Игорь, вы известный писатель, автор нон-фикшн бестселлеров «Кроссфит мозга», «Креативность. 31 способ заставить мозг работать», остается ли у Вас после того, как Вы возглавили Федерацию креативных индустрий, время на творчество? Работаете ли над новой книгой?

Сейчас мои приоритеты поменялись. Последнюю свою книгу я написал в пандемию, когда было свободное время. С точки зрения работы над любой книгой есть разные этапы и один из наиболее важных — накопление материала и формирование концепции. У меня на уровне готовых концепций сейчас есть 4 книги, материал к которым копится постоянно: мои наблюдения по жизни, мой опыт, который дает откровения и мысли. Есть известный тезис: главный инструмент писателя – это его попа. Нужно уметь сидеть на стуле и работать с текстом. Сейчас долго сидеть на стуле и работать с текстом возможности нет. Для любого писателя это точно такой же формат рабочего дня. В 8-9 часов утра садишься и часов до 5 пишешь. У меня в Федерации креативных индустрий в этот период происходят основные процессы: обсуждения, встречи, работа по проектам и так далее. Пока у меня тексты другого характера. Я на эту тему не переживаю. В какой-то момент количество материала, который я накоплю, просто меня победит и вынудит взять отпуск, чтобы переложить все в текст.

Вы один из немногих представителей из России, кто выигрывал награды на Международном фестивале творчества «Каннские львы» (Cannes Lions International Festival of Creativity). Это был далекий 2006 год. Ваша команда победила в номинации Promo Lions («Промоушен продаж») за работу под названием Beware of dog! (клиент OZON). Поддерживаете ли Вы сейчас отношения с участниками Вашей команды, как сложилась их судьба?

Мы не общаемся, все разлетелись по миру. Однако, мы все нашли себе какое-то применение, ведь само по себе агентство (- Прим. ред. - IQ Marketing), в котором я работал тогда, было уникальной организацией. Это была единственная на тот момент в России компания, которая котировалась на мировом уровне, как коммуникационное агентство, и мы входили в 11 независимых агентств мира. Порой мы даже не уходили с работы, потому что это был своего рода вуз и сквот в одном флаконе, в котором мы бесконечно получали опыт и интерес к жизни. Поэтому сейчас мы все реализуем тот потенциал, который тогда накопили. 

Каннские львы, конечно же, не только про видео, там десятки категорий. Более того, с определенного момента Каннские львы стали фестивалем не коммуникаций или рекламных решений, они стали фестивалем идей со всего мира. Другой важный аспект, который связан с этим фестивалем, это то, что там побеждают команды, т.е. это не награды отдельных людей, это всегда работа группы. Это сложные процессы, где все распределяют между собой задачи, убери одного и все – пазл рассыпается. 

Члены всей нашей команды нашли себя прекрасным образом. Это можно сравнить с важным процессом, который имеет большое значение в твоей жизни, ты насыщаешься этими связями, отношениями, и потом уже нечего друг другу дать. Я так объясняю это для себя. Бывает такое, что с определенными людьми проживаешь очень много ярких моментов своей жизни и, прожив их, уже сложно делиться чем-то еще более масштабным. Без эволюции и развития отношений не очень понятно, что друг другу давать. Та самодостаточность, которая у нас сложилась, она же нас по жизни и развела. 

Главное, с чем мы оттуда вышли — это с уникальным типом мышления, с пониманием того, что мы не являемся отдельно стоящей страной, мы являемся частью глобального сообщества, но при этом способны быть лучше любого в этом мире, главное – труд и подход. 

Тот вектор и полученные знания повлияли на то, что Вы занялись институциональным развитием креативных индустрий в России. С момента основания Федерации креативных индустрий прошло 2 года. Как один из самых осведомленных людей в этой области, расскажите, пожалуйста, как изменился ландшафт за 2 года. Что Вы видели в самом начале пути и что видите сейчас?

Довольно просто в этом смысле оценивать изменения. Есть конкретные события, которые меняют восприятие и взаимодействие внутри сектора. В данном случае речь идет о документах, принятых Правительством РФ: у нас есть Концепция развития креативных индустрий до 2030 года, принятая осенью 2021 года и План мероприятий по реализации концепции, принятый в августе 2022 года. Ровно 2 года назад ничего этого не было, но были процессы, которые этому предшествовали – активности отраслевых организаций, где работала определенная экспертная группа и значительная ее часть представлена в учредителях, членах и партнерах Федерации креативных индустрий. Когда мы говорим о ландшафте, то, конечно же, подразумеваем определенные связи, которые сложились, и тех людей, которые в индустрию пришли. Можно совершенно точно сказать, что количество активностей в регионах растет ежегодно по экспоненте. Сейчас регионы заявляют значительные проекты, активно меняя ситуацию у себя на местах: появляются центры развития, локальные нормативно-правовые акты, активные сообщества креативных предпринимателей. В стране принято порядка 170 документов на разных уровнях для легализации и структурирования сектора. Хотя только в декабре 2019 года в Якутии была принята первая в России региональная Концепция развития креативных индустрий. 

