Я являюсь одним из авторов и преподавателем в данной программе подготовки, и подводя итоги первого года, прежде всего, смотрю на тренды, которые сегодня уже заметны, а в течение следующих нескольких лет станут основополагающими в профессии.

Для меня это работа по «хоккейному принципу» - «Стремиться туда, где шайба будет в следующую секунду, а не туда, где она только что была».

Ближайшие годы рынок будут определять следующие тренды:

  • - Смена ролевой модели. От «юрист-партнер» к «юрист-стратег». Это соответствует международным стандартам профессии, когда на главу юридической службы возложена функция полноценного бизнес-партнера, стратега, присутствующего в правлении и совете директоров и влияющего на будущее бизнеса в целом. Поэтому будет наблюдаться рост спроса на специалистов, у которых будет сильно прокаченная «управленческая мышца».
  • - Новая модель управления юридической функцией в бизнесе, которую мы разработали в рамках запуска курса и которая не просто зарекомендовала себя как работающая, но и как уже приносящая результат «в бою».  Модель состоит из 5 элементов: люди, процессы, структура, технологи и личная эффективность. И эта модель работает по «фрактальному принципу», каждый из элементов модели делится на составляющие части, и в отношении каждой из частей есть свой управленческий подход.
  • - Усиление inhouse-команд, которые становятся серьезными конкурентами юридическим фирмам.

На фоне изменения общего ландшафта, когда вместо привычных International Law Firm («Ильфы») и Russian Law Firm («Рульфы») появляются новые игроки - New Law Firm («Ньюльфы»), создавшие юридические фирмы из специалистов, вышедших из первых двух категорий, все сильнее очевиден тренд на полноценную конкуренцию между внутренними командами и внешними юридическими фирмами, при этом роль inhouse растет и будет расти.

  • - Создание отдельной функции операционной эффективности юридических служб (Legal operations) как ответ на то, что юридическая функция претерпевает большие трансформации, встают новые задачи, связанные с управленческим функционалом, которые должны быть переданы на профессиональных управленцев, а для юристов должно высвободиться время на юридическую работу.