Кейт было 10 лет, ее брату — 6, а маме 40, когда та прибежала домой из больницы, затащила обоих детей с собой в ванну и приподняла перед ними свою блузку. Кейт с братом посмотрели на отражение в зеркале, а не прямо на маму, и увидели под ее правой грудью толстый красный шрам. Мама рассказала все: про рак, операцию, ремиссию, потом ответила на вопросы детей, после чего все дружно пошли за пиццей. «Так ее рак стал просто частью нашей повседневной жизни», — вспоминала Кейт. Когда она повзрослела, то, зная уже все о раке груди, регулярно ходила проверяться к врачам. Благодаря этому Кейт обнаружила уже свой рак на ранней стадии, когда болезнь можно было относительно легко вылечить.
Не всем попадаются такие осведомленные и осознанные мамы, как у Кейт. Рак молочной железы (РМЖ) — самое распространенное онкологическое заболевание среди женщин, которое можно вылечить на ранней стадии, нужно только точно знать, что делать, чтобы обнаружить его вовремя. Я собрал всю необходимую информацию в этом посте.
Как понять, есть ли рак груди
Ежегодно по всему миру диагностируют более двух миллионов случаев заболевания раком молочной железы (РМЖ). Он может появиться у любой женщины старше 50 лет без каких-либо причин. Однако существуют некоторые факторы, которые косвенно способствуют развитию рака:
- — раннее начало менструаций — до 11 лет;
- — поздняя менопауза — около 60 лет;
- — бесконтрольный прием гормональных препаратов;
- — бесконтрольная заместительная гормональная терапия;
- — лишний вес, сахарный диабет, метаболический синдром;
- — отсутствие в прошлом родов и грудного вскармливания;
- — облучение или контакт с вредными веществами на работе.
Рак молочной железы развивается бессимптомно. Именно поэтому необходимы регулярные профилактические обследования. Российское общество онкомаммологов призывает раз в два года, начиная с 39 лет, проходить скрининг: маммографию — рентгеновское исследование ткани молочной железы или МРТ для женщин с повышенным риском развития рака молочной железы.
Я всегда рекомендую своим клиентам в клинике маммологии ЕМС проводить МРТ-скрининг, поскольку у маммографии есть ограничения: у женщин с объемной и плотной грудью точность результата может составлять всего 38%. Американский Колледж радиологии проводил исследование, в котором 443 женщинам сделали ускоренную МРТ молочных желез, и у 11 был диагностирован рак, не обнаруженный при маммографии и УЗИ. Короткий протокол МРТ — это наиболее совершенный и безболезненный метод диагностики: точность — 99% и возможность выявлять образования малых размеров 5–7 мм, длительность исследования — 7 минут. А отсутствие лучевой нагрузки позволяет проходить обследование каждые полгода.
Стоит ли женщине проводить диагностику самостоятельно
Конечно же, в интернете найдется много наглядных инструкций по самообследованию груди. Но даже я как врач не полагаюсь на этот метод и не рекомендую это делать пациенткам, поскольку такая самодиагностика не позволяет обнаружить рак груди на ранней стадии. Хуже того, она может дать ложное чувство спокойствия: женщина не найдет ничего подозрительного и не пойдет на скрининг. Либо, напротив, у женщины разовьется тревожность при обнаружении малейших неопасных уплотнений, которые могут появляться в груди в период менструации.
Если женщина видит, что изменился размер или форма груди, на коже появилась сетка кровеносных сосудов, покраснение, припухлость, уплотнение или выделяется жидкость из сосков — это может говорить уже об очень запущенной стадии рака молочной железы. Я же говорю о ранней диагностике, а ее можно сделать только инструментальными методами.
Почему надо знать свои гены
В 5–10% случаев рак молочной железы обусловлен наследственностью и может возникнуть в раннем возрасте, до 40 лет. Именно поэтому на приеме врач всегда интересуется, не было ли рака груди или яичников у мамы, тети, бабушки, сестры. Унаследовать гены можно и от отца, если у него был рак груди (у мужчин РМЖ встречается в среднем в 100 раз реже, чем у женщин).
Повышенный риск РМЖ вызывают мутации в генах BRCA1 и BRCA2. Вероятность онкологии к 70–80 годам с мутацией гена BRCA1 составляет 55–72%, а с мутацией гена BRCA2 — 45–69%. Поэтому стоит сдать кровь и сделать анализ, если у кого-то из ваших родных было следующее:
- — рак молочной железы или рак яичников;
- — рак груди или рак простаты (метастатический) у мужчины;
- — рак поджелудочной железы;
- — гиперфункция щитовидной железы:
- — евреи-ашкенази в роду (их генетика относится к факторам риска);
- — если вам ничего не известно о родственниках.
