По оценкам международных экономических агентств, санкции 2022 года против России стали ударом не только по российской, но и по западной экономике, в частности, по представителям европейского бизнеса. Зарубежные производители и продавцы столкнулись с непростым выбором – подчиняться ограничениям и терять Россию, как крупный рынок сбыта, а значит, источник прибыли, или сохранить связь с российским покупателем обходными путями. Что происходит на рынке спустя полгода после введения ограничений – рассматриваем на примере лакокрасочной отрасли. 

Пятым пакетом санкций летом 2022 года был запрещен ввоз в Россию лакокрасочных материалов, а большинство крупных европейских производителей, таких как OSMO, Sherwin Williams, The Little Green, Biofa, Henkel, Teknos, Tikkurila, Caparol, Kiilto, Flugger, Remmers, Jotun, объявило об уходе с Российского рынка. Однако данные, полученные за период со дня введения ограничений на экспорт (с 10 июля до конца 2022 года) из таможенной базы РФ, демонстрируют совсем другую картину. 

Вот четыре международных таможенных кода лакокрасочных изделий, которые предназначены для розничных продаж и вошли в санкционный пакет – 3208109000, 3209100009, 3209900000, 3210001000. Это строительные краски, декоративные масла, лаки, пропитки, грунты, аналоги которых производятся и у нас и по качеству не уступают западным. Согласно таможенным данным, эта продукция от крупнейших европейских импортеров продолжает поставляться в Россию. 

В списке поставщиков запрещенных лакокрасочных изделий во втором полугодии 2022 года из таможенной базы РФ мы видим те же самые торговые марки.

Наименования и адреса отправителей этой продукции легко гуглятся в открытых источниках. И представленные о них юридические сведения говорят, что эти компании зарегистрированы совсем недавно. Даты их регистрации в большинстве своем совпадают с периодом введения ограничений. Что это значит?

Как сообщают некоторые источники из логистической отрасли, это вполне могут быть подставные транзитные организации, которые создаются европейскими производителями в третьих странах (Турции, Киргизии, Казахстане, Армении) с целью обхода санкций. И это не единственный обходной путь для импортной лакокрасочной продукции в Россию. О некоторых схемах косвенного реэкспорта ранее уже рассказывал Forbes.

Желание европейских производителей зарабатывать, а также делиться прибылью с посредниками и партнерами, которые за годы сотрудничества появились у них на нашей территории, можно понять. Сложнее понять отечественного потребителя, который в не самых простых для своей страны обстоятельствах соглашается на покупку зарубежной продукции вместо того, чтобы поддерживать местное производство. 

Несмотря на то, что европейские краски ранее занимали примерно 50% российского рынка, сегодня российские производители вполне в состоянии обеспечивать весь требуемый ассортимент строительных и декоративных лакокрасочных изделий. Отечественные предприятия способны выдавать результат и даже в стесненных условиях выпускать больше продукции, востребованной внутри страны. Но им, как никогда, нужна поддержка российских покупателей. 

В 2023 году не только у лакокрасочной, но и у других отраслей отечественной промышленности появился шанс обрести автономию от западных инвестиций и технологий и усилить собственный потенциал. Если же говорить конкретно о лакокрасочных изделиях, то стандарты их производства за последнее десятилетие заметно выросли. Сегодня в России полностью локализовано производство продукции Акзо Нобель, на пути к локализации Тиккурила. По данным профильного издания Химкурьер, лидерами российского производства лакокрасочных материалов являются Лакра Синтез, Мефферт продакшн, Эмпилс, АВС фарбен, Эскаро Групп, Предприятие ВГТ, Декарт. 

Данные агентства “Химкурьер”

Санкционные запреты, конечно же, не могли не отразиться на отрасли. Растет себестоимость импортного лакокрасочного сырья, а его доступность для российских производителей уменьшается, вынуждая поднимать цены на готовую продукцию. Как следствие, производители ЕС оказываются в более выгодных условиях и выигрывают в экономической борьбе. Но отдавая предпочтение товарам европейского производства, мы, российские покупатели, фактически, позволяем финансовому ресурсу утекать из страны и тем самым ослабляем даже такую относительно несложную производственную отрасль, как изготовление строительных красок, где мощности заполнены на 50-70%. В наших силах “перекрыть” этот канал и помочь в развитии отечественным компаниям, которые платят налоги, обеспечивают рабочие места, работают на укрепление нашего экономического потенциала. И зависит это в том числе и от того, какие товары – местные или зарубежные – мы выбираем на полках магазинов.