На днях исполнилось три года, как в Москве открылся музей в квартире советской и российской балерины Майи Плисецкой. Он находится на шестом этаже дома на углу Тверской улицы в центре столицы. Для меня это повод вспомнить о великой приме Большого театра.
Майя Плисецкая — это имя, которое не нуждается в представлении. Одна из величайших балерин XX века, она стала символом не только советского и мирового балета, но и подлинного культурного многообразия нашей страны. Ее судьба, ее путь и ее искусство — часть большой истории России, в которой важное место занимает вклад людей самых разных национальностей.
Происходившая из еврейской семьи, Майя Михайловна родилась в Москве в 1925 году. Ее мать — актриса Рахиль Мессерер — принадлежала к известной семье, подарившей отечественной культуре целую плеяду выдающихся артистов. Это был настоящий клан служения искусству, и в нем Плисецкая впитала преданность профессии, трудолюбие и стремление к совершенству.
Еврейского образования она не получила — так сложились обстоятельства времени. Однако жизненная установка «быть лучшей среди лучших» стала ее внутренним ориентиром. Это стремление не просто выделяться, а служить своему делу на самом высоком уровне позволило ей не только добиться признания, но и определить целую эпоху в истории советского балета. Ее «Кармен-сюита», «Лебединое озеро», «Болеро» — не просто роли, а явление культуры, вошедшее в мировую историю.
Плисецкая — пример того, как личный талант и упорство могут быть поддержаны возможностями, которые давала наша страна, открывавшая путь в искусство самым достойным. Она представляла страну на лучших сценах мира и стала одним из ярчайших образов нашей культуры за рубежом. Ее называли «балериной века» — и не случайно.
Для еврейской общины России Майя Плисецкая — особая фигура. Она напоминание о том, как много сделали представители еврейского народа для отечественной культуры. И вместе с тем — она символ единства, культурного взаимовлияния, взаимного уважения. Она не отгораживалась от своей национальности, но и не выносила ее на первый план. Ее еврейство было частью ее судьбы — как и ее русскость, советскость, всемирность.
В лице Майи Плисецкой мы видим не только балерину — мы видим воплощение идеи: культура России всегда была и остается многонациональной. Каждый народ внес в нее свое — и в этом ее сила. Сегодня, вспоминая Майю Михайловну, мы благодарим ее не только за искусство, но и за верность той высокой планке, которую она задала — и которой продолжает вдохновлять целые поколения.
