Праздник шалашей Суккот, который еврейский народ отмечает неделю (в этом году — с вечера 6-го до вечера 13 октября), — это один из трех паломнических праздников, упомянутых в Торе. К Суккоту строят импровизированные шалаши, которые и называются «суккá» («суккот» — это форма множественного числа), в которых необходимо проводить некоторое время в течение каждого из дней этого праздника, длящегося неделю.
Суккот имеет для евреев двойное значение: праздник сбора урожая и напоминание о днях, когда наш народ жил в шалашах во время своего скитания по пустыне после Исхода из Египта. Чтобы подчеркнуть праздничную атмосферу, шалаши обычно украшают бумажными узорами, плакатами, гирляндами и, чтобы подчеркнуть тему урожая, фруктами и овощами.
Необходимый атрибут праздника — «арбаа миним» (четыре вида растений). Эти четыре растения: этрог (особый цитрусовый плод, цитрон), лулав (пальмовая ветвь), адас (мирт) и арава (ива). Из них делают своеобразный пучок, которым размахивают во всех шести направлениях, вознося благодарственные молитвы за плодородие земли.
В седьмой день праздника, называемый «Ошана Раба», совершают семикратный обход вокруг бимы (амвона в синагоге) с четырьмя растениями. Затем о землю ударяют связкой из пяти ивовых веток, этот ритуал призван искупить все оставшиеся грехи. В Ошана Раба предоставляется последний шанс обрести искупление после Великих праздников, которые начинаются с Рош а-Шана. С этим ритуалом связана надежда, что Бог пошлет Земле Израиля (где в это время обычно сухо) обильные дожди, которые обеспечат обильный урожай.
Известно, что у нашей общины, горских евреев, Суккот в прошлом больше ассоциировался как раз со сбором урожая. «В первый вечер этого праздника вся семья сидела в кущах. Плели снопы, заносили их во двор синагоги, пели песни, читали отрывки из Торы», — писал в 1837 году этнограф и указывал, что, в отличие от других еврейских общин диаспоры, горские евреи не практикуют обряд «четыре вида растений». Связано это с тем, что данные растения распространены на Ближнем Востоке, а на Кавказе они не произрастают.
Последний день Суккота у горских евреев называется «Араво». По мнению горских евреев, в эту ночь решается судьба человека. Также в это время в высших сферах решалось, сколько выпадет дождей в следующем году.
Кроме того, исторически в горской еврейской общине утром следующего дня проводили особую церемонию очищения от грехов: раввин символически ударял по спине сорок раз кнутом из ослиной кожи всякого, кто приходил в синагогу и просил очищения от грехов. За это раввину полагалась символическая плата в 5 копеек. Женщины же утром выходили на берег реки и загадывали желание.
Суккот считается временем особого гостеприимства, когда евреи приглашают гостей в свои шалаши. Они предлагают им пищу и напитки, чтобы поделиться радостью праздника.
Если Йом-Кипур — время самоанализа, проводимое в посте и молитве, то Суккот — неделя искренней радости. Еврейские мудрецы учат, что радостные эмоции этого праздника должны плавно подтолкнуть нас к духовному росту, самосовершенствованию, изучению Торы и соблюдению заповедей на весь последующий год.
