Как возникла идея открыть свой проект? Чего не хватало на позициях топ-менеджера крупной компании?
Начнём со второго вопроса. На таких позициях всегда всего хватает, кроме свободного времени. Не открою большого секрета, но работа топ-менеджера — это не только очень интересно и прибыльно, это очень тяжёлый труд. Такая работа требует максимальной вовлечённости, она сопряжена с очень непростыми внутренними и внешними коммуникациями, с огромной ответственностью. Особенно когда акционерами поставлена задача что-либо создать, вывести на рынок новый проект или продукт, трансформировать то, что ранее было создано, но работало неэффективно. Или, что зачастую и бывает, достигать сразу нескольких целей одновременно. Заниматься при этом чем-либо собственным без ущерба основной деятельности — нереально. Поэтому мой проект возник и развивался как раз в перерывах между корпоративными вехами.
Сама концепция была придумана в конце 2020-го в момент между волнами пандемии, которая очень сильно изменила рынок: многое, что вынужденно появилось во время пандемии в онлайне, в итоге так в онлайне и осталось, сформировав, по сути, новые рыночные ниши и перераспределив сегменты потребления. Но остались сегменты, которые в онлайн так и не переместились на 100%.
Возьмём для примера бизнес-форумы или бизнес-сообщества. Ключевыми плюсами таких форматов являются расширение своих связей, возможность вживую послушать известных бизнесменов, понять их историю успеха, сделать выводы из совершённых ошибок. Минусы у бизнес-форумов тоже есть. Это закрытое комьюнити с высокой стоимостью резидентства (которое далеко не всем по карману), а также и геолокация.
Людям не из Москвы очень тяжело дотянуться до интересующего их эксперта вживую. Хотя одного часа в онлайне вполне могло бы хватить для презентации, например, собственной идеи. При этом, на мой взгляд, абсолютно очевидно, что любые новые идеи категорически нельзя озвучивать сразу публично. Их надо проговаривать один на один, лицом к лицу именно с тем, кто действительно имеет необходимые компетенции, схожий опыт работы в той или иной сфере и может поделиться им с тобой. В этом случае идея имеет все предпосылки быть правильно услышанной, в достаточной мере изученной, а онлайн-формат коммуникаций даёт возможность получить если не наставничество, то как минимум персональную аргументированную критику, те или иные замечания или дополнения. Причём в удобное время, в удобном месте, без каких бы то ни было ограничений, в том числе географических или пандемийных.
И осознав в тот момент эту проблематику, я понял, что на рынке должна быть такая онлайн-платформа, которая подчеркнёт все плюсы персонального наставничества и нивелирует все минусы офлайн-общения.
Платформа, где любой человек (неважно, из какого города или страны) может получить у релевантного его запросам эксперта приватную профессиональную онлайн-консультацию на любую тему, причём за ту цену, которую сформирует сам эксперт.
Так как любое чужое время — это деньги.
Откуда появилась идея добавить в проект функциональность с благотворительностью? Это какая-то личная история?
В 2021 году я впервые как CEO достаточно публичной компании столкнулся вплотную с практикой корпоративной социальной ответственности, которой очень большое внимание уделяют абсолютно все структуры Газпром-Медиа, в том числе, конечно, и Rutube, который я тогда возглавлял. Во время участия в форуме «Мы вместе» мне посчастливилось познакомиться с некоторыми благотворительными фондами, узнать их структуру, смысл существования и понять, какую колоссальную работу они выполняют. На меня произвело очень сильное впечатление то, что в нашем мире, в противовес пропаганде крайней формы эгоизма, есть структуры, миссия которых абсолютно противоположна: они живут и работают, чтобы помогать. Для других и во имя других.
Я был поражён объёмом и масштабом волонтёрства, уровнем сил и энергии, которые в это вкладываются. А ещё тем, какие сложности они преодолевают в области оказания адресной помощи нуждающимся. Благотворительные фонды делают светлое и благое дело, у них очень ограниченные механизмы привлечения пожертвований. Именно участие в форуме «Мы вместе» и разделило мои взгляды на до и после. Где как раз после я и принял решение, что если я всё же когда-нибудь и явлю на свет свой проект, то он будет не только коммерческий, но и обязательно направленный на развитие КСО и на продюсирование личной социальной ответственности у пользователей платформы.
