Меня зовут Евгений Аветисов, я семейный врач, директор по медицинскому развитию сети Европейского медицинского центра (ЕМС). Я работаю в ЕМС с 2002 года, и за это время мы с коллегами сталкивались со множеством сложных и необычных случаев, по которым в клинику обращались пациенты. И многим мы успешно помогли. Именно о таких случаях я буду писать в этом блоге.
Сегодня я расскажу о том, как совместные усилия команды профессиональных врачей и пациентки совершили то, что многие бы назвали чудом. 58-летняя женщина смогла выносить и родить ребенка, хотя путь к осуществлению ее мечты был непростым.
«50 — это новые 40»
Еще несколько десятилетий назад на женщину, обратившуюся с подобным запросом к врачу, посмотрели бы в лучшем случае с непониманием. Сейчас многим трудно поверить в то, что во времена СССР старородящей называли девушку, которая решила стать мамой позже 25 лет. Средний возраст женщин, которые рожают первенца, сместился к 26–31 году — в разных странах по-разному. Все чаще женщины становятся мамами и в 40+ — и это нормально. Но о том, что выносить и родить ребенка можно даже во время менопаузы, известно не всем. Да, в таких случаях нередко (но, не всегда!) необходимо ЭКО и использование донорских яйцеклеток. Но главное — это возможно.
«Оказывается, 50 — это новые 40, когда дело доходит до родов», — пишут авторы исследования, опубликованного в 2019 году, специалисты из Ben-Gurion University и Soroka University Medical Center. Врачи проанализировали 242 771 родов у женщин разного возраста и пришли к выводам: после 40 лет вероятность осложнений повышается, но после 50 их не становится критически больше. То есть рожать после 50 по уровню безопасности — примерно как после 40. Да, риски есть, но современная медицина не стоит на месте. Поэтому победить многие характерные для «позднего родительства» проблемы возможно. Главное — найти способных помочь врачей и, конечно, не терять оптимизма и решимости действовать.
Время вспять
Героиня сегодняшней истории обратилась в ЕМС в 2019 году. Тогда ей было 56 лет. Пациентка пришла с мужем: это второй ее брак, и брак счастливый. Однако у супругов никак не получалось родить общего ребенка (от первого брака у нашей пациентки уже есть взрослая дочь). Было понятно, что путь предстоит непростой, но врачи ЕМС сталкиваются со сложными случаями постоянно.
На момент обращения в Европейский медицинский центр пара прошла через многое. За их плечами было 10 лет безуспешных попыток стать родителями. Ситуация осложнялась анамнезом: множественные миомы матки (эти доброкачественные опухоли могут снижать вероятность наступления беременности, приводить к выкидышам) и удаление правой доли щитовидной железы, что тоже может повлиять на репродуктивную функцию.
Менопауза наступает из-за запрограммированого природой истощения овариального резерва, то есть запаса яйцеклеток, из которых после овуляции и оплодотворения способен развиться эмбрион. В подобных случаях для наступления беременности, как правило, используется экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и донорские яйцеклетки, оплодотворенные спермой мужа. Пару это устраивало, ведь выносить и родить ребенка пациентка могла сама.
Но перед тем, как приступить к пересадке эмбрионов, необходимо подготовить организм женщины к наступлению беременности. Дело в том, что прекращение менструального цикла связано с гормональными изменениями, которые, помимо управления овуляцией, участвуют в регулировке многих других процессов. В частности, эндометрий — внутренняя оболочка, выстилающая стенки матки, — после наступления менопаузы истончается, а для наступления беременности и вынашивания ребенка эндометрий должен иметь достаточную толщину и структуру. Вернуть слизистой оболочке былую форму возможно при помощи заместительной гормональной терапии (ЗГТ).
Если вы слышали про ЭКО, то наверняка знаете, что первая попытка далеко не всегда бывает успешной: для зачатия часто необходимо несколько процедур. Наш случай не стал исключением. Четыре неудачных переноса. Затем удача — и замирание беременности на сроке 8 недель… Но ни пара, ни врачи не сдавались — и оказались вознаграждены. Долгожданная беременность наступила — в 58 лет!
Сохранить беременность
Все время, пока малыш растет и развивается в матке, его удерживает закрытая шейка. Шейка матки — нижняя часть органа, имеющая внутри канал, своеобразные «ворота», через которые ребенок выходит наружу при родах. Во время беременности этот канал должен быть плотно закрыт. Истмико-цервикальная недостаточность, то есть неспособность шейки оставаться закрытой при беременности — это потеря защиты ребенка от внешних факторов, возможность проникновения в матку инфекций, а главное — опасность самопроизвольного выкидыша или преждевременных родов.
К сожалению, эта проблема появилась у нашей пациентки. На 17-й неделе беременности ее пришлось срочно госпитализировать: возникла и прогрессировала недостаточность шейки матки, что требовало незамедлительных действий. На орган наложили швы, и это позволило пролонгировать беременность до 29-й недели. Все это время пациентка постоянно находилась в стационаре под контролем врачей.
Когда на сроке в 29 недель произошел разрыв плодных оболочек, медлить больше было нельзя. При помощи кесарева сечения на свет появилась девочка. Она весила всего 1,3 кг, в то время как дети, рожденные в срок, обычно весят 2,5–4,5 кг.
Терапия после рождения
Наша малышка не успела провести в утробе матери и 30 недель — ситуация довольно сложная. На этом сроке органы дыхания ребенка еще не до конца развиты. Он способен дышать лишь слабо и поверхностно, велика вероятность инфекций и других осложнений. Одно из самых опасных — респираторный дистресс-синдром. При этом состоянии альвеолы легких не могут оставаться открытыми, так как не хватает смазки, вещества под названием сурфактант — в нужном количестве оно вырабатывается только к 34–36-й неделе. Так как риск преждевременного появления на свет ребенка был велик, терапию, направленную на ускорение развития легких, врачи ЕМС начали еще заблаговременно. И это помогло: на фоне продолжения лечения на 4-й день малышка уже могла дышать самостоятельно.
Первые две недели с ребенком день и ночь работали детские врачи-реаниматологи нашего перинатального центра, но мама с дочкой могла быть вместе всегда, когда она этого хотела. Мне, как семейному врачу, кажется, что наличие такого контакта сыграло положительную роль в достижении удачного исхода.
Сейчас девочка растет и развивается абсолютно нормально. Могу говорить об этом с полной уверенностью: мы регулярно видим ее в ЕМС, она наблюдается у нашего педиатра. Между тем счастливые родители решили не останавливаться на достигнутом. Они хотят попробовать родить еще одного общего ребенка. Мы со своей стороны сделаем все, чтобы им снова помочь — и, может быть, однажды я продолжу рассказ об этой удивительной семье.