Я заинтересовалась темой лидерства, когда ко мне в коучинг пришла клиентка уровня executive. Ее управленческий стиль сочли авторитарным, и мы начали работу. Но самое интересное выяснилось в процессе: все известные для нее образы лидеров были мужскими.

И я задумалась, есть ли у лидерства пол и что за этим стоит.

Исследование 110 женщин-лидеров выявило, что некоторые респонденты считают стиль управления гендерно зависимым.

Только 5 процентов утвердительно ответили на вопрос: «Есть ли у лидерства пол?».

42 процента согласны с тем, что есть баланс мужских и женских качеств, и он индивидуален для каждого.

Под «мужскими» качествами понимают ориентацию на результат, конкурентоспособность, стратегию. К отрицательным проявлениями респонденты относят авторитаризм и агрессивность.

К «женским» чертам относят прежде всего гибкость, способность адаптироваться к новому, способность договариваться, стрессоустойчивость, эмпатию. Под отрицательными качествами - излишнюю эмоциональность и формирование кругов лояльности.

Различия, по мнению респондентов, определяются эволюцией и гормонами.

«Есть черты, которые бОльше свойственны мужчинам и женщинам. Я опираюсь на биологическую природу, у нас разный гормональный статус».

Тестостерон, которого в среднем по популяции обычно больше у мужчин, связывают с агрессией. Окситоцин, которого в среднем больше у женщин – с заботой и построением социальных связей.

«Тестостерон – про агрессию, доминирование, отстоять себя. Окситоцин – про позаботиться, социальное окружение, нацеленность на любовь и заботу»

С другой стороны, мы часто видим женщин-руководителей, которые проявляют себя более жестко, чем мужчины. И мужчин, проявляющих «женские» качества в бизнесе, например, истерику в момент принятия решений.

Определяют ли гормоны поведение, или поведение способствует выработке определенных гормонов?

В ходе одного эксперимента тестостерон повышался у женщин, когда им предлагали сыграть типично мужскую роль. Было доказано, что власть и конкурентная борьба влияют на повышение тестостерона и у мужчин, и у женщин (Мичиганский университет, 2015).

При этом понятно, что социально поощряется мужская конкуренция и такое женское поведение, как общение и забота.

Эксперимент К. Айзенгера и Э.Фера из Цюрихского Университета опровергает миф о связи тестостерона с агрессией. Было доказано, что тестостерон заставляет нас делать то, что считается более сексуально привлекательным в данном контексте. Там, где социально одобряема щедрость или честность, участники под действием тестостерона проявляют именно эти качества.

Роберт Сапольски в «Биологии добра и зла» подтверждает, что окситоцин содействует укреплению связей, между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, хозяином и собакой. Действие гормона связано с заботой, доверием, безопасностью, более точному считыванию эмоций, сотрудничеством. Тем не менее Де Дре подчеркивал, что работа этого нейропептида способствует навыкам более точного считывания своих и чужих.

Сапольски отмечает, что некоторые гендерные различия все же есть: у женщин улучшается определение родственных отношений, а мужчины точнее определяют иерархическое распределение.

Если под лидерством понимать доминирование, то гормоном лидерства можно считать серотонин. По мнению Лоретты Грациано Бройнинг, автора книги «Гормоны счастья», мы унаследовали мозг млекопитающих, для которых важно доминирование, так как оно приносит чувство удовлетворения. В ходе эксперимента, альфа-самца шимпанзе поместили в комнату с односторонней зеркальной панелью. Он демонстрировал привычные жесты доминирования, но не получал обратной связи, так как его не видели. Альфа-самец при этом сильно возбуждался, а уровень серотонина падал.

Но в природе доминантные особи есть как у самцов, так и у самок. Л.Франк исследовал пятнистых гиен, у которых самцы находятся в подчиненном положении. Более сильные коровы прокладывают себе путь в центр стада, когда более слабые остаются по краям, становясь более легкой добычей для хищников. Альфа-быки, соответственно, спариваются с альфа-коровами.

Так что гормон лидерства будет не половым, а одним из «гормонов счастья». И на его наличие скорее влияют социальные ожидания, воспитание и наше поведение.