«Мы научились балансировать»
В свои три года Аня была ростом 90 сантиметров и весила всего девять килограммов.
В 2010 году Лада оказалась в небольшом сибирском городе и зашла в местный дом ребенка. «А давайте я вам одну девочку покажу, вы так похожи!» — предложила директор. В комнату прибежал «маленький гномик» Аня с огромными розовыми бантами. Лада сразу же написала заявление, чтобы забрать Аню. Документы на удочерение подготовили очень быстро: через две недели уже состоялся суд. А на всю процедуру у женщины ушел месяц. Лада тут же записалась в школу усыновителей, но к моменту, когда подошла ее очередь, уже воспитывала Аню.
«Я ее даже в электронной базе дома ребенка не видела, сразу живьем. Она такая маленькая была, как кукла, помещалась в икеевский ящик и каталась в нем по дому, — вспоминает Лада. — Пользовалась только словами “да”, “нет” и “не знаю”. Но всем новым знакомым гордо сообщала, что я — ее мама, а она “Аня, принцесса и солнце”».
Адаптация была болезненной. Первые полтора года Ладе было очень трудно, потому что «все ломалось». Дочка болела нон-стоп и не спала по ночам, Лада качала ее на руках. Вариант с детским садом отпал сразу: три недели в месяц семья сражалась с простудами.
«Началась совсем новая жизнь, — рассказывает Лада. — До появления дочери я занимала руководящие должности. Пришлось оставить это. Я стала работать из дома, заниматься совершенно непритязательными вещами: рерайт, копирайтинг, консалтинг. Представьте, что вы 20 лет босс, а потом раз — и пишете какие-то текстики. Работать могла только ночью, весь день занималась с Аней. Оказалось, ребенку из системы нужно все твое время, все сто процентов. Полегчало, только когда Аня начала засыпать самостоятельно, годам к пяти то есть. Мы научились балансировать между текстами и жизнью».
Первое время Ладе казалось, что у нее «ничего не получается с Аней, все плохо и неправильно»: «Потом перестроилась. Оказалось, что ребенок классный. Заслуга в адаптации больше Анина, она лучезарный человек. Моей задачей было ничего не испортить».
«Майнкрафт» и воскресная школа
Аня — добрая и искренняя, а еще очень благодарная и умеет всему радоваться, перечисляет Лада. «Лучезарный ребенок» ходит на занятия в художественную школу, на карате и плавание.
Аня показывает мне медали, которые получила на конкурсах рисунков. А Лада — картину дочери, где нарисован Наруто, персонаж аниме, которого очень любит Аня.
«У нее есть и одежда, значки с Наруто. Надо было тебя нарядить сегодня в этот костюм», — смеется мама девочки.
Еще Аня — геймер. Она обожает «Майнкрафт» и каждую неделю смотрит обзоры на игру в ютьюбе. Ей очень нравятся сетевые игры.
По выходным девочка ходит в храм на Березовой Роще. Раньше она училась в местной воскресной школе. А когда получила аттестат об окончании, разрыдалась и сказала, что не уйдет из храма. Она всех растрогала, и к новому учебному году там открыли юношеский клуб.
«Сейчас в клубе они снимают кино про храм, рассказывают прихожанам об иконах. Я ее не заставляю, она сама с утра добровольно бежит туда», — говорит Лада.
И все было бы здорово, только вот девятый класс в общеобразовательной школе 15-летнему подростку дается с большим трудом.
«Бой был конкретный»
В детстве Ане поставили диагноз «дизартрия» — нарушение речи, из-за которого у нее были трудности с произношением слов и отдельных звуков. Позже врачи нашли у девочки фонематическую дислексию — нарушение, при котором человек переставляет слоги в словах либо искажает саму структуру слова во время чтения текста.
«В доме ребенка меня называли “эта девочка”, потому что я сидела в уголке и ни с кем не разговаривала, другие дети даже не знали моего имени», — говорит Аня.
«Ее мозг с трудом преобразует звук в букву. Например, написать диктант для нее нереально. Я с ее учительницей русского языка долго спорила. Та говорила: “Надо же тренироваться”. А я отвечала ей: “Вот представьте, что у человека нет ноги, если его бить палкой, он будет бегать быстрее?”» — возмущается Лада.
Первые два класса Аня ходила в коррекционную школу для детей с нарушениями речи, где ей «совсем отбили желание учиться». Там не было даже логопеда. С большим трудом Лада перевела дочь в общеобразовательную школу, которая делает упор на инклюзию.
Но самым страшным предметом для Ани оказалась математика, с которой долгое время «бой был конкретный».