В итоге это и стало одним из основных механизмов функционирования моего проекта.
Почему люди сейчас должны задумываться о благотворительности?
Мы сейчас живём в очень непростое время, где количество нуждающихся в помощи растёт даже не ежемесячно, а ежедневно. На мой взгляд, каждый осознанный человек, вне зависимости от профессии и занимаемой должности, сегодня должен задумываться не только о том, как самореализоваться, сформировать и монетизировать, например, свой личный бренд, но также и о том, где и как своей деятельностью помочь тем, кто в этом остро нуждается.
Основная миссия Face2Face — продемонстрировать, что изменить мир вокруг себя может каждый из нас, просто конвертировав своё время и знания в помощь выбранному благотворительному фонду.
Как воспринимают предложения о партнёрстве благотворительные фонды? Видят ли они в платформе полноценный инструмент привлечения пожертвований?
Все воспринимают и оценивают по-разному. Механизм pro bono пока непривычен для нашего рынка. Я пришёл в первую очередь к тем благотворительным организациям, с которыми был знаком ещё по работе в корпоративном мире, и через них вышел уже и на их коллег. Сам общался с фондами, рассказывал им о концепции и смысле проекта. Кто-то отказался, и это их полное право. А кто-то воспринял очень позитивно, и мы с ними сейчас взаимодействуем. Это фонды «Правмир», «Дети-бабочки», «Друзья» и «Фонд борьбы с лейкемией», которым я очень благодарен.
Я думаю, на текущем этапе все они больше поверили лично в меня и в перспективность миссии Face2Face. А теперь уже мне предстоит доказать, что сервис — это полноценный инструмент, в том числе и для привлечения пожертвований, работающий везде, где есть интернет. Я уверен, что многое из запланированного обязательно получится.
Как благотворительному фонду стать партнёром? Какие критерии будут учитываться при подаче заявки на партнёрство?
На платформе есть возможность оставить заявку на любое партнёрство с нами, включая инвестиционное. Мы всегда реагируем на каждое обращение и вместе ищем механизмы win-win-взаимодействия. Из критериев для меня лично важно, чтобы фонд занимался адресной помощью и его помощь нуждающимся была подтверждена. У каждого благотворительного фонда есть сайт, благодаря которому понятна его направленность и миссия. И прежде чем принять решение о взаимодействии, мы, конечно, изучаем их отчётные документы, все они публичные, доступны не только на сайтах фондов, но и на ресурсах Минюста. Есть и фонды, с которыми мы ведём переговоры. И я уверен, что в обозримой перспективе список фондов на нашей платформе значительно расширится.
Недобросовестные спикеры платформы могут подорвать доверие к стартапу как у пользователей, так и у фондов-партнёров. Как планируете выявлять псевдо экспертов и откровенных шарлатанов?
Сейчас, в режиме MVP и опытно-коммерческой эксплуатации, мы работаем со спикерами только по благотворительной схеме. В ней любое шарлатанство по определению сведено к минимуму, так как на платформе эксперт (или, в нашей терминологии, спикер) юридически является волонтёром выбранного им благотворительного фонда. С точки зрения дальнейшей эволюции проекта мы планируем, безусловно, запустить монетизацию для экспертов, но при этом благотворительный механизм сохранится навсегда.
Использовать платформу в благотворительном режиме может любой желающий как физлицо уже сейчас. Но для того чтобы монетизировать свои таланты или экспертизу, нужно иметь ИП, расчётный счёт в банке, необходимы договоры-оферты со слушателями, а также подключённое расчётно-кассовое обслуживание и облачный терминал для фискализации оказанных услуг. Все эти инструменты мы планируем предоставить.
При этом на платформе будет внедрена система рейтингов и отзывов, такая же, как на уже известных агрегаторах и маркетплейсах, где недобросовестные продавцы рейтингуются отрицательными «звёздами» и в случае получения жалоб и подтверждения их обоснованности навсегда блокируются на платформах.
