Когда я приезжаю в Италию, не важно, что это за город, я знаю, что я дома. Каждая деталь, от цвета домов и ставень, запаха кофе и звенящего Bialetti, ругани бакалейщика и звука сирен вперемешку со звоном колоколов, фырчащей Vespa и новенькой Fendi, создают ощущение страны и культуры. Они формируют тот самый Made in Italy, состоящий из «четырех A»: Abbigliamento (одежда), Agroalimentare (еда), Arredamento (мебель) и Automobili (автопром). 

Идея создания национального бренда, включающего в себя различные характерные товары, маркированные своего рода знаком качества, не нова. Но кажется, что именно у Италии это получилось лучше всего, ведь приезжая в любой городок на краю земли, вы найдете пиццерию или итальянский ресторан. Это экспансия культуры через еду: понятную, дешевую и вкусную. Следующим уровнем идет дизайн. Не каждый может его себе позволить, поэтому появляются реплики, подделки, а торговцы отчаянно уверяют, что это платье (сумка, лампа, кресло…) сделаны в Италии. Принадлежность к стране, ее культурному коду становится знаком качества и брендом, который продается. А как у нас? А что мы? Любимые все вопросы. 

Выставка «Придумано и сделано в России»
Выставка «Придумано и сделано в России»

Россия, как и многие европейские страны, задумалась о своей идентичности после Наполеоновских войн, когда закончилась гегемония французской культуры. Национальные промыслы, образы, материалы, сказки и былины, изучение своего «народного» языка — характерные движения середины XIX века, завершившиеся формированием национальных идей, в том числе визуальных. Так появляется русский стиль — наша попытка узнать и полюбить свой народ и самобытную культуру, доселе неизведанную. 

Успехи нашего промышленного дизайна на мировых выставках, по стечению обстоятельств как раз Парижских, вдохновляли. Стоит напомнить, что один из самых понятных русских символов — матрешка — был придуман в 1890-х и представлен в Париже в 1900-м году, где игрушка получила золотую медаль. «Русское» изобреталось с невиданной скоростью. Врубель, Васнецов, Рерих, Шехтель, Монигетти, Билибин, Головин, Коровин — все это герои, создававшие новой мир, новый образ России, разрушенный в 1917 году и пересобранный также быстро и, возможно, более успешно. Авангард, новый мир, новое все, новая жизнью, новая архитектура, новый быт, новый человек и новая страна. Новый дизайн. «Квадрат» Малевича, а позднее «Рабочий и колхозница» Мухиной стали новыми символам этой культуры. 

Только в отличие от Италии, это было «высокое» искусство — манифест и образ, не просто то, чем человек пользуется в своей жизни. Выходит, что селедка под шубой («Шовинизму и Упадку — Бойкот и Анафема») или граненый стакан той же Мухиной могут соперничать с макаронами или венецианским стеклом несмотря на то, что они не про радость и гедонизм, а идею и функцию. Но нам так хочется красоты, уюта, тепла и спокойствия, маленьких радостей. Тогда и сейчас.

Выставка «Придумано и сделано в России»
Выставка «Придумано и сделано в России»

Ориентация государства на «нечеловеческий» масштаб поставила советский дизайн в сложные условия, ведь, если проектировать чайники как танки — тут уж не до красоты. Культурный код советской страны: ракеты, танки, балалайка, шахматы, балет, космос, матрешка (остаток «русского») и воспитание «идеального» человека. Советский Союз распался, родилась новая Россия. Советское стало ассоциироваться с неудобным, некачественным. «Совок» — одним словом. И вот тут начинаемся мы. Попытки понять все же, кто мы, где мы, куда мы идем. Другими словами, пересобрать «российский» культурный код. 

Лучшее и самое важное из того, что сделала Ельцин, на мой взгляд — это изобрел слово «россияне», собрав под одним зонтиком русских, татар, дагестанцев, бурят и пр. Но что значит «российский»? Это не русский стиль, потому как мы должны думать о национальных культурах регионов. Это не советский стиль, хотя ностальгия по нему наметилась последние годы. Не авангард, потому как холодный и интеллектуальный…. Но что-то должно быть. Ведь мы, как и в середине 19 века, находимся в условиях гегемонии «чужой» культуры, где культурный код пронизывает нашу повседневную жизнь. 

А что русского или российского в моей рутине? Я так и не поняла, но очень хотела бы найти. Айфон (желаемый, дорогой, неудобный, но символ принадлежности к определенной культуре), в наушниках играет Madonna, я сижу печатаю по клавишам новенького планшета Microsoft и попиваю пятую чашку американо… Ничего не нашлось, но я отчетливо помню, что в Лондоне мне ужасно не хватало огурцов, баранок и «Анны Карениной». 

О том, что значит «русский стиль» и как проявляется культурная идентичность в творчестве, я спросила создателей и героев выставки «Придумано и сделано в России».

Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Мы были первым государственным музеем, кто начал целенаправленно собирать российский предметный дизайн. Музею многое нужно было понять в этом поле, поэтому мы учились вместе с приглашенными экспертами. Мне кажется, это самое простое и самое крутое — придумать конкурс. Мы определили угол нашего «коллективного» выбора. И, спасибо экспертам, получили широчайший срез дизайна в стране. В общей сложности у нас было более 2000 заявок из 100 городов. От года к году мы меняли экспертов и жюри, чтобы получить максимально объективный выбор. Сейчас в нашей коллекции более 100 предметов. Цель проекта — поддержка дизайнеров. Это большая совместная работа и музея, и экспертов от большой любви и страсти к делу участников.