«У нас на каждой стене и на холодильнике висели состав числа и таблица умножения во всяких видах. Мы учили эту таблицу раз сто. Если я Аню спрашивала каждый день — она помнила, один день пропускала — дочь все забывала. То есть она знала, но просто не могла это применить. Говорила, что состав числа вообще никогда не сможет выучить, — вспоминает Лада. — Если по остальным предметам она хоть что-то делала, то здесь даже не пыталась».
На уроках Аня не выходила к доске, у нее появились неуверенность и страх ошибиться, девочка считала, что математика — это что-то жуткое и недостижимое. Так продолжалось до зачисления в «Школу перемен».
«Хохочут на занятиях, довольные такие»
Когда Аня стала более самостоятельной, Лада оставила работу из дома и выучилась на педагога-психолога и специалиста по комплексной реабилитации. Из социальных сетей узнала о том, что фонд «Катрен» помогает детям с опытом сиротства, в том числе приемным и опекаемым детям с особенностями здоровья. В апреле 2021 года фонд вместе с партнерской онлайн-школой запустил «Школу перемен». В программу набирают детей из замещающих семей, которым трудно учиться в школе. С каждым ребенком занимаются репетиторы одним предметом на выбор: математика, русский и английский язык.
Лада подала заявку, через месяц ей написали из фонда — и Аня начала заниматься.
Педагоги работают с «уязвимыми учениками», которые столкнулись с опытом сиротства, и поэтому сами проходят специальное обучение. А еще в фонде есть чат поддержки, в котором они оперативно могут спросить совета у кураторов программы. Репетиторов и семьи также консультирует психолог.
Почти за два года работы программы у 70 процентов учеников повысилась успеваемость, а 94 процента стали регулярно выполнять домашние задания, рассказали в фонде «Катрен». «Школа перемен» началась в Новосибирске, а сейчас уже работает в 19 регионах России. Сегодня в программе участвует больше 180 детей.
«Эта программа нас спасла. Аня очень хотела туда попасть. Наш случай оказался сложным из-за Аниной дислексии, но нам очень повезло с преподавательницей. Аня ее обожает», — отмечает мама девочки.
Ольга Александровна преподает Ане математику уже полгода. Девочка не достигла особых высот в школе, но, во-первых, стала увереннее в себе, перестала бояться, а во-вторых, ей наконец-то стал интересен сам предмет. С Ольгой Александровной у нее уже многое получается.
Репетитор договорилась с «Катреном», и ей разрешили проводить занятия для Ани вместо двух три раза в неделю. «Хотя дочь бы и каждый день к ней на уроки ходила», — улыбается Лада.
По словам Лады, у Ольги Александровны получилось заинтересовать Аню, убрать вечную тревогу и страх: «Они хохочут на занятиях, довольные такие. Пятьдесят минут счастья у ребенка три раза в неделю».
Аня смирилась с математикой, научилась решать примеры по образцу, но в школе пока все равно теряется.
«Они с Ольгой Александровной сделали один пример — второй-третий и дальше она решает спокойно, но приходит в школу на следующий день, ей дают точно такой же — получает двойку», — вздыхает Лада.
Аня пока боится выходить к доске. Ей страшно что-то переспрашивать у учителя, потому что одноклассники тут же начинают возмущаться: «Там же все легко решается, чего ты не понимаешь?»
В школе главное, чтобы мы все задания быстро решали, говорит девочка: «Учитель математики постоянно торопит, а Ольга Александровна всегда дает время вникнуть. Если я чего-то не поняла, мы повторяем тему».
Сейчас главная Анина мечта — сдать ОГЭ. Девочка ужасно волнуется, а ее мама относится к экзаменам философски: «Одноклассников дочери родители ругают за плохие оценки, а Анька тройку получит — я ее хвалю, потому что молодец. Да и ОГЭ осилим. Ну не весной, так осенью сдаст, или через год. Жизнь же на этом не заканчивается».
***
«Детям из приемных семей сложнее устанавливать контакт с учителями, потому что нарушен базовый уровень доверия: когда ребенка оставляют кровные родители, он становится настороженным в контактах с другими людьми», — объясняет психолог «Школы перемен» Александр Данильсон.
Хотя бы с одной трудностью, связанной с обучением, сталкивалось 83 процента приемных семей, подсчитали в «Катрене».
«У детей с опытом сиротства страдает мотивация, ниже возможности самоконтроля. Почти треть семей жалуется на конфликты в семье из-за учебы. Каждая пятая семья сталкивалась с тем, что учитель (воспитатель) не хочет или не может учитывать особенности приемного ребенка», — говорится в исследовании фонда.
«Школа перемен» помогает снять одну из зон напряжения и дискомфорта — и тем самым повышает мотивацию к учебе. Давайте и мы с вами поможем проекту, чтобы Аня и другие ученики с опытом сиротства обрели уверенность в своих силах, ведь это — самое главное.