.

Снимали короткометражку «Случай на дороге» с Иваном Янковским (я и Ваня из группы ГАФТ закрывали все вопросы звука в фильме: запись звука с шумовых микрофонов, написание музыки, сведение и запись голосов актеров). Была сцена, в которой Иван лежал на морозе, и тут он спросил: «Можно, пожалуйста, сигарету артисту?». А я только учусь наглеть.

Второе счастье.

Раньше мне было очень сложно даже спросить о гонораре за выступление, куда собирается куча зрителей. На концерте все снимают на телефоны, получаются восхитительные кадры. Я бы нарезал из них клип. При создании клипа главное все быстро доделать и не мучаться.

Для чего нужно доделать быстро?

Чтобы все сохранили в себе запас сердечности и желания делиться своей работой. А в самый важный момент, когда нужно поделиться работой с миром, сил ни у кого не остается. Поэтому постпродакшен нужно делать быстро и качественно, чтобы всем почти нравилось.

Доверяешь ли ты с тех пор постпродакшен другим или делаешь все исключительно сам?

«Николай» с древнегреческого означает «победа людей», так что я счастлив, когда люди могут завершить работу без меня, а я буду только вдохновлять. В подготовке клипа на нашу новую песню «В реку времени» моего участия было от силы на 15-минутный созвон и обмен идеями. Остальное ребята сделали сами, такое случается редко. Часто приходится делать самому.

Какую песню поставил бы в дорогу?

«Ангел». Это настоящая дорожная песня. Мы ехали с моей женой в монастырь в город Боровск. Это место меня очень тронуло. А на обратном пути я слушал эту песню и думал, что она идеальна для поездки домой на электричке. Ты едешь и… (прим. автора – Коля принимает позу, задумчиво смотрит в окно)

Ты как раз такой в клипе.

Да, все было придумано в тот же момент. За новогодние праздники все отснял и смонтировал – это пример быстрого продакшена.

Ты натурой панк?

Конечно. ГАФТ ПАНК (прим. автора – «ГАФТ ПАНК» – не только название альбома группы, а также проявление дерзости и свободы играть музыку так, как хочется участникам группы. А еще это игра слов на тему музыкального импортозамещения: ГАФТ ПАНК – Daft Punk).

Я правильно понимаю, ГАФТ – это не только ты? Расскажи про состав? Обычно группа узнаваема только по вокалисту.

Это группа, в составе которой я, Ваня и Игорь. Внутри группы поделены роли. Я пишу песню, скидываю в чат, а потом Ваня подхватывает со звуком. Он играет в ГАФТ с 2013 и начинал с игры на клавишных, тогда у нас была другая группа, очень нелепая. Последние три года все звуковое оформление и продюсирование за ним. Сейчас мы все вместе принимаем участие в создании песен. Игорь играет на барабанах. Когда-то он мечтал играть джаз, а все ему говорили, что у него ничего не получится. Благодаря своему упорству у него все получилось, и мы взяли его в группу ГАФТ. Сейчас на концертах мы с Игорем играем вдвоем. Ваня не выезжает. За август все вместе мы записали 7 песен для нового альбома группы ГАФТ. Для нас это очень много.

Расскажи мне про свое место силы?

В Ленинградской области, где есть лес и река. Вчера я был в Вырице и это вполне похоже на место силы. Все вокруг такое, будто тебе это и было нужно. Стоит отъехать километров на 60 от Петербурга, и сразу очень многие места становятся необычными.

В других интервью я слышала, что ты устал от работы инженером. Отчего?

Недавно я достал песню года 2016, которую написал во время смены на Пятом канале (эту песню воскресили я и Женя Любич. Скоро состоится ее релиз). Я тогда мотал там “кабло” (прим. автора – кабели)… Весело было. А в той песне поется про то, что жизнь прожита зря, в ней никакого смысла. Когда много времени проводишь внутри этого, понимаешь, что жизнь уходит и ты не успеваешь сделать песню. От этого устаешь, но идешь мотать кабло.

Я долго думал о том, что пора заканчивать этот этап жизни, а потом он закончился сам – Пятый канал в Петербурге закрыли. Тем не менее, 10 лет работы на Пятом мне очень нравились. Сейчас я понимаю, что и как делать в музыке, чтобы все получалось. Возвращаться к тому труду не хочется. Я еле успеваю заниматься музыкой.

Если ты будешь заниматься только музыкой, у тебя будет время на SMM, бухгалтерию?

Все это неразрывная часть музыки.

Но отнимает много времени у артиста.

Да. В моем случае – 50-70% времени.

Будешь все успевать?

От всего можно одинаково легко устать. Вопрос только в том, как в этом балансировать. Часть задач можно делегировать. Себе бы я оставил только коммуникацию. Последние пару дней ездил в лес, вырубил телефон. Подумал, что в Интернете все-таки не так круто, как кажется. А если не постишь, то ты невидим. Например, у меня есть сольный проект «Co-company». Но там нет никакой активности – тебя никто и не слушает, что логично.

