1. Далеко не все подходы, описанные в западных бизнес-книгах, прижились у нас в стране. Стоит оценивать их на адекватность и применимость. Нельзя слепо копировать любые идеи, даже если они достигали успеха. Важно знать о них и брать лучшее для себя.
«Ещё я понял, что для этого нужно стать хорошим менеджером, а менеджмент, как и бизнес, — это прежде всего общение. Пока я учился, прочитал много книг про личную эффективность (начиная с Дейла Карнеги). О том, как правильно налаживать коммуникацию, заводить друзей и т. д. Мало того, я их конспектировал, выписывал основную суть и тестировал на практике. У меня даже сохранились тетради — пролистав одну, можно было вспомнить разом десяток прочитанных книг. С помощью полученных таким образом знаний я смог быстрее войти в новое дело… Хотя далеко не все, описанные в западных книгах подходы, прижились у нас в стране».
фото книги сделано в Московском доме книги на Арбате
фото книги сделано в Московском доме книги на Арбате

2. Надо выполнять взятые на себя обязательства и доводить начатое до конца. Это универсальный совет, который позволит достигать успеха на любой ступени карьерной лестницы, собственного дела или личного общения.

«И кстати, все взятые на себя обязательства я держал. Если кому-то что-то обещал — не мог себе позволить потом сказать, как делали некоторые мои коллеги: «Ой, вы знаете, я тут не рассчитал силы, не успеваю все сдать вовремя…». Если даже действительно получалось так, что я не рассчитал силы, это означало одно: придётся поработать в два раза больше. Я всегда завершал все, за что брался. Люди иногда ошибаются в расчётах и прогнозах, это нормально. Но уж если вы взялись за дело — будьте любезны довести его до конца. Я доводил, это и нравилось моему руководству и заказчикам».

3. Добиться максимальных успехов можно в том, что искренне интересно.

«То есть я набирался практического опыта всеми возможными путями и был искренне в этом заинтересован. Ведь если человек индифферентен к теме, которой занимается, он не сможет стать в ней лучшим. Только с чувством, с эмоциями, со страстью нужно подходить к своему делу, и постоянно изучать теорию и практику. Когда вы владеете информацией, основанной на фактах, историях и примерах, — вас выслушают обязательно».

4. Как стать успешным консультантом? Необходимо постоянное профессиональное развитие, открытый разум и адекватность в оценке собственных возможностей.

«Но консалтинг — это не просто «пришёл, вручил визитку и ушёл». Консультанту необходимы 1) логическое мышление, 2) умение постоянно совершенствовать знания, набираться опыта в своём деле и 3) готовность использовать любую появившуюся возможность показать себя. Это всегда, конечно, и риск, и ответственность. Но таков мой метод: если видишь, что можешь что-то сделать — бери и делай. Главное — грамотно оценить свои силы, чтобы не ухватиться за ту возможность, которую вы вряд ли потянете».

5. «Стратегия никогда не бывает правильной». Совет Николая Казанского, который можно выбить в граните на фасаде любого офисного здания. Необходимо всегда исходить из реального положения дел, а не опираться на догмы.

«В тот момент я мог пойти по проторённому пути уже налаженного, раскрученного и в то же время более прибыльного бизнеса с готовой командой. Для кого-то это могло бы стать хорошей стратегией. Но я уже привык работать по другому принципу, который по-английски звучит как It’s never right strategy. «Стратегия никогда не бывает правильной». Даже неважно, о какой именно стратегии идёт речь. Часто то, чему учат учебники и всевозможные бизнес-коучи, — это готовый набор правил, по которому следует действовать. Вот только правила эти либо давно устарели, либо изначально не работали, в итоге они приводят человека в тупик. С другой стороны, всегда можно найти оправдание: я, мол, выбрал не ту стратегию. Но в том-то и дело, что «той самой» стратегии не существует».

6. В обществе бытует мнение, что если человек хорошо разбирается в продажах машин, то он с легкостью справится и с торговлей продуктами питания. Автор книги «От ассистента до владельца бизнеса» Николай Казанский придерживается иного подхода. Чтобы управлять чем-то, необходимо в этом очень хорошо разбираться и знать различные аспекты своего дела. Частая смена мест работы не позволит этого добиться, так как не будет глубины погружения в предмет изучения.

