Говорят, что Москва — «лучший город Земли». И я согласна, конечно. Но лучшим городом Вселенной, бесспорно, является Суздаль. Что говорить, земля сия — квинтэссенция всего приятно-русского, что мило и понятно творческой интеллигенции во внутренней иммиграции. Тем, кто прильнул к корням и стараются сделать «скрепы» более человечными. Суздаль — хипстерская Русь уже не по сходной, но все еще приемлемой цене, предлагающий весь спектр Московских радостей, помимо косметологии и медицины.
Каждый год для поддержания мировой гармонии и внутреннего мира я еду в Русь. Однако не вся Русь приемлема, понятна и хороша для меня. Сердце жаждет полей, берез и просторов в сопровождении миндального латте и безглютенового расстегая вкупе с бесперебойным интернетом. И чтоб была завалинка, но с художественно развалившемся бревном, из которого прорастает «московское разнотравье». Все это есть в Суздале. Возможно, поэтому цены за «живописные развалины» сопоставимы со столичными, но это нас не останавливает. Мы едем.
Лучше всего добираться на электричке до Владимира, там кланяться фрескам Рублева, покупать гусевский хрусталь и мчать обедать в «Лепоту». Удивительно, что Владимир, кроме Рублева, предложить ничего дельного не может. Каждый раз мы останавливаемся только поклониться фрескам. В то время как Суздаль, не имея великих имен, предлагает просто жизнь, атмосферу и русский вариант dolce far niente. Здесь завтрак по-московски перетекает в променад, обед в чаепитие, стремящееся к аперитиву, а дальше ужин, который никак нельзя пропустить. Кажется, что хождение от одного места до другого может утомить. Отнюдь, ведь оно приправлено отменной культурной программой, достойной столицы Вселенной.
Для разминки после завтрака мы зашли за кофе в центр «Мира», открытый прошлым летом, чтобы посмотреть выставку о Тонино Гуэрра. Местные проекты всегда изумительно тонко соединяют современное искусство с классикой, как и сама архитектура здания. Тонино знал, еще тогда, что Суздаль — лучший город, и наведывался сюда погостить со своей русской женой Элеонорой. Работы Гуэрра, Параджанова и Эйзенштейна переплетаются с Кориной и Кириллом Кто. Кажется, что все скорее фантазийно, атмосферно и пронзительно нежно. Теперь эту выставку сменил «Цех Шума» Юрия Марина под кураторством Петра Айду, которые экспонируют звук как материальный объект. Старые детали мебельной фабрики обрели вторую жизнь в инсталляциях Марина. Теперь они, по словам автора, «не должны создавать ничего полезного для человека, только шум». Фактуры, формы, звук и цвет сливаются в единое, волшебное и непривычное. Упоминая эти два последних проекта, я хочу отметить в первую очередь их исключительно столичное качество, достойных не только Москвы, но и Берлина, например.
Культурный центр стал логичным продолжением развития проекта Казарновской и Попова «Река Мира», туристско-образовательного маршрута по Нерли. Идея в движении, общении, обмене новыми идеями и мыслями, изучении родного края и его культуры, то есть изучении и осмыслении себя. В этому году и мне посчастливилось поучаствовать в сплаве с ребятами — это было классно! Долго собираешься, наряжаешься, гребешь и плывешь, останавливаешься на купания, беззаботно болтаешь о том, о сем, а просторы проплывают мимо. Последние годы я стараюсь оставаться на лето в Москве, чтобы как раз покататься по родным городам и весям. Смотрю каждый раз на эти просторы…. Далекие, красивые, такие глубокие…. Дух захватывает и улыбаюсь. Вот и на Нерли смотрю, а наглядеться не могу никак. Лепота!