Я и не знала!

Вот видишь…)

Я бы оставил написание и запись песен, концерты, продумывание клипов, PR-коммуникацию и коммуникацию со слушателями в небольших объемах. Что бы я убрал? Я бы убрал решения по туру, потому что тогда мне нужно самому считать, в каком городе соберем или не соберем. В 2022 году мы поехали в тур, а организатор решил, что нам нужно играть концерт в Воронеже и Липецке, потому что у него там друзья-организаторы. Прежде чем давать концерт я всегда смотрю статистику и цифры.

В итоге все вышло из разряда «А я же говорил!». Доверяешь человеку, а продано всего четыре билета перед концертом – нужно все отменять. И для чего все это было? Я бы хотел, чтобы были люди, которым можно довериться. Хотя всегда есть шанс ******** у моего знакомого недавно был тур, который организовывали большие ребята, но несколько городов все равно отменились, потому что продажи были низкие. Может, таргет плохой или что-то еще, но никто не виноват. Иногда просто не получается. Не хотят идти люди на концерт и все, плевать им.

А что тогда, исполнитель плохой? Или сам концерт неуместен здесь и сейчас?

Никто не плохой. И концерт уместен всегда. Нужно просто прививать культуру концертов в городе, как это делает Екатеринбург. Там делают фестиваль для всего города, а не для определенной тусовки. Известно, что в Питере и Москве достаточно мероприятий. Какие концерты в других городах России – я не представляю. Но есть энтузиасты, например, в Архангельске. Там стала проводиться архангельская неделя музыки. Так городу прививается культура. Во многих других городах это тоже есть, но здесь, скорее, вопрос в привычке людей ходить на концерты. Вспомнить Великобританию – больше фестов, больше музыки! И у людей большое предпочтение посетить фестиваль в качестве времяпровождения. Они не подумают, что Portishead играют раз в 10 лет, лучше пойдут шашлыков поедят. Шашлыки же гораздо интереснее)))

По моему мнению, центром музыки в России являются Санкт-Петербург и Екатеринбург. Что ты думаешь по этому поводу?

Согласен с тобой. Но Питер сейчас находится в догоняющих.

То есть Екатеринбург пошел дальше Питера?

Конечно. Сейчас все догоняют Екатеринбург, даже Москва.

Я намеренно не отметила Москву, потому что…

…потому что она – центр всего.

Да, это само собой разумеющееся. Догоняющей она не может быть.

Раньше в Москве был фестиваль Moscow Music Week, который объединял в музыке весь город. А сейчас его нет, и таких объединяющих больших фестивалей сейчас гораздо меньше. А на Урале есть Ural Music Night.

Когда я приземлился в Екатеринбурге, мне показалось, будто я приземлился в Санкт-Петербурге. Все какое-то свое, родное по энергетике. Екатеринбург меньше по площади, и как будто из-за того, что людей меньше, у каждого горожанина больше сосредоточенности на музыке. Музыка становится городской привычкой. За счет меньших размеров города события приобретают бóльший размах и важность, и в это вовлекается больше людей. Есть мнение, что, когда люди начинают заниматься музыкой, постепенно их круг общения начинает состоять только из музыкантов. На фестивалях в небольших городах много тех, кто погружен в музыкальную сферу деятельности. И получается, что у всего города больше вовлечения. Мне кажется, что, если я куплю билборды в Москве и Питере, не факт, что люди заметят и для них это будет важно так же, как для жителей Екатеринбурга.

Поэтому ты купил билборд там? Я видела в соцсетях.

(Кивает головой) Мне кажется, в Москве билборды канули в лету. Остались только наши stories в соцсетях.

Наверное, билборды сейчас в Москве автоматически не замечают, даже если они там есть. Они там сливаются в…

…в общем потоке информации и поэтому конкурируют не так, как хотелось бы.

«Самый сложный исполнитель для исполнителя – это он же сам»

Может ли артист прожить без фитов? Ты можешь?

Если это в крови, зачем этому противиться? «Николай» - про победу людей. С приглашенными артистами мы каждый раз побеждаем вместе, выпуская трек. Я хорошо чувствую, какая песня и идея подойдут артисту, который мне нравится.

Есть ли у тебя ощущение, что при большом количестве совместных работ ты сам можешь немного потеряться, сливаясь с мыслями другого исполнителя? Все же когда исполнитель ты единственный, слушатель слышит только тебя. А в фите слушатель может потеряться: где тут Коля, где тут приглашенный.

Мне плевать. Мы все в конечном счёте звёздная пыль. Я не понимаю желания единоличности. Я слышал, что некоторые авторы оставляют «хиты» для себя, а на коллабы отдают какой-то мусор. Это полная ****, каждый из артистов сияет в объединении, приобретает новые краски.

