Мы видим все больше частных инициатив, поддерживающих отдельных художников, региональную сцену, институции – это рождает целую плеяду фондов и объединений с разными подходами к собирательству: Still Art Foundation, Ruarts Foundation, Фонд культуры Екатерина, Limonov Art Foundation, фонд AZ и другие.

Все чаще на ярмарках современного искусства мы видим стенды не только галерей, но и фондов. Часто это помогает авторам реализовать музейные форматы, которые бы им никогда не удалось осуществить в галереях, где главной целью является продажа работ. Этот тренд считывается и в государственных институциях, все больше выставок из собраний того или иного коллекционера, банка, госкорпораций, а в Noôdome и вовсе пестуют своих собирателей выставками под кураторством Lobby.

Так образуется новый тип коллекционера, соучастника рынка, ведь своими проектами коллеги не только транслируют личные предпочтения, но и создают свою среду, со своими модусами и акцентами.

Здесь хочется отдельно отметить и региональные инициативы. Нижний Новгород в этом году – тому подтверждение: ярмарка графики «Контур» полюбилась многим за свой интеллектуальных подход и возможность сфокусироваться на одной технике. Здесь были главные галеристы двух столиц, региональные участники, онлайн-площадки и самостоятельные сообщества художников. Ценовая политика позволяла каждому попробовать и вовлечься в арт-процесс.
Формирование самого понятия «коллекционер» неоднозначно, коллекционер – это сколько работ? Какого времени? По какой цене? Полагаю, что все же говоря о настоящих фондах поддержки хочется видеть профессиональный и системный подход, прежде всего в терминологии. Именно формированием этого поля и занимается фонд «Новые коллекционеры» Марины Лошак и Антона Белова – транслирование ценностей, этики и закрепление их на российском арт-рынке.

Например, Галерея Алины Пинской сформировалась из личной коллекции основателя и возможности это искусство поддерживать и транслировать, работать с музеями и выводить художников на международные смотры искусства. Limonov Art Foundation не просто собирает современное искусство, он формирует свой пул художников и продвигает их, выставляя на главных российских ярмарках.
Галереи тоже не отстают. Марина Гисич открывает сателлит галереи Gisich Projects и выращивает новую плеяду авторов в соседнем пространстве, где смело экспериментирует с форматами и медиумами. Антон Козлов одним из первых начал оцифровку своей коллекции, а теперь и активно занялся дилерством. Фонд AZ сначала организовывает масштабные выставки, а потом открывает свой музей.

Still Art Foundation ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность, но поддерживает молодых fashion-фотографов организовывая ежегодный грант. «Ассоциация галерей» давно взяла курс на упорядочивание и юридическое норматирование таких инициатив. Это не может не радовать, ведь приведение всех форматов к единому знаменателю возможно только при участии всех сторон. Так уже с прошлого годы мы видим ярмарку |catalog|, которая транслирует свой вектор, и помимо состоявшихся художников на стендах регламентирует участие и молодых имен. А коллекционер Андрей Малахов из страсти к искусству создал целую резиденцию для художников в Апатитах, которая сейчас является одной из самых востребованных.

Компании (например, Сибур, Газпром, Сбер, ВК) формируют свои коллекции, открывают ярмарки, музеи, фонды. Несколько лет казалось невозможным, что именно Газпром, организовывающий ярмарку 1703, сдвинет укорененный петербургский рынок, но сейчас мы видим, как год за годом им удается вовлечь почти всех галеристов культурной столицы и, главное, создать того самого начинающего коллекционера. Этому сопутствует в том числе широкая образовательная программа с экспертами, курируемая школой masters.
Теперь мы видим, что коллекционер – это не соучастник по типу, а соучастник по смыслу зыбкого формирующегося российского арт-рынка. Лично мне невероятно интересно наблюдать за этим становлением российского коллекционера, и хоть сейчас мы смело можем на пальцах одной руки пересчитать всех «главных», важно помнить, что во многом он зависит и от нас с вами, и что доступ к искусству совсем рядом и каждый может стать его участником.