«Приведу один из распространенных примеров заблуждений: студентов и молодых людей часто уверяют в том, что, научившись управлять каким-то одним бизнесом, они потом смогут руководить и любым другим. Глубоко убеждён, что это не так. Для того, чтобы по-настоящему хорошо управлять каким-то делом, нужно знать его в деталях. А для этого в идеале желательно поработать не только как руководитель, но и как исполнитель начального и среднего звена, чтобы понять все нюансы и тонкости бизнеса. Реальная жизнь может отличаться от книжных инструкций, и одна из основ успеха руководителя — именно понимание всех деталей бизнес-процесса».

7. Я бы хотел, чтобы многие российские бизнесмены придерживались совета, который в своей книге бесплатно дает Николай Казанский. Ответственность перед людьми – это самое главное в любом деле.

«Но вообще, если вы основали компанию — или купили её — то тем самым взяли на себя ответственность за своих сотрудников. А это значит — извольте, пожалуйста, вести бизнес прибыльно. Вам же нужно платить зарплаты, оплачивать аренду и прочие операционные расходы. Для этого необходимо зарабатывать, тогда и увольнять никого не придётся».

8. Раньше был популярен слоган «Имидж — ничто, жажда - всё». Но он хорош только для рекламы газированного напитка, а в жизни не всегда полезен, а иногда даже вреден. Разные бывают работы и профессии, но люди остаются людьми, и волей или неволей, обращают внимание на то, как собеседник выглядит. Поэтому опрятный вид – это то, что будет выигрышно выделять любого человека на деловых встречах.

«Прошу заметить, я не призываю вас пускать пыль в глаза. Дело в том, что предприниматели — люди рациональные и возможных партнёров всегда встречают по одёжке: когда человек выглядит бедно, с ним, скорее всего, не будут иметь никаких дел. Конечно, главное — результат вашей работы, а имидж — лишь приложение к нему. Крупные величины, вроде Стива Джобса, могли себе позволить носить свитера и рваные джинсы. Но если вы ещё не достигли такого масштаба и находитесь в начале карьерной лестницы, то двигаться по ней быстрее вам помогут дорогой костюм и машина премиум-класса. А с учётом того, что я ещё и жил на Рублёвке, то мог легко завоевать доверие той части наших клиентов, которая чувствительна к такому проявлению материальных благ. Не то, что я люблю кичиться — но в нашем бизнесе нельзя выглядеть неуспешным. Всегда нужно уметь показать: «Да, я успешный бизнесмен», а такие факторы, как дом, машина, дорогой костюм помогают это сделать быстрее».

9. Понятность и прозрачность в финансовых расчетах с сотрудниками – залог единства коллектива и успешной работы предприятия. Очень важно избегать ложных ожиданий в любом деле. Сотрудникам необходимо знать четкие правила, которые связывают объем работы и финансовое вознаграждение.

«Кстати, хочу подробнее рассказать о финансовой мотивации своей команды. Я сторонник подхода, когда сотрудники чётко понимают систему, по которой они получат вознаграждение. И когда начал конкурировать на российском рынке с другими компаниями из отрасли — нашёл лазейку. Дело в том, что многие конкуренты не привязывали бонус или вознаграждение сотрудника напрямую к финансовому результату сделки (или проекта, или работы департамента), а определяли его совокупным образом по итогам года. Получалось, сотрудник проигрывал в деньгах: либо руководство забирало его часть, либо находился аргумент, почему можно не платить работнику то, что он честно заслужил. Так вот, одним из преимуществ, которое я предложил людям, была конкретная формула получения вознаграждения. Сотрудники чётко знали, что у меня не будет возможности как-то повлиять на уменьшение или увеличение бонуса. Он чётко был прописан, и каждый член коллектива мог полностью сконцентрироваться на достижении результата».

10. Ставка на женщин – залог успеха. Бытует мнение, что многое в России держится на плечах женщин. Во многих сферах нашей жизни. С этим согласен и автор книги «От ассистента до владельца бизнеса» Николай Казанский.

«И ещё один из моих принципов, который я активно применял в Москве, хотя пришёл к нему ещё в Питере: уважай женский труд, ставь на женщин. Многие считают, что брать дам на работу — это всегда риск, ведь они могут уйти в декрет. Я же решил, что мы, наоборот, будем поощрять декретниц, и ввел правило, которого нет ни у кого на рынке, по крайней мере на рынке недвижимости: каждой женщине, которая работала более двух лет в компании, при выходе в декрет мы в течение полугода платим полную компенсацию заработной платы».