— Можно ли создать бизнес с нуля в сложное экономическое время? Нужно ли это делать или стоит подождать до лучших времен?
— Если мы говорим про предпринимателя, то это человек, который меняет устои и придумывает новые решения, а также пользуется внешнеэкономическими или внутренними ситуациями, внедряя свой продукт. Мы помним, что самое большое количество бизнесменов в России появилось в эпоху перестройки. Сейчас эти люди занимают лидирующие места в рейтинге Forbes. Это говорит о том, что во время перемен появляются возможности для запуска бизнеса.
Дальше важно понять свою готовность к риску, возможным потерями и ответственности, потому что у предпринимателя другой подход к мышлению и принятию решений в сжатые сроки. Это хорошо видно в стремительно меняющемся мире: нестабильная международная обстановка, сложности в логистике, неустойчивая экономическая ситуация. В этих условиях владельцу бизнеса нужно выбрать новый путь движения и развития, и это тоже риск — нанять неквалифицированного подрядчика, переориентировать структуры компании не на ту нишу или просто прогореть. Но именно в это время предприниматель получает толчок к действиям и новым бизнес-идеям.
Для новичков в бизнесе вопрос о выборе ниши стоит особенно остро. Им часто хочется выбрать целевую аудиторию, которая будет маржинальной. Это интересный подход, но мы рекомендуем в первую очередь подбирать нишу под себя.
— Какие инструменты помогут сохранить бизнес и не уйти в сильный минус?
— Я считаю, что рост невозможен без ошибок. На мой взгляд, существует всего три инструмента для роста.
- Наставник — человек, который помогает в определенных профессиональных областях. Это позволяет увидеть успешные примеры, бенчмаркетинг других компаний. Наставник — не панацея от всех болезней бизнеса, но он точно убережет вас от типичных ошибок. Сам я работаю в нескольких областях с несколькими наставниками на протяжении 10 лет.
- Среда и люди, с которыми вы общаетесь. Важно, чтобы вас окружали или вы могли свободно общаться с теми, кто уже достиг успеха. Это может быть вступление в бизнес-клуб, где, например, проводят бизнес-завтраки, и вы можете не только получить опыт во время беседы, но и найти делового партнера.
- Дисциплина. Ее невозможно перенять от других, только развить в себе самостоятельно. Если у человека не будет дисциплины, то достижение результатов будет идти медленнее и сложнее, а возможно, и с большими потерями.
Это три главных инструмента, которые станут базисом вашего успеха.
— Как работать с лидерами мнений для продвижения своего бизнеса?
— На рынке много примеров, когда при грамотной комбинации инфлюенс+ маркетинг проектам удавалось привлечь внимание покупателей и инвесторов. Для этого нужно тестировать несколько гипотез с интеграцией инфлюенсера. Никто не знает, как это может сработать: насколько увеличится рост потенциальных покупателей, как к такой интеграции отнесутся ваши партнеры по бизнесу, будет ли ДНК компании совпадать с лидером мнений и т.д. По опыту могу заметить, что в среднем одна из 3-4 гипотез срабатывает, а это означает, что для того, чтобы точно попасть в одну правильную идею, нужно запустить четыре гипотезы.
Если описывать механику, то она укладывается в несколько этапов:
— Отбор инфлюенсеров из большого списка с необходимой целевой аудиторией. Прежде чем выбрать Ивана Урганта, мы работали со списком из 20-ти персон. Кого-то мы сразу отсеивали, с кем-то начали вести переговоры, прежде чем принять решение.
— Анализ контента. Смотрим, что больше всего нравится аудитории инфлюенсера, что заходит подписчикам, и как это можно связать с нашим продуктом.
— На основе анализа и УТП компании готовят подробный сценарий и согласовывают его с инфлюенсером.
— Есть мнение, что франчайзи — это самое безопасное инвестирование. Насколько это утверждение верно?
— Франшиза — безопасное решение для начинающего предпринимателя, и я до сих пор в этом уверен. Сейчас наша компания строит свои филиалы исключительно в образовательной сфере, поэтому по опыту можно сказать, что это лучшее решение, чем самому открывать ноунейм точку. На данный момент у нас около 20 филиалов, развивающихся стабильно с хорошими прогнозами.
Трудности у новичка могут возникнуть при выборе франшизы и бренда. Для начала нужно изучить историю создания компании, с какими месседжами они выходили на российский рынок. Если это компания связана с производством, то в текущих реалиях будет большим плюсом, если основные мощности находятся на территории России. Далее нужно рассчитать стоимость вложений и самой франшизы. Начинающих предпринимателей франчайзинг привлекает еще и тем, что цена франшизы ниже, чем открытие нового бизнеса, но все же она требует вложений в будущем. Сюда можно отнести аренду помещения, закупку оборудования, ремонт техники или помещения, затраты на наружную рекламу, и этот список можно долго продолжать. Несмотря на то, что франшиза — безопасное вложение, важно иметь как минимум 500 000 рублей в качестве подушки безопасности.
Стремление к открытию бизнеса начинающим предпринимателям весьма понятно. Оно вызвано желанием взять на себя больше ответственности. Если сейчас вы работаете в найме и вам кажется, что вы могли сделать процесс иначе, то стоит задуматься, готовы ли вы самостоятельно все начать и отвечать за исполнение этих решений.
Сейчас эра возможностей для бизнеса. Ими нужно правильно воспользоваться, и тогда ваше имя возглавит рейтинг Forbes!