Что известно о новом романе Стужева?

В начале года достаточно громко прогремел литературный дебют Остапа Стужева – роман «Правила мерджа», о котором я неоднократно рассказывал и обсуждал его с участниками книжного клуба «Books&reviews». На встречах с читателями объявлял, что работает над второй книгой. Теперь это официально. Как рассказал мне сам автор, текст второй книги дописан и отправлен в редакцию. По самым оптимистичным прогнозам, роман «Золотые пилигримы» увидит свет к Московской международной книжной ярмарке в конце августа этого года, а может уже и осенью.

Но главное, что успел мне рассказать Остап, так это то, что одна из линий «Золотых пилигримов» будет посвящена одному из самых дерзких ограблений XXI века.

В начале 2003 года алмазную столицу мира – бельгийский город Антверпен потрясла афера итальянца Леонарда Нотарбартоло, который арендовал офисное помещение в здании Антверпенского алмазного центра. Долгое время Леонардо притворялся обычным торговцем алмазами, а потом их украл. В истории его личность навсегда будет ассоциироваться с ограблением века – добычей на 100 миллионов евро.

Исторический центр Антверпена (Бельгия), Photo by Marcus Loke on Unsplash
Исторический центр Антверпена (Бельгия), Photo by Marcus Loke on Unsplash

На подготовку всего дела у Леонардо ушло 18 месяцев. За это время он придумал как обойти все самые современные системы безопасности того времени, которые делали хранилище неприступным для грабителей. В здании Антверпенского алмазного центра находилось 189 ячеек клиентов, в которых хранились бриллианты, алмазы, различные ювелирные изделия и драгоценные металлы. Из них 123 ячейки были опустошены Леонардо и его подельниками. 

Бриллианты Photo by Edgar Soto on Unsplash
Бриллианты Photo by Edgar Soto on Unsplash

Первоклассные бельгийские детективы были в замешательстве, однако на следующий день после ограбления в полицию поступил звонок от местного охотника, который хотел пожаловаться на разбросанный мусор, ссылаясь на местных подростков, с которыми у него периодически возникали стычки. Охотник упомянул про конверты с печатью алмазного центра, что и привело детективов к обнаружению улик и злосчастному чеку за бутерброд, по которому удалось установить личность подозреваемого – им оказался Леонардо Нотарбартоло. В тот же день итальянца задержали, а в последствии арестовали и троих соучастников этого громкого ограбления. 

Леонардо приговорили к 10 годам заключения, однако через 4 года он был условно-досрочно освобожден c обязательством выплаты компенсации потерпевшим. В 2011 году его вновь объявляют в розыск за нарушение условий освобождения из-под стражи, а в 2013 году его задержали и отправили в тюрьму, из которой он освободился лишь в 2017 году. 

До сих пор остается множество вопросов, связанных с этим делом, не все подельники Леонардо были пойманы, а похищенные из хранилища ценности так и не были обнаружены.

Даже спустя 20 лет многие эпизоды этой истории остаются загадкой. Как поделился Остап Стужев, именно этим неизвестным эпизодам ограбления и его главным действующим лицам, ускользнувшим из рук полиции, он и уделил свое внимание в тексте. У меня складывается подозрение, что по своей прошлой работе Остап мог знать то, что так и не удалось выяснить европейским правоохранителям. И тут мы плавно приближаемся к личности самого автора, который, когда прошли сроки давности по многим описываемым в книгах событиям, решил о них рассказать в эпистолярном жанре.

Российские линии в новом романе Стужева

Зарубежная канва нового романа – интересна, но главными действующими лицами, как и в первой книге, будут русские люди с советским прошлым. Тут, признаюсь, Остап Стужев меня удивил. В качестве промо своего нового романа он выпустит серию рассказов, которые позволят глубже понять характеры главных героев: Ивана Сапунова с его флэшбеком из литейного завода, Елены и ее концерта, Эдика Филиппова с его школьными проделками и другими героями «Золотых пилигримов». Эти краткие яркие вспышки - эпизоды из жизни, которые очень четко их характеризуют.

Еще удалось узнать, что главным консультантом книги выступил могущественный ранее ближайший соратник Бориса Ельцина - Александр Коржаков, а над иллюстрациями к книге начал работу член союза художников России Юрий Иватько.

Иллюстрации Юрия Иватько из книги Остапа Стужева
Иллюстрации Юрия Иватько из книги Остапа Стужева "Золотые пилигримы"

Но самое интересное, что удалось вынести из беседы с автором, это то, что за ним стоит тайна. Он не так-то прост, как кажется на первый взгляд.

Что же мы знаем об Остапе Стужеве?

Это псевдоним, за которым кроется личность Ивана Зотчика – по официальной биографии в советские годы - спортсмена, инженерно-технического сотрудника на московском заводе, а затем сразу после развала СССР вице-президента одного из прогремевших  на всю Россию в 90-е и 00-е годы ЧОП РОДОН. Сейчас в 2023 году этот бренд уже мало кому известен, особенно среди молодежи.

Остап Стужев подписывает книгу, из личного архива автора
Остап Стужев подписывает книгу, из личного архива автора

Проведу дилетантскую параллель, которая сразу всё расставит по своим местам. В 90-е РОДОН был так же известен в силовых кругах, как и современные ЧВК. Сотрудники и тех и других – отставные силовики из разных организаций. Тогда, после развала Союза, из КГБ, разведки, милиции, пограничной службы и армии пачками увольнялись офицеры и специалисты с уникальными компетенциями. Многие из них к тому моменту уже имели за плечами боевой опыт в Азербайджане, Карабахе, Осетии, Ингушетии и Чечне.

Эти люди видели, что творится в стране и им это не нравилось. Поэтому они организовывались в ЧОП (частные охранные предприятия) и занимались различными вопросами. Часто такие ЧОПы были близки к различным финансово-промышленным группам, которые массово появлялись по всей стране. Для решения самых деликатных вопросов «олигархи» обращались к своим частным «армиям» в лице ЧОПов. В одном из самых известных ЧОПов и трудился будущий Остап Стужев. Ну как трудился, он им фактически руководил, будучи правой рукой основателя.

Поэтому сейчас книги Остапа Стужева изобилуют яркими детективными сюжетами, из которых сложно определить, что происходило в реальности, а что является фантазией автора. Где грань между правдой и вымыслом? Думаю, что уже и сам автор забыл.   

С нетерпением жду выхода новой книги, чтобы узнать, как связаны антверпенские бриллианты и литейщик Иван Сапунов.