Говорят, лучший способ узнать друг друга – отправиться в путешествие. Лучший способ узнать современный театр – отправиться на Театральную Олимпиаду. В этом году столица Венгрии по праву стала мировой театральной столицей: здесь собрались не только участники и зрители из разных стран, но и все жанры театрального и смежных искусств. Здесь радуешься ярким театральным впечатлениям, захлестнувшим город, как и сама церемония открытия Театральной Олимпиады, которая представляла собой иммерсивное путешествие. Но чаще здесь грустишь… Грустишь от того, что понимаешь, что нельзя объять необъятное (более 750 событий и спектаклей). Выбирая что-то одно, автоматически отказываешь себе в другом, но каждый раз убеждаешься, что выбор был верным. Энергия театра преображает город, зрителей, пространства и даже время. Здесь оно то растягивается (поистине тут можно продлить прекрасное мгновение), то сжимается (когда понимаешь, что спектакль уже окончен и на бис его не сыграют). Путешествие, движение, странствие – вот доминанта Театральной Олимпиады в Венгрии. Кажется, что театр, наконец, вышел из карантина и локдауна и отправился свободно странствовать по городу, по стране, по человеческим умам и душам. Это не путешествие ради внятной цели, не странствие за золотым руном. Здесь процесс – важнее результата, а игра – важнее победы. И в этом суть театра. Но особенность в том, что забывая о победе и не стремясь к конкретному результату, а устремляясь в неведомое, – в итоге получаешь и победу и результат. Касается это и создателей спектаклей и их зрителей, которые с детской непосредственностью и верой в лучшее устремляются в этот театральный путь. Может быть, именно поэтому одним из ярких событий начала Театральной Олимпиады оказался спектакль «Молодые варвары» в постановке Аттилы Виднянского мл. – спектакль-приключение, спектакль-импровизация, спектакль–путешествие без начала и конца, без маршрута и цели, без границ и ограничений.

В основе спектакля – одноименная пьеса Миклоша Вечеи и импровизационные этюды актеров. В основе сюжета – подлинная история дружбы двух столпов венгерской национальной музыки – Белы Бартока и Золтана Кодая. Название спектакля отсылает к произведению Бартока Allegro Barbaro и соответствует его стремительному темпу. Но даже если Вы никогда не слышали об этих композиторах и их музыку, Аттилы Виднянского мл. режиссера и художественного руководителя юбилейной Театральной Олимпиады, влюбит вас в венгерскую музыку бесповоротно и окончательно. Молодые варвары – это бесшабашный спектакль молодости и экспрессии, живой энергии театра и витальности музыки. А ведь, как известно, в каждом искусстве содержится столько искусства, сколько в нем музыки. Здесь за музыкальный накал страстей отвечает TOKOS band, музыка которого (музыка Дэвида Местера) еще долго звучит в памяти после спектакля.

Бела Барток (1881-1945) и Золтан Кодай (1882-1967), по сути, заново открыли своей стране ее фольклорную музыку, став основоположниками венгерской музыки Новейшего времени. Они много сил отдали общественной деятельности, направленной на развитие национальной культуры. Они много ездили по венгерским окраинам (оба они родились в провинции и приехали в столицу учиться), собирали и изучали примеры народной музыки, пытаясь расслышать голос, тревоги и мечты народа. Два коллеги и единомышленника создали свой особый, независимый друг от друга композиторский стиль на основе крестьянского фольклора, переосмысленного с учетом современных им средств музыкальной выразительности. В то время, когда в венгерской музыке доминировала немецкая и австрийская музыкальные традиции, они оба не побоялись пойти против системы и утвердить свое видение развития музыкального искусства. Они сознавали важность непрестанного движения вперед, прогресса и новых путей, а значит и путешествий вперед к открытиям, экспериментам, новым формам. Звучит немного пафосно и скучно, но в спектакле этот серьезный сюжет обретает иное, задорное и мелодичное звучание.

Несмотря на венгерский музыкальный колорит спектакль обладает моцартианской или джазовой легкостью (Benny Goodman, Eminem, Jimi Hendrix и многое другое, чего прототипы персонажей слышать не могли, звучит здесь и звучит органично!), однако он не легковесен, хотя композитора на сцене буквально взвешивают на весах… Созданный усилиями Государственного венгерского театра Клужа и Gyula Castle Theatre он дышит молодостью и безудержной энергией импровизации. Путешествуя вместе с Бартоком и Кодаем зритель изучает венгерский культурный код, особенности идентичности и истории этой страны. Это спектакль повышенных скоростей и головокружительной динамики. По сути, он имеет черты жанра инфотеймент – в легкой и бодрой форме он сообщает публике много полезного, интересного, сущностного. Это не скучный формальный байопик, но и не пустое веселье. Спектакль достигает баланса пользы и музыкального праздничного вечера, в котором есть всего понемногу: юмора, сатиры, драмы, фарса, сумасбродства и много-много живой музыки.

Режиссер утверждает, что его постановка лишена конкретного послания аудитории и морализаторства. Он прав и не прав одновременно. Спектакль, действительно, лишен претенциозности и замаха на вечность, он живет и дышит энергией момента, того самого «здесь и сейчас», но в то же время он служит связующей и путеводной нитью времен, символом коллективной памяти, делая страницы прошлого простыми для восприятия самыми разными зрителями: молодежью и взрослой публикой. А еще «Молодые варвары» – это противоядие против излишней серьезности, которая мешает наслаждаться жизнью, творить, мечтать, сочинять. Режиссер убедительно доказывает, что о самых серьезных вещах, можно говорить шутя, не умаляя значимость предметов и явлений, ибо серьезность не всегда равна глубине.