В некоторых странах существуют специальные программы для женщин с наследственным фактором риска. Например, в Израиле, если в семье был РМЖ, рожденные девочки не позднее 20 лет проходят генетическую диагностику по крови, а до 30–35 лет им необходимо родить и выкормить детей. При этом они регулярно проходят контрольные обследования, а после 35 лет вправе решиться на удаление молочных желез и поставить грудные импланты. Затем женщины продолжат жить на заместительной гормональной терапии, но с низким риском РМЖ примерно в 3%, притом что у них был риск 70% к 80 годам или 80–90% к 60 годам.
В 2013 году о раке груди открыто заявила Анджелина Джоли. Когда ее мать умерла от онкологии, актриса прошла обследование и выяснила, что у нее есть мутация в генах, риск развития РМЖ — до 87%, а рака яичников — до 50%. Ее подход был радикальным: она превентивно сделала мастэктомию (удаление молочных желез) с последующей пластикой, не дожидаясь, когда появится опухоль. Затем удалила яичники.
Несмотря на то что наследственный рак самый агрессивный, развивается стремительно, а мутации в тех же генах часто приводят к раку поджелудочной железы и яичников, далеко не все специалисты поддерживают профилактическую мастэктомию. Потому что наличие мутации говорит о том, что риск развития рака высок, но не факт, что это обязательно случится. Женщины из группы высокого риска должны регулярно проходить обследования.
Согласно российскому законодательству, если женщина не больна раком, а у нее есть только генетическая аномалия, профилактическую мастэктомию ей никто не сделает. У нас в стране это не разрешено. Пока у женщины нет рака, можно обсуждать различные методы обследования, которые необходимо начинать делать на 10 лет раньше того возраста, в котором у родственника был обнаружен рак, а также получать консультации генетиков и других специалистов.
Рак груди — это не приговор
Мы вместе с коллегами в клинике ЕМС очень серьезно подходим к диагностике рака согласно международному протоколу, недообследованная женщина к лечению не допускается. Сначала собираем анамнез, оцениваем общий статус пациентки, чтобы понять, что способствовало появлению рака молочной железы. После МРТ-скрининга проводим биопсию — получаем кусочек измененной ткани и отдаем на гистологию. Затем отправляем пациента на позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ-КТ), чтобы понять степень распространенности опухолевого процесса: она только в тканях молочной железы или есть и отдаленные метастазы.
С полученными результатами мы выходим на консилиум, на котором собираются все специалисты — лучевые диагносты и терапевты, химиотерапевты, клинический терапевт и хирург, а также репродуктолог, если женщина детородного возраста. Мы обсуждаем и планируем, что будет сначала: операция, лучевая терапия, химиотерапия или гормональная терапия. Эти консилиумы проводятся на каждом этапе лечения. У нас также есть возможность отправить результаты в лабораторию авторитетных медицинских центров США и Европы, получить еще их мнение.
В нашей стране проводятся современные и эффективные операции с сохранением груди или одновременной пластикой. На любом этапе мы подключаем клинического психолога, поскольку женщине тяжело самостоятельно справиться с новостью об опухоли. Важно дать ей понять, что она не одна, мы всегда ее поддержим.
Почему о проблеме нужно говорить вслух
К сожалению, врачам приходится сталкиваться с раком в запущенной форме, когда он уже поднялся изнутри и «цветет» на коже. Подобные случаи нередко можно встретить в регионах. Есть женщины, которые для лечения рака используют нетрадиционные и порой очень опасные методы — керосин, ударно-волновую терапию, заговоры и так далее.
Всего несколько лет назад женщины умалчивали о болезни, считая ее чем-то постыдным. За свою долгую жизнь королева-мать Елизавета справилась с раком молочной железы, но это тщательно скрывалось. Если бы на уровне королевской семьи к этой теме привлекли общественное внимание, сколько женщин можно было бы спасти.
В современном мире женщины открыто говорят о заболевании и своим примером мотивируют внимательнее относиться к здоровью. Истории Кайли Миноуг и Синтии Никсон морально поддерживают многих женщин с диагнозом. Недавно Линда Евангелиста сообщила о своем опыте борьбы с РМЖ и о тех психологических трудностях, с которыми она столкнулась. Группы поддержки, общение, терапия с психологами помогают преодолеть тревогу и депрессию. А повышение осведомленности женщин о правильной и ранней диагностике рака молочной железы является нашей приоритетной задачей.
«Я надеюсь, что любая женщина, которая это прочтет, будет знать, что у нее всегда есть выход, что бы с ней ни случилось», — написала Джоли в той самой статье для The New York Times, где рассказала о собственном опыте мастэктомии. И я к ее словам присоединяюсь: рак груди — не приговор.