За 6 лет мы, действительно, «выросли». Было много споров, обсуждений, что именно собирать и что показывать. Надо ли искать в каждом предмете «русскость», и какой он, этот «русский код». Уже ко второму конкурсу мы стали смотреть на тему дизайна шире, а в 2022 окончательно утвердились: российский дизайн — это не про национальность и не про географию. Дизайнеры — да, а дизайн — нет. 

Всероссийский музей декоративного искусства
Всероссийский музей декоративного искусства

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства

Наша сугубо музейная задача — формирование музейного фонда предметного дизайна — переросла в масштабный всероссийский смотр отечественного дизайна и оценку потенциала наших креативных индустрий. Сегодня, подводя итоги третьего всероссийского конкурса «Придумано и сделано в России», мы видим яркие примеры успешного взаимодействия творческих идей высококлассных дизайнерских решений и заинтересованного производства. Часто поразительный эффект дает применение традиционных материалов и технологий. Сегодня это особенно интересно, так как дизайн, осуществляя функцию удобства и пользы, также может нести культурный код, отражая во всем многообразии традиции нашей страны.

Петр Сафиуллин, стул «Урындык»
Петр Сафиуллин, стул «Урындык»

Петр Сафиуллин, архитектор, дизайнер интерьеров и основатель мебельного бренда Yaratam Design

Я не могу сказать, что такое национальная школа дизайна. Если говорить про всё постсоветское пространство, то я чувствую, что именно национальные школы, только формируются. И главное отличие дизайна Москвы от дизайна Казани, именно в степени сформированности. Москва прогрузилась процентов на 30% только за последние три года, а Казань на 3%.  

Татарские традиции, для меня это в первую очередь про быт людей, то что я видел своим глазами и слышал своими ушами. Это сильно отличается от того, о чем пишут в учебниках. На самом деле, традиция — это не константа, она меняется постоянно. Может незначительно, но постоянно. И вот этот процесс я и интерпретирую, процесс метаморфозы традиции. Четыре года назад, никто не видел в наших предметах, ничего татарского, а сегодня это для многих очевидно.

Наталья Любимова, художница

Я счастлива, что русский стиль становится всё более популярным. Не нужно путать его с тем сувенирным китчем, образчики которого предлагают туристам. Русский стиль — о другом: он о наших корнях, традициях, о красоте народной души. Он не такой вычурный или примитивный, каким многие его представляют, и совсем не «нафталиновый».

Работы художников и дизайнеров, выполненные в русском стиле, выглядят не просто актуально, а даже остро модно. При всей своей эффектной декоративности эти предметы зачастую носят вполне прикладной характер и органично вписываются в современный интерьер.

Наталья Любимова, Набор «Оттепель» (слева). Татьяна Приставка, Ваза Blue Series (справа)
Наталья Любимова, Набор «Оттепель» (слева). Татьяна Приставка, Ваза Blue Series (справа)

Татьяна Прыставка, художник и дизайнер

Основные ингредиенты этой серии: форма и цвет. Формально я решила создать вазу, как фрагменты цепей, только из шаров. Можно представить, как они дублируют себя и выстраиваются в бесконечный паттерн. Синий цвет для меня имеет примерно такое же символическое значение. В момент, когда я задумала эту работу, я была увлечена теорией цвета и синий показался мне самым богатым на истории. Помню, я тогда пересмотрела все документальные фильмы об Иве Кляйне, «Синеты» Мэгги Нельсон тоже произвели на меня большое впечатление. Многие деятели искусства так или иначе осмысляли этот цвет, и я решила к ним присоединиться. К тому же это была зима, Петербург и легкая меланхолия.

А насчет национальной принадлежности стиля: не очень люблю такие широкие обобщения. За каждой работой стараюсь видеть автора и его личный бэкграунд.

Антон Духанин, Олег Духанин, комод «Танец»
Антон Духанин, Олег Духанин, комод «Танец»

Антон Духанин, ремесленник

Основная проблема восприятия традиционного искусства современным взглядом в его утилитарности. Лаковая палехская шкатулка — это красиво, но люди стали слабо представлять в чем ее функциональность. Нашей задачей, как носителей этой культуры, было — найти способ перейти к актуальному искусству, сохранив исконные традиции. Мы обратились к истокам российского, европейского и японского дизайна, что подало идею объединить классический палех с предметами интерьера. Для нас именно это стало выходом к актуальности.

Исконно традиции русского дизайна сохранились в иконописи, лаковых миниатюрах. В современных работах мы этих корней не видим. Так чем он отличается, что делает его «русским»? На наш взгляд, эти корни были потеряны. Именно поэтому мы решили придать предмету дизайна «русское лицо». Теперь, когда перед всем обществом встал вопрос «кто же мы такие, что и о чем» — это особенно актуально и востребовано. Лаковая миниатюра показывает сцены русского быта, труда, ратные подвиги богатырей и любовь. Это чистые и знакомые всем ценности, которые нельзя подменить. Может быть, поэтому эта классика будет вечной. Для нас это, традиционное достояние и тот самый русский стиль, которые демонстрирует себя не только в дизайне, но и в жизни.

Диана Воуба, серия «Алфавитяне»
Диана Воуба, серия «Алфавитяне»

Диана Воуба, художница, график

Русский стиль — это квадрат Малевича, путь от народного творчества и древнерусской иконы к новому русскому космизму. 

Форма определяет содержание. Поэтому даже у высокотехнологичных изделий нет должного успеха на рынке из-за плохого дизайна. Промышленный дизайн — это симбиоз искусства и индустриальных технологий. Необходимо совмещение богатейшего культурного наследия с тенденциями мировой творческой мысли, переосмысление традиций с целью последующего формирования нового образа.