Ханука — еврейский праздник, возможно, самый известный среди… неевреев. С религиозной точки зрения, он менее значим, чем обычная суббота. Связано это, во-первых, с тем, что Хануку, в отличие от других праздников, принято отмечать максимально публично — чтобы все вокруг видели! Остальные иудейские торжественные даты, как правило, отмечаются закрыто — в семейном или общинном кругу. Во-вторых, популярность Хануки связана с ее календарной близостью к Рождеству. Праздник начинается 25 кислева: по еврейскому лунному календарю он может выпасть на время между концом ноября и концом декабря. В этом году отмечать Хануку начинают вечером 7 декабря.
Исторические обстоятельства появления праздника вкратце таковы. В 4-м веке до н.э. Ближний Восток (в том числе территория Израиля) был завоеван Александром Македонским. После его смерти огромная империя была поделена между диодохами — его полководцами. Территория Палестины вошла в состав государства Селевкидов. Верхушкой государства стали греки, насаждавшие в империи чуждые местному населению эллинистические традиции. Естественно, что свободные (возможно, даже чересчур) нравы греков были совершенно несовместимы с иудаизмом. В 167 г. до н.э. царь Антиох IV Эпифан решил уничтожить иудаизм, объявив соблюдение его ритуалов преступлением. Однажды две матери тайно провели церемонию обрезания своих сыновей. Их схватили, провели по улицам Иерусалима и казнили вместе с младенцами. Представитель священнического рода по имени Матитьягу Хасмоней и пятеро его сыновей возглавили еврейское восстание против поработителей. Образовалась армия, которая уничтожала языческие алтари, убивала вероотступников и изменников из числа евреев и защищала верующих от нападений язычников.
В итоге сын священника Матитьягу по имени Шимон стал первым царем восстановленного иудейского государства, которое получило в историографии название «Хасмонейское царство». Оно просуществовало до римского завоевания в начале нашей эры, то есть примерно полтора столетия. Главным символом их победы являлось восстановление контроля над Иерусалимским Храмом, который в годы сирийского господства подвергся осквернению: Антиох приносил здесь в жертву свиней. Храм необходимо было ритуально очистить, но нашли только один кувшин пригодного для этого оливкового масла, которого хватало лишь на один день. Евреи огорчились, поскольку, согласно традиции, для приготовления ритуального масла требовалось восемь дней. Но случилось чудо: столь малая порция масла горела все восемь дней. В память об этом чуде Ханука празднуется восемь дней.
Главный атрибут праздника — специальный светильник, ханукия, с восемью основными рожками и одним дополнительным. От свечи из дополнительного рожка зажигают основные. В первый день — один, во второй — два и т.д.
В память о чуде с кувшином в еврейских общинах по всему миру принято в дни Хануки готовить блюда с большим содержанием растительного масла, как правило, жаренные во фритюре. Например, европейские евреи (ашкеназы) традиционно готовят на Хануку картофельные блины (типа белорусских драников), которые называются «латкес». Евреи Северной Африки жарили во фритюре пончики с начинкой красного цвета, символизирующие горящий сосуд с маслом. Эта традиция распространилась в Израиле, а оттуда по всему еврейскому миру. Ханукальные пончики (суфганийот на иврите), наряду с ханукией, стали самым известным атрибутом праздника. В современном Израиле пекарни соревнуются, стремясь произвести суфганийот на самый изощренный вкус. В последние годы появилась мода не жарить пончики в масле, а выпекать в духовке, поскольку это не так вредно и калорийно. Однако выпеченные пончики вряд ли соответствуют духу праздника, где отмечается чудо с маслом. И уж раз в год можно съесть что-нибудь вредное, но отвечающее традиции.
Дети, согласно старинной традиции, на Хануку играют в дрейдл — четырехгранный волчок, на стороны которого нанесены четыре буквы еврейского алфавита, составляющие фразу «Нес гадоль хая шам» («Чудо великое свершилось там»). Каждый из игроков ставит на определенную грань ставку, выигрывает тот, на чью грань волчок упадет.
Еврейский закон требует ставить огни Хануки около окна, чтобы прохожий мог видеть их с улицы. Это выполнение требования раввинов об «обнародовании чуда». Широко известна фотография, сделанная в 1930-х годах в Германии. На подоконнике еврейской квартиры стоит ханукальный светильник, а из окна виден развевающийся флаг со свастикой. Это фото часто используют для иллюстрации несгибаемого еврейского духа.
Правило праздновать Хануку публично было активно принято направлением иудаизма Хабад в России и странах бывшего СССР. Вошло в обычай устанавливать ханукию на центральных площадях городов. В Москве, например, по этому случаю устраивают торжественную церемонию с участием городских властей.
Таковы исторический контекст и традиции отмечания Хануки — веселого праздника, который, однако, ни в коем случае не является «еврейским Рождеством» или «еврейским Новым годом».