Финалом нашей поездки был большой обед в поле, где местные жители, партнеры программы, накрыли стол. Тут были и суздальские огурцы, разносолы, картошка, компот самодельный как у бабушки, пирожки…. Все такое родное и любимое! Сидишь в поле, смотришь на реку и хрустишь, обсуждая судьбы мира или Чехова, что в целом едино. Что понравилось в этой затее: работа с местным населением. Собственно, это изначально и было одной из задач — познакомиться с локальным, выстроить диалог, помочь развитию предпринимательства на местах, и, конечно же, интегрировать культуру везде. Так появился скульптурный парк и еще несколько форматов. Приятно то, что проект живет, развивается, и это не спущенная сверху директива, а инициатива снизу — просто людей, талантливых, думающих, горящих идеей сделать этот мир лучше.
Другая инициатива «снизу» — это империя Дымова, который, строя дачу, нашел черепки, да так увлекся, что открыл керамическое производство, а потом и много всего еще. Сейчас основное место встреч — гостиный двор или более модный (на манер Патриарших) «Агроном». Здесь в любое время встречаешь друзей-москвичей, приехавших на спектакль, концерт, перфоманс, выставку, да на День Огурца, в конце концов! Инициатива и деятельность Дымова более коммерческая, но ведь бизнес — это и есть дыхание жизни, оживление всего вокруг, создание нового, помощь людям и запуск энергии в окружение. Рядом с ресторанами обнаружился новый магазин с рукоделием, где я сразу же нашла много всего совершенно необходимого: типа скатерти с зайчатами и зеленых свеч… были еще и зеленые тапочки, но я решила сделать небольшую паузу. А то каждый раз из Суздаля везу чемодан ценных ценностей. В этом году Дымов открыл еще и «Чайную», где мы великолепно в первый же вечер откушали чаю с варениками. Чаепития предлагают разнообразные: от чайных церемоний до традиционного самовара. Сразу же при входе очередной сувенирный магазин с чаями, пастилой и прочими девичьими радостями. Все красиво, нежно и с бантиками.
Покупки я люблю делать на рынке — это моя стихия. Во-первых, всегда на углу Гостиного двора сидит бабуля с пирогами, а это лучшая суздальская еда. Пироги эти с морковкой, тушеной в оливковом масле, капустой и яйцом, мясом, луком и яйцом невозможно пройти мимо. А за пирогами сворачиваешь вниз на сам рынок. Тут и копченая рыба, и домашнее мыло с травами, можжевеловые доски, свистульки и немного антикварного безумия. Моя первая покупка искусства была как раз здесь. Это икона Архангела Гавриила начала века, немного наивный, немного авангардный список, который покорил мое сердце. Так он и живет у меня.
В эти выходные нам также повезло попасть на спектакль/балаган/тотальную инсталляцию — экранизацию по Чехову, также организованной командой Мира. На сутки одна из полуразрушенных изб стала приютом декаданса и героев Антон Палыча. Абсолютно серьезно, двадцать четыре часа юные актеры Фомичихи жили и были в этой покосившейся избе, пили чай из самовара в саду, валялись на завалинке, качались в гамаке, пили, угощали баранками, вальяжно ходили по грязи (благо с дождями этим летом проблем нет), да по траве, читали Чехова. Эта фантазийная зарисовка по «Трем сестрам», «Чайке» и «Вишневому саду» сначала напоминала мне чаепитие у сумасшедшего шляпника. Все актеры как в работах Виолы чуть двигаются, говорят две-три фразы и томно улыбаются. Кажется, что это какой-то дурдом, но какие времена… такие и постановки. Все очень актуально, понятно и живописно. Надеюсь, что избу починили потом.
Культурная программа этим не заканчивается, разумеется. Мы идем смотреть фрески Спасо-Ефимовского монастыря и слушать хор. Это очень и очень хорошо.
Я не любитель песнопений, но в монастырских стенах, укрытых росписями, со звуком колокола, радостным летом на улице, все становится волшебно. Теперь хор делает еще и иммерсивные представления в центре…. Не минула чаша сия и монахов — теперь у нас без иммерсивного в модных городах никак нельзя.