Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

Чеховская мысль о людях, пьющих чай и носящих пиджаки, в то время как рушатся их судьбы, угадывается в самом лиричном, но от этого не менее остром фильме Абдеррахмана Сиссако. Титулованный мавританский кинорежиссер, ученик Марлена Хуциева, Сиссако покорил когда-то жюри премии «Сезар», завоевав сразу семь наград (рекорд!) за фильм «Тимбукту»  драму о жизни простых людей под гнетом религиозных фундаменталистов. Стремящийся открыть Африку миру, утвердить особый стиль и тональность кинематографа этого континента, Сиссако, не страшась, погружается в острые политические и социальные проблемы, будоражащие ум и совесть зрителей. Его пятый фильм «Черный чай» кажется обособленным в фильмографии автора, ведь в центре сюжета  история любви. Любви обманутой или ускользнувшей, приснившейся или возникшей наяву, долгожданной или долготерпеливой… Чинный как чайная церемония, завораживающий цветами Педро Альмодовора под стать, и протяжный, как плач души, «Черный чай», вторя своему названию, раскрывает по мере просмотра грани своего вкуса. Он то сладок, как предчувствие любви, то горек, как разочарование, то терпок, как подступившие влагой в глазах воспоминания, то резок, как изобличение недремлющих предрассудков и нетерпимости.

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

«Черный чай»  это и центральный образ фильма, и прозвище главной героини Айи (Нина Мелу) и метафора, и авторская ирония. Единственным белым в этом фильме являются свадебные платья невест Кот-д’Ивуара и оттенки фантастически красивых тканей, в которые одеты персонажи этого кинематографического чаепития. За невестами и женихами зорко подглядывает камера Аймерика Пиларски, снимая их сквозь решетку зала бракосочетаний: здесь расстаются со свободой, подтрунивает режиссер и фиксирует зрительский взгляд на гибнущем в кипенно-белых складках ткани черном муравье. С ним ассоциирует себя Айя, пытаясь примириться с мыслью, что ей придется провести остаток жизни с изменившим ей накануне женихом. Айя говорит «нет» там, где это редко приходится слышать, и сбегает сначала со свадьбы, а потом и из страны. Так заваривается сюжет о встрече Африки с Азией, наполненный картинками из жизни «Шоколадного города»  черного квартала Гуанчжоу. Здесь среди торжища и духоты, стиснутости и обреченно-неспешного течения жизни начинается история любви Айи и Цая (Чан Хань), владельца чайного магазина. Вечерами Цай помогает Айе постигать тайны китайской чайной церемонии, а после работы безотчетно и необъяснимо для себя приоткрывает ей драму своей жизни: увядший брак, роман от безнадеги и живущая на отшибе Кабо-Верде его дочь, которую он не решается навестить.

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

Исповедь переходит в притчу, урок в путешествие, сон в явь, а на пестрящем красками полотне фильма, проступает социальный памфлет о тяготах африканских мигрантов в Азии, круговороте жизни под лозунгом «купи-продай», где главное искусство  выгодно торговаться и прорастающих среди бескрайних чайных плантаций сорняках ксенофобии и расизма… Здесь отчаявшиеся матери выходят на улицу с объявлениями «ищу мужа для дочери», где указаны ростовые и весовые параметры невест. Здесь состарившиеся, но не повзрослевшие мужчины стригутся два-три раза в неделю, чтобы вновь, как в детстве, ощутить прикосновение ладони отца к голове. Здесь продают чемоданы со скидками, но даже в самые большие из них не вмещается груз прошлого, который каждый из персонажей влачит за собой.

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

Менее чем за два часа «Черный чай» охватывает широкий пласт образов, тем и проблем, не в ущерб центральному любовному сюжету. Этот фильм лишен откровенных сцен, но полон откровений. Пожалуй, еще никогда сцены чаепития не были столь чувственными и соблазнительными, отсылающими к «Любовному настроению» Вонг Кар-Вая, как здесь. Айя, завороженная искусством и наукой чая, то и дело боится обжечься кипятком. Этот страх, кажется, продиктован тем, что однажды она уже обожглась в своих обманутых чувствах. И все же черный раздавленный муравей сменяется на экране парящей жизнерадостной бабочкой. Финал здесь открыт как мир без границ, о котором, кажется, мечтает режиссер, как безбрежность души и надежды, как светлые перспективы, за которые здесь поднимают бокал в самый драматический момент жизни, когда кажется, что все лучшее осталось позади, если вообще было когда-то….

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

«Черный чай»  это «история с географией». В этом кино «мягкой силы» многое обращено к проблемам диалога Африки и Азии, но сделано это деликатно и лаконично, без впадения в крайность дурновкусной экзотики. Но прежде всего это история любви. Смотрится, как и пьется, этот чай в три глотка. Первый, учит фильм, сообщает атмосферу, второй  передает вкус и аромат, а третий  позволяет ощутить гамму чувств. Чаепитие, как и служенье муз, не терпит суеты, но в «Черном чае» несмотря на всю его плавность и неспешность нет ощущения длиннот и нарочитой медлительности. Даже статичные сцены созерцания здесь полны внутренней динамикой и озвучены томными морнами (песни Островов Зеленого мыса, а-ля Сезария Эвора) под которые герои, медленно пьянея, отрезвляются, освобождаясь от страхов и мнимой вины.

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»

«Черный чай», как одноименный напиток, не смотрят, а вкушают. Это кино не о мостах между континентами, а о людях, разных по цвету кожи и менталитету, но одинаково ищущих счастье и любовь, и достойных их найти. Это не приторное кино о предчувствиях и надеждах, которое за чашкой крепкого чая учит не цепляться за прошлое (включая стереотипы и мнение толпы) и не тащить за собой вериги обид, ошибок и разочарований. Пока есть с кем разделить чайник доброго настоянного на любви, опыте и во что бы то ни стало жизнелюбии, то не все потеряно. Настой и настойчивость  секрет «Черного чая», который непременно стоит попробовать.

Кадр из фильма «Черный чай»
Кадр из фильма «Черный чай»