Таким образом, благодаря сочетанию этих факторов мы сможем с достаточно высокой вероятностью выявлять и отсеивать гипотетических мошенников.
У вас есть идея помогать экспертам площадки с регистрацией ИП, ООО, самозанятостью. Насколько это эффективно, когда существуют такие федеральные проекты, как «Мой бизнес», службы соцзащиты, цифровые сервисы налоговой, которые обязаны по своим функциям заниматься этим вопросом?
Да, такая идея есть, и об этом я рассказал выше. Спикеры смогут с помощью платформы отправлять заявки на открытие ИП и счёта в банке, совместно с платёжной системой подключать расчётно-кассовое обслуживание, в том числе для фискализации оказанных услуг. Всё это мы предложим пользователям совместно с партнёрами, с которыми сейчас ведём переговоры. Помимо встроенных инструментов транзакций, обработки и сплитования платежей, ВКС-связи, календаря и рабочего кабинета, будут и все необходимые оферты, позволяющие спикеру самостоятельно оказывать легальные услуги потенциальному покупателю.
Но это не является конкуренцией с перечисленными вами федеральными проектами, это консолидация всех необходимых действий в режиме одного окна. Так уже делают, например, банки, предлагая своим клиентам онлайн-открытие ИП вместе с расчётным счётом и подключённым банковским обслуживанием. Существующие цифровые государственные сервисы фундаментальны и незаменимы.
Как платформа защищена от утечки данных? Насколько надёжна платёжная система? Как проходило тестирование?
Тестирование не проходило, а происходит сейчас. Именно для этого существует стадия MVP и опытно-коммерческая эксплуатация. Мы принципиально не делали акцент на дизайне, каких-либо «бантиках и вишенках на торте». Было важно понять, как функционирует собранная на базе микросервисной архитектуры платформа в условиях, приближенных к боевым. При этом мы уже сейчас используем комплексный подход к вопросу безопасности данных, начиная с базового набора инфраструктурных решений: это размещение в сертифицированных центрах обработки данных, это непрерывное отслеживание и обновление системного и прикладного программного обеспечения чтобы оперативно реагировать на обнаружение уязвимостей и предотвращать атаки. Все транзакции осуществляются на стороне нашего партнёра — платёжной системы Payselection. Сервис связан с пятью российскими банками-эквайерами, использует каскадную модель переключения банковских шлюзов. Payselection принимает к оплате все виды банковских карт, работает с Системой быстрых платежей, а также Яндекс Пэй и МТС Pay. Безопасность проведения платежей соответствует высочайшему стандарту защиты данных платёжных карт PCI DSS.
Платформа создана исключительно российскими айтишниками. То есть проект можно отнести к категории импортозамещающих. Пробовали обратиться в Минцифры за поддержкой?
Да, вы правы. Проект создан в России, у него отечественный основатель и российский менеджмент. Наши партнёры — это российские IT-компании Escape Tech и VideoMost, мы используем облачную инфраструктуру Yandex Cloud и работаем с отечественной платёжной системой Payselection. Мы, конечно, планируем получить аккредитацию профильного министерства как российская IT-компания, но прежде нам нужно перейти из стадии опытно-коммерческой эксплуатации и MVP в стадию Product Core, выявить и устранить все недочёты, протестировать и дополнить необходимые функции.
Алексей, вы работали в IT-компаниях, где наверняка использовались зарубежные продукты. Насколько российские айтишники сейчас способны создать полноценный продукт?
Очень широкий вопрос. Я действительно работал в крупных IT-компаниях. И действительно, во всех компаниях исторически использовались и, если быть честным, скорее всего, продолжают использоваться зарубежные IT-решения. Как минимум это различные операционные системы на ПК, ноутбуках и смартфонах. Сети передачи данных исторически строились на базе зарубежных вендоров, а большинство корпоративных и клиентских сетевых устройств были произведены не в РФ. Это относится и к биллинговым решениям, различным системам и подсистемам CRM и, конечно, ERP. При этом миграция на отечественные решения уже происходит и рано или поздно окончательно случится. При существующей рыночной и политической конъюнктуре это неизбежно. Но быстрым и простым этот процесс однозначно не будет.
