Каждый год в конце осени или начале зимы евреи всего мира отмечают восьмидневный праздник Ханука, который начинается 25-го числа месяца Кислев по еврейскому календарю.
Хануку отмечают в честь восстановления и повторного освящения Второго храма в Иерусалиме во втором веке до н.э. Эти события символизировали прекращение владычества над Землей Израиля греко-сирийской державы Селевкидов, возникшей после крушения империи Александра Македонского.
Изначально Ханука отмечалась не столь широко по сравнению с Песахом, Шавуот, Рош а-Шана и Суккот. Однако в средневековой Европе ее популярность заметно выросла. Видя, как христиане пышно празднуют Рождество, евреи стремились поднять «престиж» и своего праздника, отмечаемого примерно тогда же.
Когда небольшой отряд еврейских воинов во главе с семьей Маккавеев отвоевал Храм в Иерусалиме, они нашли там всего одну емкость с оливковым маслом, которого хватило бы, чтобы свечи горели всего один день. Однако масла хватило на восемь дней, что называют «ханукальным чудом» Именно поэтому Ханука длится восемь дней.
Зажигание специального светильника — главный ритуал Хануки на протяжении двух тысяч лет. Зажигают восемь свечей, по одной в каждый вечер восьмидневного праздника.
У ханукального светильника девять рожков: восемь для основных свечей, а еще один — вспомогательный, от которого зажигают остальные.
Обычай ставить горящий ханукальный светильник на подоконник своего дома — это способ напомнить всему миру, евреям и неевреям, что произошло великое чудо. В последние десятилетия появилась традиция праздновать Хануку с особым размахом. Зажжения ханукального светильника часто превращают в масштабные церемонии с участием городских властей.
Интересно, что в этом году первый день Хануки выпадает на католическое Рождество, 25 декабря, а последние два — на 1-2 января — такое происходит впервые с 2005 года.
Наряду со светильником важным атрибутом праздника является игрушка волчок, называемый на идише «дрейдл», а на языке горских евреев — думдума. Хотя существует множество историй о том, что дрейдл появился в древности, по мнению ученых, это скорее фольклор, чем факты. В литературе первые упоминания о дрейдле относятся к XVIII веку. Европейские евреи, скорее всего, заимствовали игру у своих христианских соседей. И как минимум с XVI века известен обычай дарить детям на Хануку деньги.
Напоминанием о чуде с маслом служат и кулинарные традиции Хануки: принято готовить блюда с обильным использованием растительного масла. У восточноевропейских евреев самым популярным ханукальным блюдом являются картофельные оладьи типа белорусских драников. У евреев Северной Африки возник обычай готовить жаренные во фритюре пончики с начинкой из джема красного цвета, что символизирует сосуд с горящим внутри маслом. Поскольку горячие драники промышленным способом не приготовишь, сегодня самым популярным ханукальным угощением и в Израиле, и за его пределами стали эти самые пончики, называемые на иврите «суфганийот».
Свои особые традиции празднования Хануки имеются и у нашей общины — горских евреев. К Хануке было принято покупать специальные кошерные свечи из воска (свечи эти использовались не только в Хануку, но и по другим праздникам, а также каждую субботу). В Баку раньше были специальные мастерицы, в основном из горской еврейской общины, которые изготавливали такие свечи. Эти ханукальные свечи ставили на бронзовый поднос, непременно около окна, и зажигали в течение восьми дней, прибавляя каждый вечер по одной.
Только в общине горских евреев мальчику, рожденному в дни праздника, принято давать имя Хануко. Что касается кулинарных традиций Хануки у горских евреев, то во время праздника принято готовить ханукальный плов («ош Ханукои») с мясом и тыквой или морковью. Оранжевый цвет этих ингредиентов символизирует яркий свет солнца, которое начинает прибавляться как раз в дни Хануки или вскоре после нее.
Таковы обычаи Хануки — праздника света. Отмечая его каждый год, мы надеемся, что Божественный свет разгонит тьму, и во всем мире установится царство добра и гармонии.