Несмотря на то, что Федерация креативных индустрий была создана в феврале 2021 года – деятельность в креативных индустриях и участие экспертов, которые вошли в результате в состав ФКИ, началась еще в 2019 году. Это происходило сначала на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей в рамках созданного комитета по креативным индустриям и интеллектуальной собственности, потом эта группа начала активно работать с уже существующим сообществом. В 2020 году прошла первая Российская креативная неделя, и именно это событие дало толчок различным инфраструктурным процессам в секторе. На этой базе в феврале сложилось сообщество отраслевых союзов, с которого и началась ФКИ.

Если говорить предметно, то Федерация – это?

Федерация креативных индустрий – объединение ведущих профессиональных организаций, творческих союзов и успешных компаний креативного бизнеса. Деятельность ФКИ заключается в трансформации креативных индустрий в устойчивый сегмент экономики, обеспечении диалога с государством и оказании системной поддержки всем субъектам рынка, определяющим развитие креативных индустрий на федеральном и региональном уровнях.

Появление ФКИ 2 года назад является, на мой взгляд, моментом возникновения кроссиндустриального сознания, что само по себе уже является событием. С тех пор это сознание шаг за шагом начинает материализовываться в виде расширения сообщества,  профильных проектов, законотворческих инициатив, экономических стимулов. 

Прошедший год сильно повлиял на выбранный вектор развития?

Безусловно, 2022 год ударил по динамике развития креативных индустрий в нашей стране. Изменилась повестка, государственные и общественные приоритеты. Становление сектора происходит сейчас в параллели с катаклизмами. Но сообщество, которое уже сложилось и, в частности, которое мы представляем, особенно региональные лидеры – это суперзаряженные надеждой личности. Они отдают себе отчет в происходящем, но понимают ценность и растущее значение КИ для страны. Невозможно бесконечно эксплуатировать наследие, нам нужны новые идеи и смыслы. А это все в головах людей. Кроме того, мы ментально интегрированы в глобальную повестку, мы пользуемся благами, аккумулированными разными странами. И мы очень хотим, чтобы российскими креативными продуктами пользовались потребители по всему миру. Но для этого нужен труд и подход на длинной дистанции. Лидеры КИ это понимают.

Для меня, как человека, интегрированного в креативную отрасль, очевидно, кто такой креативный предприниматель. Однако, до сих пор, многие предприниматели не относят или же, не хотят относить себя к этой категории. С чем это связано? Не модно? Или во всем, что связано со словом креатив, есть флёр чего-то такого творческо-легкомысленного, а людям хочется, чтобы о них думали серьёзнее?

Избегание неопределенности свойственно россиянам (доказано Г. Хофстеде).

Так в свое время пугал онлайн-шоппинг и интернет в целом, потом онлайн-банкинг, каршеринг и прочее. Однако сегодня это сложившиеся системы и паттерны.

Каждое новое крупное явление, каковым точно являются КИ, будет сталкиваться ровно с такой же реакцией. Потому что люди склонны оберегать сложившиеся работающие системы. Как говорят у нас: «‎Старый конь борозды не портит», намекая на то, что проверенное – лучше. Но есть продолжение у этой пословицы: «‎Да, и глубоко не пашет» – о нем предпочитают не вспоминать. Креативные индустрии, на мой взгляд, чем-то похожи на интернет: и то, и то сеть, только КИ про идеи, а интернет про информацию. Мы будем доказывать значение и важность КИ. Постепенно они тоже сформируют паттерны повседневности.

От Федерации креативных индустрий, центров развития креативных индустрий в регионах и прочих инфраструктурных игроков зависит развитие понимания и доверия к КИ среди деятелей рынка и общества в целом. 

На сегодняшний день, еще не сложился сам по себе термин креативный предприниматель, и он не закреплен в обиходе. Та работа, которая ведется сейчас по закону о креативном предпринимательстве очень быстро поставит на рельсы эти процессы. Появится официальный документ, который необходимо будет исполнять или которому будет необходимо соответствовать на государственном уровне. Когда государство в нашей стране начинает что-либо делать, оно сразу же запускает это в масштабе. Нам нужно шаг за шагом делать это частью системы, вводить правила и после этого игнорировать их уже не получится. 

После того, как я увидел, как презентовали итоги исследования Yenisey. 100 Most Creative Russians в Красноярске в ноябре 2022 года, у меня только один вопрос, какой регион следующим получит нечто подобное и когда?

«Сотни» (100 Most Creative Russians), которые мы уже сделали, охватили большую часть страны. У нас остались пока неоцифрованными Урал и Кавказ. 