Насчёт российских айтишников и их способностей. Давайте для примера посмотрим на российские онлайн-кинотеатры. По IT-коду, дизайну и функциональности они ничем уже не отличаются от якобы премиальных Netflix, Apple TV или Amazon Prime. И даже во многом превосходят западные аналоги за счёт экосистемности некоторых игроков с точки зрения пользовательского опыта и финансовой доступности размещённого контента. Единственная разница только в качестве этого контента, но и тут мы тоже совершили очень сильный скачок.
Если взглянуть на видеохостинги, то сейчас очевидно, что месячная аудитория российских игроков (Rutube, VK Видео, Дзен, NUUM) значительно превосходит MAU единственного зарубежного аналога. Ещё 3–4 года назад такого развития событий представить было бы невозможно.
Давайте посмотрим на мобильные приложения и онлайн-сервисы Сбера, Т-Банка или Альфа-Банка: они, на мой взгляд, вообще одни из лучших в мире с точки зрения дизайна, пользовательского опыта, онлайн-функций и безопасности.
Можно взять для примера любые продукты экосистем Сбера, МТС, Яндекса, VK, различные умные колонки, сервисы такси, каршеринга и аренды велосипедов или самокатов, онлайн-сервисы доставки готовой еды и продуктов, маркетплейсы Wildberries и Ozon, логистические сервисы СДЭК, онлайн-сервисы «большой телеком-четвёрки», «Госуслуги» и сервисы ДИТ г. Москвы или даже Telegram.
Всеми перечисленными сервисами ежедневно пользуются десятки, если не сотни миллионов пользователей, и все эти сервисы, продукты и платформы, действующие экосистемы — это результат труда именно российских разработчиков.
Почему на платформе надо регистрироваться прямо сейчас? Какие выгоды получат те, кто рискнул зайти на площадку в тестовый период?
Вход и регистрация на Face2Face являются бесплатными и безопасными, никакого риска нет. Почему на платформе надо регистрироваться прямо сейчас — этот вопрос был бы уместен, если бы Face2Face был маркетплейсом, продавал что-либо с 99%-м дисконтом, устраивал аукционы, «чёрные пятницы» или распродажи. (Смеётся.) Мы этого делать не планируем.
У нас только сам спикер определяет стоимость своего времени, только он выбирает фонд, которому хочет помогать.
Формат «ярмарок тщеславия» при наших вводных, на мой взгляд, не сильно уместен.
К кому из заявленных на площадке экспертов Алексей Назаров сам записался бы на консультацию?
Я могу порекомендовать только тех спикеров, с кем я лично знаком, с кем работал и взаимодействовал.
На Face2Face есть, например, восхитительная Ксения Телешова — журналист, телеведущая, эксперт по влиянию и речи, автор книг и собственных тренингов по личностному росту, автор благотворительной инициативы «Дети вместо цветов». Записаться к ней на личное наставничество, насколько я знаю, можно только уже на следующий год, при этом благотворительные сессии Ксении уже доступны на Face2Face.
К нам присоединилась Карина Мельникова — бизнесвумен, которая сейчас управляет достаточно внушительным бизнесом, причём совсем не в женской отрасли. Она на 100% self made, создала себя сама без какого-либо протектората сверху, чем вызывает моё личное восхищение. При этом Карина продолжает развиваться и искать новые точки роста уже в других отраслях, не забывая и о благотворительности. Уверен, что её опыт, личный пример и история успеха могут быть интересны и релевантны для очень и очень многих. И не только в Москве.
На платформе есть Бари Бариевич Алибасов, человек, с которым я знаком, наверное, лет 20, но вижусь, к сожалению, очень редко. Несмотря на свой, скажем, весьма эпатажный медийный образ, Бари — прекрасный коуч и мотиватор, великолепный и опытный ведущий бизнес-тренингов, в первую очередь в области продаж и маркетинга. Уверен, его скилы в сочетании с медиаопытом будут весьма интересны и востребованы.
