17 мая «Синема Парк Мосфильм» приглашает на очередной сеанс кинотерапии с психологом Ириной Гросс. Смотрим и обсуждаем драму знаменитого польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского «Двойная жизнь Вероники». 

 Вот несколько запоминающихся цитат:

  1. «Я чувствую, что живу не одна» – Вероника (Ирэн Жакоб) осознает связь со своей двойником.
  2. «Внезапно мне показалось, что я осталась одна на свете» – Вероника после потери голоса.
  3. «Ты уверена, что нас только двое?» – намек на тему двойничества и таинственной связи между людьми.
  4. «Что-то важное происходит внутри меня» – Вероника о своих переживаниях.
  5. «Может быть, кто-то живет вместо нас?» – размышление о судьбе и параллельных жизнях.

Фильм наполнен метафорами, и многие фразы звучат загадочно, словно намекая на незримые нити, связывающие людей. 

Он говорил о «чем-то большем, что объединяет людей», но не поддается рациональному объяснению. Это может быть:

  • Случайность (встречи, которые меняют все),
  • Символы (зеркала, нити, свет – как в «Веронике»),
  • Эмоциональный резонанс (когда один человек чувствует боль другого, даже не зная его).

«Я верю, что мы связаны, но не знаю, чем» – эту мысль можно считать ключом к его кинематографу.

Творчество Кесьлевского можно рассматривать через призму юнгианской психологии, экзистенциализма и даже буддистских идей о переплетении судеб. Главное — он оставляет зрителя с ощущением тайны, которую невозможно до конца разгадать, как и саму человеческую природу.

В «Двойной жизни Вероники» взгляд режиссера обращается к тому, что испокон века представляет собой предмет искусства, – к жизни человека. Сама жизнь становится поводом и одновременно содержанием фильма. Жизнь как она выглядит, как течет, как пролетает. Жизнь со всем, что в ней есть. Вместо рассказа о действительности – рассказ посредством действительности. Вместо авторского комментария – доверительное взаимодействие между режиссером и зрителем. 

Кесьлевский не проводит никакой терапии в том смысле, как он сам ее понимал, через психоаналитическую призму. Не решает никаких проблем, не указывает, а просто говорит о важном. Выстраивая тот самый доверительный контакт между режиссером и зрителем, без которого о важном говорить невозможно.

Фото обложки: кадр из фильма Кшиштофа Кесьлевского "Двойная жизнь Вероники"