Исполнитель, которого тебе никак не удается понять?

Мне кажется, мир – это про исследование себя. Я себя пока не очень хорошо понимаю. Мне кажется, что мир вокруг себя можно понять, осознать, прочувствовать. Или можно найти то, что тебе понравится, и оно тронет даже в том, что априори оценивается обществом как злое и неинтересное. Мне кажется, практически в каждой музыке, даже очень “не твоей”, можно найти что-то свое, потому что все люди – все-таки люди. А собственная душа – это такие потемки... Весь мир через нее можно оценить, а себя – нет. Не снимешь же кожу, не переоденешься в другого. Поэтому самый сложный исполнитель для исполнителя – это он же сам.

Обращаешь внимание на музыку в фильмах, на композиторов?

Конечно. Мой любимый композитор и музыкант – Трент Резнор. И группа Nine Inch Nails. Я считаю, что вместе с Аттикусом Россом они пишут гениальные саундтреки (совместно с Трентом Резнором Росс выиграл две премии «Оскар» за лучшую музыку к фильмам «Социальная сеть» в 2011 и «Душа» в 2021. В 2013 они были удостоены премии «Грэмми» за лучший саундтрек для визуальных медиа к фильму «Девушка с татуировкой дракона». В 2016 Росс стал официальным участником группы Nine Inch Nails. Источник: Википедия). Саундтрек к сериалу «Хранители» – гениальный. Через их саундтреки стало ясно, что музыка должна поддерживать героя на экране. Я не понимал этого, когда сам писал музыку для кино.

Для какого кино пишешь музыку?

Для короткометражек и реклам. Самая удачная работа – «Случай на дороге». За музыкальную тему в титрах мне вручили статуэтку, а я ее выбросил. Со школьной золотой медалью расправился так же. Эти предметы оценки радуют меня в моменте, а потом хочется от них избавиться.

Ты стесняешься выходить на сцену? Испытываешь ли смущение, выходя на нее?

Мне, скорее, впадлу. Также впадлу ездить на концерты. Сборы перед концертом отнимают много сил. А потом приезжаю, общаюсь с людьми и только тогда понимаю, для чего это все. Очень круто.

Как относишься к творчеству Сергея Довлатова?

У меня есть сильное воспоминание, связанное с ним. В школе мы ходили в походы по Ленинградской области с нашей руководительницей, Татьяной Георгиевной Бочаровой, и читали вслух «Заповедник». Она какое-то время была нашей классной руководительницей, но в основном мы просто ходили с ней в походы с 5 класса. К сожалению, она умерла в этом году. Грустно. Последняя нить наставничества исчезла в моей жизни.

Я читал «Чемодан» в электричках. Мне нравится, как Довлатов выглядит: веселый, высокий, странный, темный человек. Кстати, в августе на концерте мне подарили книгу «Чемодан», какое-то красивое издание.

Счастливый ли ты человек?

Мне кажется, что важно сохранить какую-то фазу счастья. Ты можешь быть в хорошем состоянии, а потом упасть в темноту. Когда выходит релиз, тебя бросает в разные фазы: то тебе очень хорошо, то очень плохо. Самый кайф – это когда ты способен долго удерживать хорошее состояние. Так что я счастлив, когда долго могу держать радостную фазу. В ней думаешь, что другого состояния нет, а в грустной фазе, наоборот, думаешь, что нет никакого счастья. И то, и другое – обман, потому что все состояния друг друга сменяют и это “окей”. Так что у меня радость, когда я долго не паникую, не переживаю, не думаю о пустяках и о том, что ничего не успеваю.

Блиц-вопросы. Весна или осень?

Лет 10 назад ответил бы, что осень. Сейчас отвечу, что весна.

Шуба из искусственного меха или натурального?

Из искусственного.

Бродский или Довлатов?

Пас. Ни один из них не вызывает у меня больших эмоций. Бродский слишком много думает о себе в своем творчестве. Помню, у него есть заметка, в которой он писал, как почувствовал, что стал поэтом – он стоял на берегу Невы и чувствовал волны. Присваивание себе уникальных чувств — это, скорее, свидетельство эгоизма в каком-то творческом взгляде. Я понимаю, что осуждать никого не стоит, но я уже начал. А Довлатова нужно перечитать. Он человечнее.

Нагиев или Ургант?

Нагиев.

Питер или Екатеринбург?

(Смеется) Пас.

Записать музыку к фильму или коллаборацию с кем-то?

Коллаборацию.

Квартирник или клуб?

Стадион.

Спасибо за беседу, Коль.

6 октября состоится релиз новой песни группы ГАФТ совместно с певицей Женей Любич - «‎Этот город».

Слушать ГАФТ в Apple MusicЯндекс.МузыкеVK

За фото большое спасибо Ангелине Вражевской