У нас есть Владимир Данкин. Это прекрасный тренер-консультант, корпоративный антрополог, ведущий и разработчик бизнес-сессий, форумов, бизнес-игр, куратор центра экспертизы «Корпоративная культура» в Тренинг-Бутике. А ещё тот человек, которого я поздравляю каждый год с Днём учителя. Он был моим руководителем и наставником в маркетинговой дирекции «МТУ-Интел». Мы вместе запускали проекты «Точка.Ру» и «Стрим», строили и запускали телекоммуникационный бизнес в Донецке и Донецкой области, он помогал мне с WIFIRE в «Мегафоне», да и в остальных проектах тоже всегда был рядом. Но так как он всегда очень занят, мне кажется, проще купить у него часовую консультацию и пообщаться по видео. (Смеётся.)
К слову, я бы рассказал ещё о тех спикерах, с кем бы лично мечтал пообщаться и кого хотел бы увидеть на Face2Face. Я бы с удовольствием приобрёл время для общения с Германом Оскаровичем Грефом, Павлом Дуровым и Артемием Лебедевым. Я бы с огромным желанием пообщался с Мариной Мелией и с Виктором Пелевиным. Ну и конечно, с Президентом России.
Я отдаю себе отчёт, что это мои мечты и таким людям заработок через онлайн-наставничество не сильно интересен ввиду огромной загруженности. Но тем важнее благотворительная часть нашей платформы. Когда взаимодействие спикеров такого уровня и слушателя конвертируется в помощь тому или иному фонду, ценность и смысл такого взаимодействия возрастают для всех участников сессии. Ну и вдруг мои мечты осуществятся. (Смеётся.)
А на какую тему даст консультацию Алексей Назаров тем, кто запишется на встречу с ним на платформе?
Я готов пообщаться на любую тему, которая будет интересна слушателю и при этом будет соответствовать моей экспертизе и моему опыту. Я прошёл большой и интересный путь в корпоративном мире, придумал и запустил ряд цифровых продуктов на массовом рынке, которые стали многократными лауреатами премий «Инновация года» и «Большая Цифра»; я руководил большими продуктовыми и маркетинговыми командами, создавал, защищал и исполнял коммерческие стратегии развития в крупнейших технологических компаниях. Пережил собственную, очень непростую личную трансформацию и в итоге запустил свой стартап, по дороге наступив на всевозможные грабли (Смеётся.), являюсь ментором нескольких проектов, помимо собственного.
Мне кажется, мой опыт может быть весьма интересен.
В вашей карьере бывали взлёты и падения. Какие уроки вы вынесли на своём профессиональном пути?
Без поражений и падений никаких новых побед и новых взлётов не бывает. Это относится не только к бизнесу, но и к учёбе, спорту, личной или семейной жизни и ещё к очень многим жизненным сферам. Никому не удавалось выигрывать всю жизнь.
Но именно чередование успехов и неудач с обязательным их последующим анализом, пониманием причинно-следственных связей и выводит человека на следующий жизненный уровень. Главное — не почивать на лаврах и никогда не опускать рук.
Кроме того, важно всегда выносить уроки не только из промахов, но и из успешно достигнутых целей. Что последует за очередной победой (зачастую мимолётной) и какие перспективы откроются после тех или иных поражений — далеко не очевидная и неоднозначная история.
То, что выглядело в PR-поле внезапно удачным решением, может обернуться в перспективе стратегическим бизнес-провалом. А то, что казалось провалом в сиюминутной ситуации, в перспективе может трансформироваться в фундаментальный успех, причём с совершенно неожиданной стороны.
А относительно уроков — это тема для отдельного разговора или для видеосессии. (Смеётся.) Их, уроков, очень много было за мою карьеру.
Но всё же есть две фундаментальные мудрости, которым научила меня жизнь, и их можно описать двумя всем известными цитатами.
Во-первых, надо стараться «быть, а не казаться», а во-вторых, очень важно помнить, что «успех — не окончателен, а любые неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать».