На протяжении без малого тридцати лет режиссер Михаэль Ханеке остается одним из самых неудобных персонажей мирового кино — и для высоколобой публики, воспринимающей кино как интеллектуальную игру, и для любителей попкорна, привыкших, что фильм им постоянно поддается. Для тех и других Ханеке — экстремист, радикал и просто неприятный человек.

Этот режиссер препарирует насилие с той степенью откровенности, с какой в приличном обществе об этом даже говорить не принято. Один каннский зритель, выходя из зала после просмотра его «Забавных игр», раздраженно бросил журналисту в камеру: «Очень аморально. Зло осталось безнаказанным. Я немного разочарован». Каждое слово в точку, и крыть нечем. Фильмы Ханеке постоянно подрывают нравственные табу и общественные договоры, словно вспоминая, что немощь, старость и смерть пока ни с кем не договаривались. Наконец, как метко заметил сам режиссер, он хочет «изнасиловать зрителя до состояния независимости» — независимости от клише, от простых ответов, от привычного способа взаимодействия с миром, который состоит в его жадном потреблении. Ханеке неустанно напоминает, что зло — это зло. Оно часто остается безнаказанным. И да, это немного разочаровывает.

1️⃣ Режиссер поднимает важные темы через свое творчество. Например, в фильме «Видео Бенни» – об угрозе популяризации насилия в массовой культуре и до сих пор актуальной проблеме влияния телевидения и видео на неокрепшие умы молодого поколения, представители которого в одночасье могут превратиться в убийц. Как комментировал фильм сам автор: «Мальчик, хладнокровно убивший девочку, – чтобы посмотреть, как оно будет, – в каком-то смысле отнюдь не злодей. То есть злодей, который этого не осознает. Он не снедаем ни комплексами, ни чувством потерянности или вины, которую нужно на ком-нибудь выместить. Он пуст, абсолютно пуст. Человек вне морали, до морали. Не обремененный «химерой» совести».

2️⃣ Фильмы Ханеке наталкивают зрителя на ряд вопросов:

В какой же момент природная, так необходимая человеку, агрессия превращается в разрушительную. Как отличить одно от другого?

Когда доброкачественная агрессия превращается в злокачественную, активность становится давлением, интерес преследованием, креативность безумием, а проявление себя насилием?

В какой момент человек начинает приносить психологический и физический вред другому? Просмотр его фильмов превращается в анализ своей природы и своих отклонений. Чтобы признать в себе агрессора, нужно обладать высоким самосознанием. За мою психотерапевтическую практику, а работаю я более 12 лет, не было ни одного такого запроса. Никто не пришел, чтобы научиться усмирять свой пыл. Чаще всего человек приходит с жалобами «что-то не то с другим человеком или с этим миром», а уже в процессе оказывается, что источник агрессии он сам. Это очень неприятно признавать, но признание в данном случае — самый важный и верный шаг. Исцеление наступает тогда, когда человек хоть на мгновение отказывается от того, кем бы он хотел стать и пытается быть тем, кем он есть. Признать себя агрессором, начать извиняться — это значит лишить себя «дозы», которая помогает снять нервное напряжение. Такое признание требует огромного мужества и заслуживает золотой медали.

3️⃣ Изучить природу своей агрессии и понять, что вспышки гнева никак не решают проблему. Разрядка, которая наступает после, ничего не приносит кроме горького послевкусия, а чувство глубочайшей неуверенности в себе и беспомощности все также продолжает жить внутри.

Гнев рождается из собственного совершенно невыносимого ощущения внутреннего напряжения, которое время от времени взрывается и ранит других.

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что вас выводит из себя, подумайте о возможных решениях. Смотреть Ханеке, чтобы узнать насильника и жертву в себе. Узнать и быть готовым, потому что такие истории, которые иллюстрирует Ханеке, происходят с каждым.