Интересный момент, что мы не идем по какому-то регламентированному, сложившемуся формату субъектов или федеральных округов, потому что креативные индустрии на сегодняшний момент, как лоскутное одеяло. Они рассыпались в виде практик и активностей очень своеобразно, где-то они накрыли крупный регион, где-то только область, где-то город за счет локальной инициативной группы или же яркого лидера. В результате они поднимают инициативы и создают условия для развития предпринимателей, формирования лидерского пула на местах. Поэтому по нашим «сотням» (100 Most Creative Russians) можно, в том числе, судить о том, где уже активность присутствует, где сложилась какая-либо инфраструктура для КИ. 

Через месяц после выхода федеральной «сотни» (100 Most Creative Russians) мы уже исследовали Татарстан, который быстро понял значение нашего проекта для формирования локальной креативной идентичности региона. Следующими были Калининград, Якутия и Енисейская Сибирь. Сейчас заканчиваем исследование Нижнего Новгорода и сразу запускаем исследование креативных лидеров Тихоокеанской России. Последовательность реализации «сотен» совпадает с тем, как по стране креативные индустрии развиваются. И это уже исторический факт. 

Помимо «сотни», какие сейчас проекты реализуются ФКИ для предпринимателей, если не брать законотворческую деятельность: WONDERUSSIA, Creative Russia Map?

Ожидания от проекта WONDERUSSIA однозначно оправдались, потому что мы пошли с этим проектом в «глубокие воды» и обнаружили много инсайтов. Глубокими водами я называю исследование креативного предпринимательства в городах. 

Первые 5 городов были из шорт-листа первой премии Russian Creative Awards. 

Через наш проект мы вводим в обиход новое понятие – российский креативный продукт. Помимо фиксации, что в стране производится, как это выглядит, мы собираем значительные данные о проблемах креативных предпринимателей. 

На этот год у нас стоит план изучить еще 7 городов. Шаг за шагом оцифруем всю страну в течение нескольких лет. 

Что касается карты Creative Russia Map, то у нее другая судьба. Если WONDERUSSIA и «сотня» (100 Most Creative Russians) – исследования, которые требуют обновлений, то карта, это неустаревающая информация. В ней мы фиксируем наличие определенных организаций, которые проводят работу по поддержке креативного предпринимательства. В этой связи главная наша задача состоит в том, чтобы расширять эту базу. На сегодняшний момент, это самая большая база инфраструктурных организаций по развитию креативного предпринимательства в стране. Наш следующий шаг – это выстраивание партнерских связей с Министерством культуры, Агентством стратегических инициатив для того, чтобы включить этот ресурс в список обязательных для пользования локальными Министерствами культуры, представителями центров, той же АСИ и, конечно, ее распространение в такие структуры, как «Мой бизнес», чтобы предприниматели независимо от их уровня всегда знали, куда можно прийти за релевантной информацией. 

Насколько я понимаю, ФКИ выступает и как консультант в вопросах развития и оценки креативного потенциала российских регионов. С какими регионами Вы сотрудничаете? Не могли бы озвучить интересные результаты (возможно, даже неожиданные лично для Вас) по проведенной работе в одном или нескольких регионах?

Работая над «сотнями» (100 Most Creative Russians), мы очень плотно взаимодействуем с командами, которые работают в региональных центрах развития. На примерах Татарстана, Калининграда, Якутии, Красноярска, Нижнего Новгорода мы понимаем, что прямо сейчас эмпирически формируются особенные сценарии, правила и подходы по развитию креативных индустрий в каждом регионе. 

Мы знаем, как было в других странах: изучали опыт Германии, Англии, Японии и др., но важно понимать, что какой бы у кого ни был успешный опыт, скопировать его не получится. И на уровне региона и, тем более на уровне страны. Чего точно не избежать при развитии креативных индустрий – межведомственного взаимодействия. Например, когда Министерство экономики и Министерство культуры находятся в постоянном контакте друг с другом и совместно решают задачи. В России креативные индустрии распределены по более чем 7-ми разным ведомствам и департаментам. Наладить отношения между ними на разных уровнях – это огромный труд и длительный процесс. Поэтому каждый регион – это новый сценарий, форматы отношений, наборы эффективных практик.

Что дальше нас ждет в развитии креативных индустрий в России?

Фиксация локальной идентичности регионов через выявление приоритетных креативных индустрий, достижение паритета возможностей для всех КИ и особенно в части налогов, формирование устойчивого межведомственного взаимодействия по развитию КИ в стране, популяризация креативного предпринимательства, развитие образовательных учреждений по КИ, формирование культуры интеллектуальной собственности в обществе, поиск новых экспортных цепочек, ведение регулярной статистики. И все это, понятное дело, с оглядкой на контекст происходящего в стране и мире. Ведь КИ – это про экономику, а экономика требует хоть какой-то устойчивости рынков и возможности планировать.