Этот тренд зародился еще в Америке во времена промышленной революции, когда заводы долгое время не использовались и оставались заброшенными. Первым примером в 70-х стала лондонская Tate Modern - галерея современного искусства, разместившаяся в здании бывшей электростанции.
За ней последовал и парижский Музей д'Орсе - это бывшая железнодорожная станция, где собрана выдающаяся коллекция искусства XIX века. Еще один пример - Caixa Forum - культурный центр Барселоны, который устроился в бывшей ткацкой фабрике.
Одними из первых, кто начал реконструировать промышленные пространства, была английская девелоперская компания, которая застроила район доков в Лондоне и превратила его из аутсайдерского квартала в центр моды и дизайна. Другим крупным проектом в 2000 году с использованием заброшенной ТЭЦ стала трансформация трио газгольдеров в роскошные апартаменты с интерьерами от Jonathan Tuckey Design.
Приспособление под культурные институции и галереи
Развитие девелопмента привело к тому, что во многих прогрессивных городах от Берлина до Москвы начали появляться креативные кластеры с выставочными пространствами, барами и ресторанами в самых неожиданных промышленных локациях от портов до банков и сахарных фабрик.
Вот несколько примеров:
В 1999 году группа художников попросту захватила здание старого банка, чтобы жить, работать и выставлять собственные произведения. Так появился один из первых арт-кластеров в Париже. А на заброшенный завод в Риме, простоявший без дела более 60 лет, в 2015 году организация 999Contemporary пригласила французского стрит-арт художника Seth разрисовать стены, а после превратила его в музей современного искусства Ex Mira Lanza.
Kengo Kuma & Associates и португальская архитектурная фирма OODA объединились, чтобы превратить заброшенную скотобойню Matadouro площадью 20 500 квадратных метров в культурный центр.
Тренд на проведение биеннале в промышленных пространствах тоже появился примерно в начале 2000 годов: начиная с венецианской биеннале и заканчивая нашей уральской. Этот тренд развили и организаторы рижской биеннале, используя под выставочные проекты заброшенные заводы, фабрики и вокзалы и порт.
В 2010 году Алиса Прудникова запустила проект Уральской индустриальной биеннале, концепцией которой было представление современного искусства известными кураторами на площадках заводов, ТЭЦ и прочего. Сейчас Алиса продолжает работу над одним из самых новых и прогрессивных общественных пространств в ГЭС-2, где проходят масштабные выставочные проекты, лекции, концерты и кинопоказы, а также детские мастерские и масштабные выставки.
В Москве тренд появился уже после 2010 года: сначала Винзавод, Флакон, дизайн кластер Artplay, а теперь 2 Хлебозавода и новое пространство Суперметалл. Каждый из кластеров имеет свою специфику и миссию. Например, Винзавод поддерживает молодых художников и развивает галерейный бизнес в России. Хлебозавод №9 больше является коммерческим кластером, где располагается штаб квартиры креативных компаний таких, как Setters, а также множество IT и молодых дизайнеров.
Открывшийся в феврале центр Зотова стал площадкой для концертов и выставок, посвященных истории конструктивизма. Новый Cуперметалл концентрируются на творческих мастерских художников и дизайнеров, а также творческих индустриях. Депо стал главным ресторанным проектом Москвы, где помимо множества кафе можно послушать лекции и сходить на концерт.
Новый проект Левашовского Хлебозавода откроет свои двери уже в июне в самом центре Петербурга. Там будет представлена аудиоинсталляция режиссера Дмитрия Ренанского и композитора Владимира Раннева, посвященная истории места. А летом в Творческой котельной пройдут фестивали молодых пианистов Pianissimo, которые зарекомендовали себя на площадках ГЭС-2 и Эрмитаж, а так же концерты современного танца ведущих российских постановщиков. В августе мы откроем выставку фотографии Михаила Розанова совместно с фондом Ruarts. Помимо прочего в культурном центре предусмотрен лекторий и детская архитектурная школа.
Освоение портов
Освоение портов стало отдельным направлением в креативных индустриях. Одним из первых зачинателей была немецкая компания, которая реализовала проект реновации Гамбургского порта площадью 240 гектаров в самом центре города. Работы над ним ведутся до сих пор.
Культурная столица России также не отстает и задействует сразу 2 пространства: «Новая Голландия» стала местом номер один для фестивалей, зимнего катка и семейного отдыха, а Севкабель Порт держит более зумерскую повестку и проводит регулярные концерты на улице, ярмарки внутри и pop-up выставки для молодежи.
Мастерские и галереи в промзонах
Одним из самых интересных примеров является галерея андеграундного искусства «Люда» в Санкт-Петербурге куратора и художника Петра Белого, где в бывшей промзоне создали двухуровневую галерею с зоной мастерской.
Тренд на создание культурных кластеров, музеев, выставочных пространств широко развивается и в регионах. В Туле открыли кластер Октава на территории действующего завода, легендарного производителя микрофонов. А в рамках Дягилевского фестиваля концерты проходят прямо на территории завода.
Когда я писала эту статью, материала оказалось настолько много, что на эту тему можно написать целое исследование, а возможно и несколько. Но, изучая индустриальную тему, мне было искренне интересно открывать для себя новые места и локации, которые с приходом новых концепций обрели вторую жизнь. И пусть они транслируют культуру каждый по-своему, но все эти проекты очень позитивно влияют на культурный ландшафт и развитие арт-рынка в России.