«Нужно нырять глубже», — говорят главные герои, надев одежду для дайвинга, чтобы погрузиться в мир музыкальной культуры, которая неотделима от культуры как таковой. Преодолевая рамки серьезного самовосприятия через юмор и самоиронию, сатиру и сюр, спектакль разрушает четвертую стену не только между собой и публикой, но и между человеком социальным и тем, каковы мы внутри себя. В этом плане спектакль напоминает сеанс психотерапии. Это как никогда важно сегодня, когда все мы погрязли в неразрешимых проблемах и вызовах времени.

Варвары в древние времена были чужеродны римской официальной культуре. Они были другими. «Молодые варвары» говорит об иных, непохожих, не желающих вписываться в общие рамки деятелях, движимых важной социальной миссией. В спектакле сатирически точно показан государственные институции (почта, радио) и то, как они воспринимают человека, а человек их. Герои идут своей дорогой, отказываясь плыть по течению. А не по чужим следам. Они сами прокладывают свой путь, по которому за ними идут поколения потомков. Музыка – путеводная звезда, средство освобождения, лучшая мотивация и цель одновременно.

Не зная во всех тонкостях венгерскую культуру, многое упускается, вероятно, из виду в этой постановке. Но это с лихвой компенсируется наблюдением за импровизационной природой спектакля и упоительным музыкальным сопровождением. При этом импровизация и свобода маневра здесь помещены в строгие сюжетные рамки пьесы, однако, артистам не тесно в рамках замысла. Ощущение их драйва, невыученные эмоций и удовольствия от существования на сцене транслируется в зрительный зал. Чистый смех, как звучание нот, без примеси пошлости звучит в зале.

Народные музыкальные мотивы здесь сочетают с танцами, что соответствует природе фольклора. Музыка, идущая от души, заставляет говорить тело. Блестящий актерский ансамбль спектакля, в котором встретились актеры разных поколений и школ, наглядно демонстрирует преобразующую силу и симфонию искусств на подмостках сцены. Одна из самых сильных сцен спектакля – эпизод, когда фортепиано Белы Бартока оказывается конфисковано (как тут не вспомнить арестованный когда-то в Гоголь-центре рояль). Композитора лишают главного существа его жизни, смысла и воздуха. Художнику не дают творить. Фортепиано в спектакле воплощено в виде девушки, и это очень символично и трогательно.

«Молодые варвары» отличаются и тонким психологизмом. Они говорят о том, как завязывается дружба и как расходятся дороги творческих, ярких, пытливых людей, объединенных единой целью, но предпочитающих разные пути к ней. Это прекрасные актерские работы Варвар B. – Éva Imre (здесь Барток – женщина, которую озвучивает посторонний голос Balázs Bodolai – и это большая художественная удача режиссера. Неожиданный эффектный ход, иллюстрирующий среди прочего тонкость душевной организации персонажа) и Варвар K.– Ervin Szűcs, которые захватывают внимание и эмоции зрителей. Здесь много гримас, приколов, гэгов, но главным в этом маскараде и пиршестве эмоций оказываются более тонкие материи и чувства. Два друга здесь как две крайности, две противоположности, которые притягиваются друг к другу. Полутона значат больше ярких дерзких красок, поэтому медитативность и сдержанность некоторых эпизодов оказывается интенсивнее в сравнении с броскими зрительскими фрагментами. Кажется вот-вот и грань гротеска и хорошего вкуса окажется преодолена, но Атилла Виднянский мл. будто имеет особую эмоциональную партитуру и четко следует ей.

В финале спектакля, сверхзадача которого – размышления о венгерской национальной культуре, внезапно ловишь себя на мысли, что как народная традиция органично вливается в рамки музыкального академизма, так и национальная культура гармонично вплетается в мультикультурализм. В финале спектакле у чужестранца, каким была я, пропадает чувство чужеродности и все эти музыкальные мотивы и театральные символы настолько проникают в тебя, что дистанция театра, языка, традиций, культуры стирается. Богатство театральной фантазии здесь соответствует яркости фантазии героев спектакля. Театральная мелодичность или Мелодическая театральность Атиллы Виднянского мл. впечатляют. Кажется, у этого режиссера абсолютный театральный слух…

…Моя учительница музыки говорила: «Сначала ноты, потом музыка», имея в виду, что сначала нужно выучить материал, а потом работать над его подачей. В спектакле Виднянского мл. о музыке и композиторах нельзя уловить ту грань перехода от технологии к тому, что мы иногда называем театральным чудом. Здесь сценический текст и театральные приемы и импровизация, свободное актерское дыхание уравновешены, а спектакль кажется органичным сотворчеством его авторов и исполнителей, единым дыханием, в котором нет лишних нот.

«Молодые варвары» – спектакль о важности стремления к новому и преодолении страха перед переменами. Это спектакль эмоциональной притягательности и живой энергии театра. Безусловно, это яркий аккорд Театральной Олимпиады, которая в этом году включает 750 спектаклей 400 театральных организаций в 70 пространствах по всей Венгрии. Есть что посмотреть, обсудить, чем вдохновиться. Увидимся в театре!